РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Требования к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Радченко Татьяна Анатольевна

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст - рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

Известны только тематические направления:

1. «Разум и чувство».

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие».

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение».

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки».

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда».

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

5. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера A4).

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и получает « не зачтено».

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

15. Требования к сочинению:

  • Требование №1. «Обьём итогового сочинения».
  • Требование №2. « Самостоятельность написания итогового сочинения».

16. Работа оценивается по системе «зачтено» / « не зачтено» по пяти критериям.

  1. Критерий №1. Соответствие теме.
  2. Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Критерий № 3. Композиция.
  4. Критерий № 4. Качество речи.
  5. Критерий № 5. Грамотность.

18. Запомните: критерии №1 и №2 являются основными. Для получения отметки «зачтено» необходимо получить «зачтено» по критериям №1 и №2. А также дополнительно «зачтено» хотя бы по одному из других критериев.

19. Выставление «не зачтено» по одному из критериев №1 и №2 автоматически ведёт к получению « не зачтено» за работу в целом.

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

 

Правила работы над сочинением.

 

КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

Увидев на доске пять тем, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете. Спокойно обдумайте предложенные темы. Набросайте список прочитанных вами произведений, подходящих к той или иной теме. Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор.

ПОМНИТЕ: каждая тема содержит в себе некоторый вопрос, на который вы будете отвечать в своём сочинении, подкрепляя свои рассуждения текстом художественных произведений.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

 

КАК  РАБОТАТЬ  С  ЧЕРНОВИКОМ  И  ПЛАНОМ  СОЧИНЕНИЯ.

  1. ЧЕРНОВИК – это  листы  для  предварительных, черновых  записей.
  2. Запомните: черновики  после  экзамена  сдают, однако  они  не  учитываются  при  проверке  сочинения.
  3. На  этапе  выбора  темы  можно  набросать  на  черновике  названия  художественных  произведений, необходимых  для  раскрытия  темы. После  определения  темы  сформулируйте  основной  тезис – мысль, которую  будете  обосновывать  в  своём  сочинении.
  4. Помните: чтобы  не отклониться  от  темы, следите  за  тем, чтобы  на  протяжении  всей  работы  вы  придерживались  изначально  выбранной  мысли  и  отвечали  на  поставленный  вопрос.
  5. Подбирая  материал, выделяйте  в  нём  главные  и  второстепенные  сведения.
  6. Определите, на  какие  «смысловые  части»  можно  разделить  тезис – это  поможет  выстроить  композицию  сочинения.
  7. Продумайте, какой  материал  будет  вспомогательным – его  можно будет использовать  для  пояснения, конкретизации, аргументации  основной  мысли. Работая  таким  образом, вы  сможете  сформулировать  главные  мысли  сочинения.
  8. Работа  над  сочинением  невозможна  без  построения  плана. ПЛАН – это  последовательность  ваших мыслей, это  ваши  доводы  и  доказательства  в  работе. Всё  то, что  делает  сочинение  сочинением. 
  9. Первые  наброски  плана   могут  содержать  отдельные  мысли. Функцию  плана  могут  выполнять  схемы  или  таблицы, в  которых  намечена  логика развёртывания  мысли.
  10. Развёрнутый  план работы  может  напоминать  конспект, в  котором  описаны  идеи  вступительной  и  заключительной  частей, приведены  цитаты, достаточно подробно  прописаны  некоторые  фрагменты, продуманы  логические  переходы  между  частями.

ИТАК,  развёрнутый  план  содержит  полезный  материал, необходимый  для  раскрытия  темы, и  является  залогом  вашего  успеха  на  экзамене.

Завершая  работу  с  черновиком,необходимо:

  1. свериться  с  планом: устранить  отклонения  от  темы, расширить  абзацы, в  которых  мысль  выражена  недостаточно  полно;
  2. убедиться  в  том, что  главная  идея  проходит   через  всё  сочинение;
  3. проверить, правильно  ли  выделены  абзацы;
  4. сделать  стилистическую  и  речевую  правку;
  5. уточнить  цитаты (если  вы  их  использовали);
  6. проверить орфографию  и  пунктуацию.

 

КАК  АНАЛИЗИРОВАТЬ  ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Сочинение  на  литературную  тему  невозможно  без  анализа  художественного  произведения. Для  подтверждения  своей  позиции  необходимо  привести  в  пример  художественное  произведение, охарактеризовать  его  в  целом, проанализировать  отдельные  эпизоды  или  образы  конкретных  героев.

ПЛАН  АНАЛИЗА  ЭПИЧЕСКОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1. Какова  история  создания  произведения?
  2. Как  связано  произведение  с  исторической  эпохой?
  3. Какое место  занимает  произведение в  творчестве  писателя  и  в  русской  литературе?
  4. Какие  факты  из  биографии  автора  связаны  с  созданием  данного  произведения?
  5. К  какому  жанру  принадлежит  произведение? (Поэма, роман, повесть, рассказ)
  6. В  чём  смысл  названия  произведения?
  7. Какова  тема (о  чём?)  и  идея (что  хотел  сказать  автор  этим  произведением, чему  научить?)  произведения?
  8. Какие  проблемы  поднимает  автор  в  произведении?
  9. Какой  конфликт (противопоставление, противоречие)  лежит  в  основе  произведения? Когда  он  произошёл? Между  какими  героями, в  связи  с  чем, что  послужило  поводом?
  10. Какие  ключевые (главные) эпизоды?
  11. В чём  особенность  системы  образов произведения (главные, второстепенные, положительные, отрицательные  персонажи)?
  12. Как  выражена  авторская  позиция (мнение  автора, его  отношение  к  описываемой  ситуации, поднятой  проблеме)? Как  автор  видит  решение  поставленных  в  произведении  проблем?

Все  эти  вопросы  нацелены  на  комплексный  анализ  произведения  в  единстве  его  формы  и  содержания. Однако  на  экзамене  может  потребоваться  не  только  целостный  анализ  конкретного  произведения, но  и  умение  привлекать  отдельные  сведения, в  том  числе  и  литературоведческого  характера, для  пояснения, подтверждения  своей  мысли.

ТАКИМ  ОБРАЗОМ, необходимо  отобрать  те  сведения  о  художественном  произведении, которые  помогут  раскрыть  основную  мысль, доказать  тезис.

НАПРИМЕР,вначале  можно  кратко  охарактеризовать  произведение  в  целом, обозначив  тему, проблему(-ы), идейную  направленность произведения, сюжет, а  затем  перейти  к  анализу  системы  персонажей, отдельных  эпизодов  или  конкретных  героев.

 

СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

К  сожалению, ученики  часто  не  знают  имён  даже  самых  известных  литературных  героев. Что  приводит  к  досадным  фактическим  ошибкам. А  вы  знаете, как  зовут  Чацкого, Печорина, Чичикова, Плюшкина, Базарова, Раскольникова? Загляните  в  учебники  или  справочники, чтобы  освежить  память.

Запомните: в  сочинении  можно  и  нужно  использовать  характеристику  героя.

В  этом  случае  в  центре  внимания  будут  следующие  вопросы.

 

ПЛАН  АНАЛИЗА  ПЕРСОНАЖА.

  1. Как  зовут  героя?
  2. Каков его  социальный  статус ( происхождение, образование, род  занятий)?
  3. Каков  его  характер, индивидуальные  и  типические  черты ( герой-резонёр, «маленький  человек», «лишний  человек», «новый  человек»)?
  4. Какое  место  занимает  этот  герой  в системе  персонажей  произведения (главный, один  из  главных, второстепенный, эпизодический, «двойник»  главного  героя)?
  5. Какое  участие  принимает  этот  герой  в  конфликте  произведения? С  кем  сталкивается, спорит?
  6. Какие  приёмы  и  средства  использует  писатель при  изображении  этого  героя (портрет, речевая  характеристика, характеристика со  стороны  других  персонажей, поступки  и  действия, характеризующие  героя)?

 

РАБОТА  НАД  КОМПОЗИЦИЕЙ  СОЧИНЕНИЯ.

КАК  ПИСАТЬ  ВСТУПЛЕНИЕ.

Смысловая  цельность  сочинения  определяется  тем, насколько продумано  построение  работы. И  оценивается  по  критерию  №3  «Композиция».

КОМПОЗИЦИЯ – это  строение  сочинения, соотношение  его  отдельных  частей  и  отношение  каждой  части  ко  всему  сочинению  как  единому  целому.

Принято  различать  логическую  и  композиционную  структуру  сочинения, которые  тесно  связаны.

Композиционная  структура

Логическая  структура

Вступление

Подготовка  к  восприятию  основных  мыслей  работы

Основная  часть

Тезис 1

Доказательства, примеры (один  или  несколько)

Микровывод (обобщение  сказанного)

Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

Логический  переход  к  новой  мысли

Тезис 3

Доказательства, примеры

(…)

Заключение

Обобщение  по  всей  теме. Выводы ( если  их  несколько, то  каждый  вывод  пишется  с  новой  строки).

 

Традиционно выделяют  три  части  сочинения:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ, задача  которого – ввести  в  тему, дать  предварительные, общие  сведения  о  той  проблеме, которая  стоит за  предложенной  темой;
  2. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ, в  которой  непосредственно  раскрывается  тема  сочинения, приводятся  рассуждения,  анализируется  текст  художественного  произведения;
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в  котором  подводится  итог, обобщается  сказанное.

 

СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

При  написании  вступления  и  заключения  руководствуйтесь  соображениями  здравого  смысла  и  постоянно  задавайте  себе  вопросы: «Как  то, что  я  пишу, относится  к  теме? С  какой  целью  я  всё  это  пишу?» Делайте  вступление  не  очень  большим.

ПОМНИТЕ: подобные  вопросы  задаёт  себе  и  экзаменатор, проверяющий  сочинение.

ВАРИАНТЫ  ВСТУПЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Предполагает  краткую  характеристику определённой  эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических  или  культурных  особенностей  того  времени.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Может  содержать  размышление  над  центральным  понятием  темы  сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.).

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Содержит  факты  из  биографии  писателя, имеющие  отношение  к  произведению  или к  поднятой  в  нём  проблеме.

ЦИТАТНОЕ

В  своей  основе  содержит  цитату, которая  имеет  прямое отношение  к  теме  сочинения  и  является  «точкой  отсчёта» для  дальнейшего  развёртывания    мысли.

ЛИЧНОСТНОЕ

Предполагает  заявление  своей  позиции, изложение  мыслей, чувств, связанных  с  темой  сочинения.

 

КАК  ПИСАТЬ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение  должно  подводить  итог  всей  работе, логично  завершать  размышления  над  темой  сочинения. Заключение  должно  быть  органично  связано  с  основным  текстом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ! Вывод – это  не  простое  повторение  аргументов, это  обязательно  новая  информация, имеющая  обобщающий  характер.

ЗАПОМНИТЕ! Общий  объём  вступления  и  заключения  не  должен  превышать  1/4 всего  сочинения. Вступительная  и  заключительная  часть  сочинения  не  должны  быть  слишком  большими  и  могут  состоять  из  5 – 8  предложений. В  любом  случае  необходимый   объём  каждой  части  сочинения  должен  определяться  не  механическим  подсчётом  слов  и предложений, а  логикой  развёртывания  мысли.

 

СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

Работая  над  сочинениями, постарайтесь  найти  для  себя  те  варианты  вступлений  и  заключений, которые  хорошо  удаются  и  не  требуют  больших  затрат  сил  и  времени.

ВИДЫ  ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ  СКАЗАННОГО

Самая  типичная  и  логичная  концовка  сочинения. Чаще  всего  в  такой  концовке  возвращаются  к  основной  мысли  сочинения, излагая  её  более  широко  и  эмоционально.

РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС

Вопросительное  предложение, в т.ч. риторический  вопрос, в  конце  сочинения  возвращает  читателя  к  основной  проблеме, заключённой  в  теме  сочинения, подчёркивая  её  актуальность.

ПРИЗЫВ  К  ЧИТАТЕЛЮ

Призыв, обращение  к  читателю  акцентируют   внимание  на  главной  мысли  сочинения, побуждают  читателя  изменить  своё  отношение  к  проблеме.

ЦИТАТА

Следует  помнить, что  далеко  не  каждая  цитата  будет  уместна  в  заключении. Это  должно  быть  высказывание, достаточно  полно  выражающее  мысль.

 

КАК  ПИСАТЬ  ОСНОВНУЮ  ЧАСТЬ  СОЧИНЕНИЯ.

Основная  часть  сочинения  должна  быть  посвящена  раскрытию  конкретной  темы. Прежде  всего  необходимо  обратить  внимание  на  чёткое  членение  текста  на  абзацы.Каждый  абзац – это  относительно  законченное  целое. Абзац  должен  быть  посвящён  изложению  одной  идеи. Он  не  должен  начинаться  с  одной  идеи  и  заканчиваться  другой. Предложения  должны  быть  логически  связаны  так, чтобы  каждое  последующее  было  ответом  на  вопрос, возникающий  у  читателя  после  прочтения  предыдущего  предложения. Если  читателю  приходится    возвращаться  и  перечитывать  абзац  два  или  три  раза, это  означает, что  абзац  не  согласован.предложения  не  следуют  логически  друг  за  другом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ!  Поскольку  это  сочинение-рассуждение  запомните  типичную  структуру  абзаца  текста – рассуждения:

  1. тезис
  2. развитие  мысли
  3. иллюстративная  часть (доказательства, примеры)
  4. микровывод

Новый  абзац – это   новая  мысль, связанная  с  предыдущей, поэтому  необходимо  продумать  грамотные  логические  переходы  от  одной  мысли  к  другой.

Основными  средствами  выражения  логических  связей  в  тексте-рассуждении  являются  специальные  средства  связи, указывающие  на  различные  виды  смысловых  отношений  между  предложениями, абзацами:

  1. последовательность  развития  мысли: вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак  и  др.,
  2. отношения  противоречия, противопоставления:однако, между  тем, в  то  время  как, тем  не  менее  и  др.,
  3. причинно-следственные отношения:следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие  этого; кроме  того, к  тому  же  и  др.,
  4. переход  от  одной  мысли  к  другой:обратимся  к  …, вспомним  также, остановимся  на …, перейдём  к  …, необходимо  остановиться  на …, необходимо  рассмотреть…,
  5. итог, вывод:итак, таким  образом, значит, в  заключение  хочу  отметить, всё  сказанное  позволяет  сделать  вывод, подводя  итог, следует  сказать… .

Разнообразие  используемых  автором  сочинения  логических  связок  свидетельствует  о  хорошем  владении  письменной  речью.

Таким  образом, построение  связного  текста – это  кропотливая  работа, требующая  внимания  и  развитого  языкового  чутья.

 

ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

В  сочинении  необходимо  использовать  литературный  материал  для  построения  рассуждения  на  предложенную  тему  и  для  аргументации  своей  позиции, поэтому  от  учащегося  потребуется  знание  содержания  художественных  произведений  и  умение  правильно  включать  литературный  материал  в  текст  своего  сочинения.

 

Рассмотрим  приёмы  привлечения  текста  в  процессе  работы  над  сочинением.

 

  1. ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ  на  произведение, определённый  эпизод, высказывание  автора, персонажа. Этот  приём обычно  используется  при  анализе  крупных  эпических  произведений  и  позволяет  в  самом общем  виде  передать  их  содержание.

 

  1. СЖАТЫЙ  ПЕРЕСКАЗ  сюжета, конфликта, этапов  становления  характера  героя.

 

  1. ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это  дословная  выдержка из  какого-либо  произведения. Она  должна  быть  абсолютно  точной, включая  орфографию  и  пунктуацию  автора, без  изменений  и  искажений.

 

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОСВЕННОЙ  РЕЧИ.Предложение  с  косвенной  речью  представляет  собой  СПП, в  котором  главная  часть  передаёт  слова  автора, а  придаточная – чьё-либо  высказывание. Косвенная  речь  передаёт  чужую  речь  не  дословно, а  лишь  с  сохранением  общего  содержания, что  удобно  в  ситуации, когда  невозможно  проверить  точность  цитаты. Однако  и   в  этом   случае  недопустимо  искажение  общего  смысла  высказывания.

ПОМНИТЕ! Переводя  прямую  речь  в  косвенную, будьте  внимательны, чтобы  избежать  грамматических  ошибок.

 

КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.

Речевое  оформление  сочинения  учитывается  в  критерии  №5  «Грамотность». Самые  типичные  ошибки, которые  часто  встречаются  в  сочинениях, можно сгруппировать  следующим  образом:

 

ТИПЫ ОШИБОК:

  1. Фактическая  ошибка – это  искажение  информации  о  событиях, предметах, лицах, упоминаемых  в  тексте  сочинения.
  2. Речевая  ошибка – это  нарушение  лексических  норм, т.е. норм  употребления  и  сочетаемости   слова.
  3. Грамматическая  ошибка – это ошибка  в  структуре  языковой  единицы: в  структуре  слова, словосочетания  или  предложения. Такие  ошибки  связаны  с  нарушением  какой-либо  грамматической  нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

 

СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

Часто  причиной  грамматических  ошибок, особенно  нарушения  согласования, является  невнимательность  при  переписывании  текста. Необходимо  правильно  распланировать  время, чтобы  внимательно  перечитать  текст  сочинения  и  внести  необходимые  исправления.

 

ВАРИАНТЫ  ВСТУПЛЕНИЯ.

  1. (Биографическое). Вся  жизнь  великого  русского  мыслителя  и  писателя  Л.Н.Толстого   - это  бесконечный  поиск  самого  себя. Пройдя  через  соблазны  большого  света, через  ужасы  войны, став  знаменитым  на  весь  мир  писателем, Лев  Николаевич  ни  на  минуту  не  останавливался  в  поиске  своего  предназначения. Не  случайно  для  ответа  на  вопрос   « В  чём  заключается   смысл  человеческой  жизни?»  мы  обращаемся  к  роману-эпопее Л. Н. Толстого  «Война  и  мир».

 

  1. (Цитатное). «Что  вы, что  вы  над  собой  сделали!» - говорит  Соня  Раскольникову. Вдумаемся  в  её  слова Они  применимы  ко  всем  героям  Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все  они  что-то  над  собой  сделали, помимо  того, что  сделала  над  ними  жизнь…

 

  1. (Личностное). Я  не  случайно  выбрала  эту  тему. Проблема, которую  она  затрагивает, интересует  меня  не  только  как  читателя, но  и  как  человека, живущего  интересами  своего  времени  и  своего  поколения.

 

  1. (общее). Всякий  человек, достигнув  определённого  возраста, задумывается  над  вечными  вопросами, мучившими  человечество  не  одно  столетие. Зачем  я  живу? В  чём  смысл  моего  существования? Каким  путём  надо  идти, «чтобы  не  было  мучительно  больно  за  бесцельно  прожитые  годы»? Мыслители  всех  времён  пытались  ответить  на  эти  вопросы. Не  обошёл  их  в  своём  творчестве  и  великий  русский  писатель  Лев  Николаевич  Толстой. Сама  жизнь  Толстого  подтверждает  мысль  о  том, что  человек  развивается  от  рождения     до  смерти    и  никогда  не  поздно  изменить  направление  пути, если  ты  сбился  с  дороги.От  легкомысленной  светской  жизни  через  службу  в  армии  и  тяжёлый, кропотливый  писательский  труд  Лев  Николаевич  приходит  к  осознанию  нетленности  высших  духовных  ценностей  и  никчёмности  материальных  благ. Так  же  развиваются, ищут  себя, проходят  долгий  путь  в  поисках  истины  его  герои.

 

  1. (общее о благородстве). В  19  веке  благородным  называли  человека, принадлежащего  к  старинному  роду, к  высшим  слоям  общества. Постепенно  значение  этого  слова  изменилось, и  теперь  благородным  называют  человека  не  знатного, а  высоконравственного, безукоризненно  честного, великодушного. Русская  литература  во  многом  и  есть  размышление  о  благородстве. Героям  произведений  часто  приходится выбирать  между  добром  и  злом, равнодушием  и  душевной  чуткостью, подлостью  и  искренностью. В  философском  плане  эта  проблема  решается  в  ……
Радченко Татьяна Анатольевна15.11.2016 3140 В помощь учащимся
Всего комментариев: 0
avatar