Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Дегтерева Галина Дмитриевна
Образование: Высшее образование
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко
Место работы: Кировское областное общеобразовательное автономное учреждение "Лицей естественных наук"
Должность: учитель начальных классов
Квалификационная категория Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 26 лет
Мои достижения
Победитель городского конкурса «Самая классная классная» 2007 год
Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2010 года в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
Призер городского конкурса «Учитель года» 2012 год
Дипломант Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
Лауреат фестиваля педагогических идей «Открытый урок», Конкурс «Презентация к уроку»
Победитель V Регионального конкурса руководителей исследовательской деятельности детей и юношества «Педагог - исследователь» 2013 год
Лауреат премии Правительства Кировской области имени А.Н.Тепляшиной 2015
Почетная грамота Министерства образования РФ 2016 год
Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2016 года в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
Самообразование

«Моя шкатулка: справочник» как средство формирования информационной грамотности младших школьников


Высокая востребованность материалов справочника определяется тем, что ФГОС НОО предусматривает формирование информационной грамотности младших школьников. Согласно изменениям, внесенным во ФГОС НОО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы НОО должны отражать в т. ч. формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
С помощью страниц пособия «Моя шкатулка: справочник» ученик получит возможность научится работать с текстовой и графической информацией. Пособие поможет ученику подобрать нужные слова для описания времени года, человека, домашнего питомца, для характеристики литературного героя и оценки его поступков, для обозначения эмоций, чувств, испытанных героем в той или иной ситуации, для описания настроения персонажа и др.
Использование лексико-методического и литературоведческого материала справочника, способствует повышению качества литературного анализа произведения, развитию эмоциональной сферы учащихся, их творческих способностей, расширению лексического запаса школьников, развитию связной речи.

Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов. Наблюдения показывают, что выпускники начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, испытывают затруднения при подборе слов для характеристики литературного героя или оценки его поступка.
Учебное пособие «Моя шкатулка: справочник» можно отнести к новейшим средствам обучения, способствующим достижению личностных и метапредметных результатов образования. Работа с пособием направлена на формирование общеучебных познавательных универсальных действий: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Использование справочника «Моя шкатулка» позволяет формировать у учащихся коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Для формирования регулятивных действий целеполагания и контроля разработан «Словарь целеполагания». Он включает в себя глаголы и сочетания слов, позволяющие учащимся формулировать познавательные цели.
С помощью «Словаря целеполагания» учащиеся могут:
- определить главную цель урока;
- уточнить формулировку цели урока;
- формулировать цели урока;
- подвести итог урока.
Проявляемая на уроке активность учащихся становится внутренне мотивированной.
Словари справочника «Моя шкатулка» содержат богатейший материал для достижения личностных результатов образования блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Приведу некоторые примеры.
Формировать ориентацию ребенка в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей помогает «Словарь оценки поступка героя». С помощью групп слов, составленных по принципу «синонимы-антонимы» учащиеся могут охарактеризовать поступок точно и всесторонне.
Например, при работе над рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок» третьеклассникам, систематически работающим со словарем, доступно такое задание:
У: Оцените, действия мальчика. Какими они были? Можете пользоваться помощником – «Шкатулкой». Какой словарь откроете?
Д: «Словарь оценки поступка героя».
У: Отвечая на вопрос, комментируйте свои действия и обосновывайте выбор.
Д: Ищу ключевое слово: мальчик поступил СМЕЛО: трусливый человек не смог бы забраться на такую высоту и подвергать себя опасности. Выбираю слова-синонимы: герой поступил уверенно: он не стал медлить, его движения были быстрыми. Он добрался до верха мачты за одну минуту.
Д: Я думаю, можно выбрать ключевое слово ГЛУПО, а синонимы – бездумно, безумно, необдуманно, опрометчиво, поспешно, сгоряча, слепо. Чувства взяли вверх над разумом, он не контролировал своих действий, мальчиком руководил только задор.
Д: Я тоже выбираю ключевое слово ГЛУПО, но с другим оттенком: мальчик поступил безответственно, легкомысленно, эгоистично. Он не думал о последствиях поступка, не думал о других людях.
Развитию этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им способствует работа со «Словарями состояний, эмоций и чувств».
Использую следующие приемы работы со «Словарем состояний, эмоций и чувств»:
определение собственных чувств, вызванных чем-либо, определение чувств, испытываемых другим (литературным героем),определение чувств автора к герою произведения;
- толкование слова-названия состояния, эмоции или чувства с помощью синонимов.
Рассмотрим пример:
Литературное чтение. Н. Рубцов «Воробей» (1-2 класс)
У: Ребята, как вы думаете, как автор относится к воробью?
Д: Я думаю, что автор переживает, волнуется за воробья.
Д: Ему жалко воробышка.
У: Я согласна, автор испытывает волнение, жалость. Предлагаю дополнить уже названные чувства автора, используя «Словарь состояний, эмоций и чувств». Откройте справочник, страница 12. Рассмотрите личики-модели эмоций и чувств. Какая модель, на ваш взгляд, передает чувства автора?
Д: Я думаю, БЕСПОКОЙСТВО.
У: Прочитаем слова под словом БЕСПОКОЙСТВО.
У: Выберите подходящие слова.
Д: Тревога, озабоченность.
У: Николай Рубцов испытывает беспокойство, озабоченность, тревогу за судьбу замерзшей и голодной птички.
У: Откройте справочник на странице 15. Найдите модель ЖАЛОСТЬ. Прочитайте слова в столбике. Выберите подходящие.
Д: Сочувствие, сострадание.
У: Автор жалеет воробья, сочувствует ему, сострадает.
У: На страницах 13 и 14 я нашла еще 2 слова, которые, по моему мнению, тоже выражают чувства автора к воробью. Это уважение и восхищение. Как вы думаете, почему можно подобрать такие слова?
Д: (Высказывают мнение.)
У: Составьте полный ответ на вопрос: «Как автор относится к воробью?»
Д: Николай Рубцов переживает, волнуется за воробья. Он испытывает беспокойство, озабоченность, тревогу за судьбу замерзшей и голодной птички. Автор жалеет воробья, сочувствует ему, сострадает. Поэт уважает маленькую птичку, восхищается ею.
Атмосфера сотрудничества, использование активных методов, приемов работы на уроке, целенаправленное усиленное внимание к слову, дают результаты. Значительно обогащается новыми словами речь детей, расширяется лексический запас. Дети применяют в устной и письменной речи неизвестные ранее обороты и выражения. Письменные высказывания учащихся отличаются содержательностью и логичностью. У многих учащихся появляется потребность познания слова через словарь. Большинство детей, в результате говорит связными предложениями, они могут полно охарактеризовать предмет или ситуацию..
Можно сделать вывод, что при использовании справочника возможна целенаправленная работа по формированию информационной грамотности младших школьников.

Авторская книга
Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014.- 144 с.: илл. – ISBN 978-5-498-00264-4
Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2015.- 128 с. – ISBN 978-5-498-00340-5
Статья из сборника
Дегтерева Г.Д. «Моделирование на уроках литературного чтения» в сборнике «Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения: учебно - методическое пособие»/ под ред. О.Н. Бершанской. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2013.-180 с.- ISBN 978-5-91061-369-4
Дегтерева Г.Д. «Развитие интереса к самостоятельному чтению посредством моделирования» Сборник «Инновационный подход к обучению и воспитанию: материалы V Международного фестиваля методических идей» 24 октября 2014 г./ гл. ред. М.П. Нечаев. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014.-500с. – ISBN 978-5-906212-60-3
Дегтерева Галина Дмитриевна
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.