Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Аджаматова Гульнара Мавлетовна
Образование: Высшее образование
КБГУ
Место работы: ГКОУ"Бабаюртовская средняя школа-интернат№11"
Должность: учитель математики и информатики
Квалификационная категория Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 30
Мои достижения

1.Грамота за активное участие а территориальном конкурсе " Учитель года ТУО-2012"
2. Грамоты за участие в проекте"Источник знаний", ProШколу.ru
3.Благодарность Всероссийской игры-конкурса "Инфознайка-2011", "Инфознайка-2012"
4.Благодарность Международной игры-нонкурса "Инфознайка-2013"
5.Сертификаты и свидетельства об опубликованных работах на videouroki.net, На урок.ру, архив учебных программ и презентаций, ProШколу.ru

6. Свидетельство об участии в вебинаре "Технология критического мышления в усЛовиях реализации ФГОС"

Самообразование

Использования информационных технологий на уроках математики и информатики

Презентация результатов педагогической деятельности
учителя информатики и математики Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Бабаюртовская средняя школа-интернат№11» Аджаматовой Гульнары Мавлетовны
Я, Аджаматова Гульнара Мавлетовна, в 1978 окончила Бабаюртовскую среднюю школу №1. После окончания школы поступила в Кабардино- Балкарский Государственный университет, в 1985 г окончила математический факультет КБГУ с отличием. С 1985 г работаю в школе-интернат№11 учителем математики и информатики .
Общий трудовой стаж- 27 лет
Общий педагогический стаж-27 лет
Стаж работы в данной школе-27
Квалификационная категория - первая
Я работаю над проблемой использования информационных технологий на уроках математики и информатик, в результате чего у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, мотивы; развиваются способности, любознательность, эрудиция, творческое мышление, умение вести диалог и другие личностно-значимые качества.
Использую информационно-коммуникативные технологии как предмет изучения и средство изучения (обучающие и развивающие игры, электронные учебники, выход в Интернет, Интернет - проекты, виртуальные экскурсии, работа с компьютерными презентациями).
ИКТ применяю систематически и на всех этапах обучения.
Результаты деятельности показали, что актуальность и перспективность определяются:
1. Совершенствованием системы образования, стимулируемым социальным заказом общества, постоянным требованием к выпускнику школы как конкурентно-способной личности.
2.Потребностью учащихся в активном общении, познавательной деятельности, в работе с большим объёмом и современным источником информации.
3. Желанием учащихся продолжить образование, готовностью к дальнейшему самоопределению.
Для детей необходимо создать среду, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся, организовывать общение в режиме сотрудничества, позволить сделать процесс обучения личностно-ориентированным. Нужно ставить и решать новые нетрадиционные образовательные задачи, Работая в режиме информационных технологий нужно, конечно, использовать приёмы и стратегии личностно-ориентированного обучения, превращать обучение в продвижение от незнания к знанию – в совместный интересный поиск. Использую и воспитательные технологии: здоровьесберегающие, технология педагогического сотрудничества, педагогика общей заботы и др.
Учитывая то, что образование – процесс обоюдный, и без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным ни был учитель, я постаралась создать комфортность, уважительное отношение друг к другу не только на уроках, но и во внеурочное время, убедить ученика поверить в себя, в свои силы.
Главную свою учительскую, и вообще человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой, конкурентоспособной, ответственной личностью. Поэтому всегда поддерживаю и поощряю любые творческие начинания, искренне радуюсь неожиданным решениям ученика. Стараюсь развивать у учащихся способность мыслить свободно, без страха, творчески.
Активно участвую в работе школьного методического объединения.
Принимаю участие на семинарах, даю открытые уроки с применением ИКТ.
Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний, интегрированные уроки информатики и географии, информатики и физики, информатики и английского языка, информатики и литературы, уроки компьютерного тестирования и др.
Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
В интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые для развития учащихся. При таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения, используемые в разных предметах: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях.
В реальном процессе обучения межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений школьников.
Реализация педагогической идеи применения ИКТ на интегрированных уроках построена на применении основных педагогических принципов: развивающего обучения;
сознательности и прочности усвоения знаний;
самостоятельности и творческой активности;
наглядности.
Уроки проходят в кабинете информатики, используются компьютеры и экран, на который проектируется фрагмент урока. В качестве программного обеспечения использую свои собственные разработки.
Урок информатики становится благодатной почвой, на которой реализуется связь между различными школьными дисциплинами.
Технология применения ИКТ на уроках математики и информатики должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности. Использую в работе программы тренажеры, тесты
Например, я использую тренажеры при ознакомлении нового материала, при изучении темы «Клавиатура, ее назначение», применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание.
На уроках я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала.
В нашей школе, под моим руководством, в свободное от занятий время у выпускников есть возможность подготовиться к ЕГЭ благодаря использованию различных методических дисков. Важную роль играет компьютерный эксперимент.
Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Программируем электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные, автоматически получаем результаты вычислений;
за урок мы можем провести несколько экспериментов, проанализировать их, построить графики.
В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (системы счисления, понятие информации, количество информации, алгоритмика и др.) много внимания уделяю начальному освоению информационных технологий – текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернет -технологий. При наличии 1-2 часов в неделю трудно добиться устойчивых навыков у детей, некоторые из которых не имеют дома компьютера: отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дают. Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений. Метод проектов играет в данной ситуации значительную роль.
Учась программированию, учащиеся развивают логику, интеллектуальное мышление, творческие способности. Создав свой продукт, ученик получает огромное удовлетворение и положительную самооценку, что активизирует его познавательную деятельность и помогает самореализации личности
Метод проектов позволяет добиться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов.
Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа (2 – 3 человека) выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: сами придумывают, разрабатывают разные проекты, готовят для классных часов и внеклассных мероприятий стенгазеты, поздравительные открытки, сценарии и т.д
Если ученики выполняют работу в группе, то им приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу – необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат. Опыт показывает, что есть некоторое количество учащихся, которые не могут контролировать свою работу и всегда не успевают к сроку. При работе с такими детьми необходимо дать им возможность закончить работу. В противном случае мы рискуем получить обратный эффект - глухую защиту и невосприимчивость. Даже среди успешных детей остается доля таких, кто не может проявить себя в полной мере из-за того, что у них другой стиль мышления. Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения.
В своей методике преподавания предмета «Информатика и информационные технологии» я следую таким положениям:
•компьютер является инструментом, таким же, как ручка, пила, автомобиль, предназначенным для обработки информации, но это инструмент сложный;
•единство практики и теории – непременное условие успешного обучения.
•к изучению команд компьютера надо подойти как и к изучению иностранного языка, команды – это язык ЭВМ.
Изучение предмета «Информатика» предъявляет к учителю особые требования. Во-первых, это должен быть достаточно эрудированный человек. Знание таких предметов, как русский язык, математика, физика, английский язык просто необходимо.
Во-вторых, необходимо работать при отсутствии учебников. Информатика – наука быстроразвивающаяся. Почти ежегодно обновляется парк машин, меняется их программное обеспечение. У нас нет ещё учебника, который можно было бы взять за основу и предложить купить его учащимся. Материал приходится собирать из различных источников.
В-третьих, проведение лабораторно-практических занятий заставляет учителя быть и психологом и техником одновременно. В этих занятиях принимают участие трое: учитель, учащийся и компьютер. Чтобы уроки проходили на достаточно высоком уровне, должна хорошо работать связка «учащийся- компьютер». А учитель должен установить их взаимодействие и руководить им.
В-четвёртых, учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения. Рассказывая о команде или программе, я должна знать, как они выполняются на практике, к каким приводят результатам, суметь разобраться в программе ученика (при изучении программирования), найти ошибку и "подсказать” возможный ход решения, если созданная учеником программа "не работает”.
Кабинет информатики – вполне подходящее место для встречи разных школьных детских занятий. Можно сделать газету, журнал, книгу, фильм, игру, полезную вещь. А основным инструментом является компьютер, который поможет сделать:
1.Учебное пособие своими руками – помощь учителю и себе. Пособия изготовляются учениками по заданию (заказу) учителя. Это первые шаги к осознанию учеником учебного процесса как актуальной задачи, требующей решения, и к выработке сознательного навыка сознательного учения.
2.Сводные таблицы и графики различных показателей: оценок по предметам, ошибок в диктантах, суммарный вес и рост всего класса.
3.Оказать помощь воспитателям в подготовке сценария к мероприятиям (поиск материала в Интернете)
4.Оказать помощь учителям предметникам при подготовке презентаций к урокам.
Делюсь опытом своей работы, выступая на совещаниях, семинарах, по следующим проблемам инновационных технологий в педагогической деятельности: "Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности”
Важную роль в изучении предмета играет внеклассная работа. Я уделяю много времени и проведению внеклассных мероприятий. Собственный педагогический опыт работы по проблеме стараюсь переносить и во внеурочную деятельность. Это индивидуально-групповые занятия по математике, наличие предметного кружка по информатике, проведение предметных недель, декад во внеурочное время, подготовка и участие в предметных школьных и территориальных олимпиадах, конкурсах школьного уровня.
Большое внимание уделяю внеурочной деятельности учащихся по информатике и информационным технологиям. Использую разнообразные методы и формы работы.
В результате создаются условия для реализации способностей детей, у них активизируется познавательный интерес, развивается логическое мышление.
Для внеклассных занятий, главным образом, я использую демонстрационный материал, презентации, специальные стенды. Используя такую наглядность очень легко организовать работу учащихся. Уроки информатики можно сделать интересными и занимательными, применяя ребусы, шарады, кроссворды, шутливые задания, сказки, стихи. Урок информатики нужен и интересен, когда урок—это искусство. Просто нужно быть художником, сценаристом, режиссером, актером и критиком. Очень полезны игровые уроки. Именно, в игровой и занимательной форме можно дать материал, который обычным способом не усваивается. Увлекшись игрой, ученик забывает, что учится.
«Игра - путь детей к познанию мира, в которой они живут, и который призваны изменить»
М Горький.
Мною проведены игровые уроки: деловые игры» Информатик-бизнесмен», различные соревнования, КВНы, уроки расследования «Суд над Интернет», «Суд над компьютером», «Турниры знатоков», «Интеллектуальное казино», вечера математики, физики и информатики, «МИФ Ассорти», «Колесо истории» и т.д. Часть моих разработок можно найти в сети Интернет
…………………………………………………
Проводя различные мероприятия, я все больше убеждаюсь, что для проявления интереса учащихся к изучению предмета играет историко-математический материал.
Важную роль играет изучение жизни и творчества великих математиков, информатиков, ознакомление учащихся с их воззрениями. Очень часто на мероприятиях использую высказывания великих людей ( оформление стендов…), использую презентации, и вместе с детьми создаем интересные презентации и проекты.
Изо дня в день, от урока к уроку я стараюсь развить познавательный интерес учеников к преподаваемому мной предмету - информатике и информационным технологиям.
В связи с этим привлекаю детей к участию в различных конкурсах не только районного и республиканского уровня, но и даю им возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки нашего региона. Три года я с учащимися моей школы участвую во всероссийском дистанционном конкурсе «Инфознайка», который проводится в г.Чебоксары. В 2010-2011 году участвовало 10 учащихся, в 2011-2012 году - 20 учащихся, 2012-2013г – 20 учащихся. За три года учащиеся получили 9 дипломов. 41 учащихся получили сертификаты с результатами – хорошо и отлично.
Я убеждена, использование информационных технологий необходимы в процессе обучения и воспитания.

Выдано свидетельство №013 - P - 0029
Обязательно посетите и другие наши модули!
Методические разработки
Методические разработки Более 20000 авторских методических разработок для учителей школ! Презентации, разработки уроков, тесты, практические и контрольные работы, разработки для классного руководителя, дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ.
Педагогические статьи
Педагогические статьи Педагогические статьи участников портала. Обобщение опыта работы, текстовые сценарии, статьи о школе, мысли о коллегах и многое другое!
Форум учителей
Форум учителей Форум, на котором любой участник портала может высказать своё мнение по любому интересующему его вопросу. Ваши коллеги-учителя помогут разобраться в любых школьных проблемах. Заходите!
Новости образования
Новости образования Специально для Вас мы собираем самые интересные новости образования в России!
Аджаматова Гульнара Мавлетовна Мои разработки