РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание через курс ОРКСЭ

Автор: Сергиенко Татьяна Ивановна

Метапредметность в духовно — нравственном воспитании и обучении основам религиозных культур и светской этики

Коллеги! Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что с позиций нового федерального государственного образовательного стандарта , результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.

Личностные результаты – это готовность и способность учащегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки.

Метапредметные результаты – это освоенные учащимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и межпредметные понятия.
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, а также рефлексивной деятельностью.

Обновление образования предполагает в настоящее время ориентацию образовательного процесса на развитие субъектности ученика, развитие в нем «внутреннего человека», взращивание способности к самостроительству им своей личности

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любовь к природе и к людям.

Введением нового предмета ОРКСЭ государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания обучающихся через изучение традиций народов.

Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг к воссоединению обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулей, имеющих ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям. Например, в рамках модуля «Основы светской этики» обучающимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями морали и морального выбора, введением философских категорий добра и зла, добродетели и порока, свободы и необходимости.

Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение обучающимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций. Благодаря этому ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике.

Это позволяет продолжить формирование

  • основ российской гражданской идентичности;
  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;
  • этнической и национальной принадлежности;
  • ценностей многонационального общества;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

Так, например, познакомившись на третьем уроке (тема «Культура и мораль») с определением и особенностями морали, на 11 уроке (тема «Моральный долг») понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на 15 уроке уточняются моральные качества человека.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:

  1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
  2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
  3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии обучающегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.

Это проявляется в формировании:

  • основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»;
  • ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала модулей);
  • гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;
  • толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;
  • уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Таким образом, нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Развитие личности, формирование УУД – приоритетные задачи, которые  определяют метапредметные результаты образования. Ориентиром здесь выступает системно-деятельностный подход. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.

Как организовать условия инициирующие учебные действия? Какие технологии  для этого можно использовать? Как их применять?  Вот вопросы, которые я попытаюсь раскрыть, используя урок ОРКСЭ.

Демонстрация  технологий, применяемых на уроке ОРКСЭ.

Определим этапы познавательной деятельности на уроке и используемые технологии. Познавательная деятельность на уроке организуется при использовании основных технологий деятельностного типа: проблемно-диалогической технологии, технологии продуктивного чтения, технологии оценивания учебных успехов.

Технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология используются на нескольких этапах познавательной деятельности учащихся на уроке. Как предполагает деятельностный подход открытие нового на уроке должно идти от ученика, который, наблюдая противоречия между «жизненным уровнем» знания проблемы и недостатком знания ее решения,  учиться ставить цель для поиска и составляет алгоритм решения проблемы.  Учитель лишь должен четко продумывать систему вопросов, которые помогут определить направление, а не решение.
Учебник содержит различные виды текста: научные статьи, художественные тексты (притчи, сказки, отрывки рассказов) и упражнения для практической работы. Поэтому используем технологию продуктивного чтения, которая предусматривает различные виды чтения текста.

Рассмотрим, как применять технологии на уроке, и какие УУД формируются

1. Мотивационно-организующий этап. Используя проблемно-диалогическую технологию на данном этапе, может решаться ряд важнейших задач, выявление жизненного опыта детей по теме урока, определение цели и задач, формулирование темы урока.
Начинать урок желательно  с мотивации. Вызвать потребность в изучении нового, заинтересовать учащихся, можно, используя в начале урока прием работы с иллюстрацией, видеофрагментом, музыкальным клипом и др.

Такую работу предусматривает технология продуктивного чтения. И первый компонент работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации начинается еще на мотивоционно-ориентировочном этапе и  обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения.

То или иное средство используется для иллюстрации жизненной ситуации,  которую дети могут интерпретировать, используя свой «житейский» опыт, но главное это средство используется для эмоционального «вживания в урок» и начинать работу с ней можно с вопроса: «Какие эмоции и чувства вызывает ситуация, изображенная на иллюстрации (герой)?».

На данном уроке мы обращаемся к герою: « Персонаж изображенный на иллюстрации вызывает симпатию или осуждение? Получится ли желаемый результат, при таком отношении к делу?

Подумайте, какое качество нужно развивать, чтобы получалось задуманное?»  (используем опорные слова: сила, ловкость, смелость, терпение).
Продолжая работу, переходим непосредственно к предположениям детей по формулированию темы урока: «Предположите, какая тема сегодня на уроке? Хотите проверить свои предположения?»

Вопросы помощники универсальное средство, которое помогает учащимся сформулировать задачи урока: «Что..? Какие..? Как..? Хотел бы (хочу ли)  я..?». Эти вопросы должны отражать структуру изучения нового материала, можно продумывать каждый вопрос исходя их вида деятельности и  содержания материала который используется. В конце каждого этапа возвращаемся к вопросам, анализируем, что исследовали, что осталось изучить?

2. Этап открытия знаний.

Работа с текстом во время чтения – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения;
При работе с определением, перечитывая текст определения, учащиеся находят ключевые слова, анализируют их смысл. Если предлагается изучить разновидности понятия, можно использовать, такие иточники информации, которые помогут проанализировать, разделить на группы, дать определение каждой группе. Например, работа в паре с карточками.

Решая задачи урока мы обращаемся к тексту учебника, для поиска информации и представления её в различных видах: таблицах, схемах, которые позволяют выделить основные положения необходимые для анализа и обобщения. Например, исследуем: как труд влияет на жизнь человека?

Предлагаем учащимся самостоятельную работу с текстом учебника с. 87-91, проговариваем алгоритм работы: читают, ищут в тексте и дополняют предложения в карточке №1

Работа с текстом после чтения – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.

Работа в группах по заданному алгоритму.

  1. Прочитайте предложения, которые получились.
  2. Обобщите, зачем нужен труд в жизни человека.
  3. Запишите вывод в карточку № 1.
  4. Сравните, что изменилось в герое? Дополните вывод.
  5. Определите, кто будет представлять (защищать) ваш вывод (результат работы).

Данный вид чтения используем чаще всего на  этапе познавательной деятельности учащихся на уроке - отработки умений с  последующим анализом результата деятельности и оценкой.

4. Этап – контроль (рефлексия деятельности).

При оценивании результатов деятельности используем технологию оценивания учебных успехов.

Акцентирование на результате деятельности — характеристика объективного результата проделанной ребенком работы с использованием критериев оценки (интерес, трудность, успешность, сотрудничество и др.) — способствует развитию самооценки к собственной и совместной  деятельности. Используем для фиксации оценки шкалы.

«Вернемся к вопросам. По каким критериям предлагаете оценить нашу работу на уроке: \ насколько она была вам интересна, сложна для вас, успешна \. (используем шкалы)»

Системно-деятельностный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Поэтому особое внимание уделяется дифференцированному домашнему заданию.

Можно предложить учащимся несколько видов домашнего задания различного уровня сложности, в том числе творческого характера.

Современный урок в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов требует от учителя создание условий, при которых инициируется учебное действие. На первом месте выступает ребенок, такой, какой он есть, его самоопределение, саморазвитие и самореализация.

Используя на уроке технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологию и технологию оценивания учебных успехов мы формируем УУД и создаем условия для развития личности ученика. Иными словами выстраиваем урок, соответствующий требованиям образовательных стандартов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. Рефлексивное управление образовательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий.

1. Синквейн (в переводе с франц.– пять строк):

  • Первая строка – одно существительное (суть, название темы);
  • Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);
  • Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;
  • Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме;

2. Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному).

Почему вдруг возник синквейн? Нужно было заинтересовать учеников. Ведь внешне это как белый стих, но в нем скрыт большой смысл. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. А ведь именно это умение потребуется для рефлексии по итогам изучения темы, проведения интересного урока, внеклассного мероприятия.

Прием «Составление кластера». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Удобно применять после изучения какой-либо темы.Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее

Одна из задач рефлексивного подхода в том, чтобы ученик сформулировал словесно свои результаты (научился, узнал, сделал и т.д.). С помощью таких ответов происходит осознание детьми собственной деятельности. Это можно делать устно, можно в виде письменного анкетирования.

«Назови три положительных момента на сегодняшнем уроке и одно действие, которое можно добавить завтра». Например, за 1-2 минуты до конца урока предлагаю учащимся высказаться одним предложением, выбирая началофразы из рефлексивного экрана на доске, при этом начало предложений не должно повторяться:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось

Рефлексивной деятельности можно учить учащихся через выполнение учебных заданий в ходе урока. К средствам осуществления рефлексии относятся схемы, таблицы, формулы, чертежи, графики. То есть всё то, что позволяет зафиксировать в той или иной форме (образно, знаково, схематично и т.п.) совершённые действия и установить наличие (или отсутствие) связей между ними.

Я использую игровые технологии. Самые распространенные игры – командные. Ученики с удовольствием в них играют, увлеченно выполняют все задания, переживают. Все хотят быть победителями.

Гораздо больший эффект и пользу можно получить, организовав рефлексивную командную самооценку. Рассчитать время проведения игры так, чтобы после ее окончания до конца урока осталось 5–7 минут.

Раздать командам листочки, разделенные на три части, в каждой из которых один вопрос и место для ответа:

  • Что такое команда? Перечислите качества хорошей команды.
  • Добилась ли ваша команда сегодня успеха? Чем ваша команда отличается от идеальной?
  • Что нужно сделать, чтобы уверенно заявить: «Мы – самая лучшая команда!»?

Понятно, что ответы у разных команд будут разные, так же, как и причины их неудач, но такой групповой самоанализ полезен во всех отношениях и задействует практически все УУД, в первую очередь – коммуникативные. Перед следующей игрой раздать листочки командам, чтобы они могли прочитать, вспомнить: что и почему они написали и правильно настроиться на игру.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Всего комментариев: 1
avatar
1 Германовна • 19:33, 11.05.2017

Спасибо за материал, уважаемая Татьяна Ивановна!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены