РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Справочный материал для подготовки к историческому сочинению на ЕГЭ по доимперскому периоду

Соснова Валентина Михайловна

Князь / период

Соратники / современники

862-912 – период становления Древнерусского государства (Рюрик, Олег)

Аскольд и Дир. Как подданные Рюрика получили разрешение идти военным походом на Византию. Однако решили остаться князьями в Киеве (горожане согласились при условии, что Аскольд и Дир освободят их от дани хазарам, что они и сделали). 867 г.- прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. "Окружное послание" патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов. Аскольд и Дир также приняли христианство, их можно считать первыми христианскими князьями (о принятии ими христианства говорит тот факт, что над их могилами построены церкви).

945-972 – период укрепления Древнерусского государства. Святослав и Ольга (формально Святослав с 945, самостоятельное правление около 964 г.началось).

 

Ольгаадминистративно-налоговая реформа, разделила территорию на погосты (волости), установила размер дани (уроки), покорила древлян.

Русский историк Н. М. Карамзин назвал Святослава «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам советского историка академика Б. А. Рыбакова, походы Святослава 965—968 годов «представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».

Иначе оценивал заслуги Святослава академик С. М. Соловьев: «Святослав представлен образцом воина и только воина, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли». Говоря о походах Святослава, историк А. А. Шахматов отмечает, что их «двигателями оказываются не государственные интересы, а хищнические инстинкты».

Украинский историк М. С. Грушевский назвал Святослава «казак на престоле».

Воевода Свенельд.

Начал карьеру при князе Игоре. Новгородская летопись говорит о его участии в завоевании уличей и сборе дани с подвластных славянских племен. Он имел личную дружину, обладал значительными богатствами. Некоторые историки считают, что Свенельд контролировал часть территории Руси на западе (древляне) и юго-западе (уличи). Зависть дружины великого киевского князя Игоря к дружине Свенельда заставила князя в 945 году дважды собрать дань с древлян, что привело к восстанию и убийству Игоря.

Свенельд возглавил карательный поход по подавлению восстания древлян, поддержав вдову Игоря, княгиню Ольгу. Летопись называет Свенельда воспитателем сына Игоря, князя Святослава, наряду с боярином Асмудом.

При Святославе Свенельд был одним из наиболее приближенных воевод, участвовал в походах князя на Болгарию и Византию. Имя Свенельда стоит наряду с именем Святослава в договоре Руси и Византии 971 года.

В 972 году он отговаривал Святослава идти в Киев через днепровские пороги, зная, что там устроили засаду печенеги, предлагал путь «на конях». Свенельд отправился конным путем через юго-западные земли Руси и благополучно вернулся в Киев, а князь отправился по Днепру и в битве на порогах с печенежским ханом Курей погиб.

При сыне Святослава Ярополке Свенельд сохраняет свою ведущую роль в политической жизни Руси. В это время возникает конфликт между Свенельдом и братом Ярополка Олегом, который правил древлянской землей. В 975 году, охотясь в древлянских землях, сын Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд начал подстрекать Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал. К 978-980 годам Свенельд (уже бывший пожилым человеком), по всей видимости, умер, поскольку больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка.

980-1015 – правление князя Владимира Святославовича, время цивилизационного поворота исторического пути русского государства.

Воевода Добрыня. После того, как Владимир занял киевский стол, он посадил Добрыню в Новгороде (т. е. сделал новгородским посадником). Очевидно, при участии Добрыни Владимир проводил и свою языческую реформу. Во всяком случае, придя в Новгород, Добрыня поставил «кумира» — языческое изваяние Перуна — над Волховом, «и жряху ему люди новгородские». Эти действия Добрыни повторяли то, что было сделано Владимиром в Киеве, где также установили изваяние Перуна (и других языческих божеств) близ княжеского двора.

В 985 г. вместе с Владимиром Добрыня совершил поход против волжских болгар. По версии «Повести временных лет», именно он настоял на заключении «вечного» мира с болгарами.

По свидетельству Никоновской летописи (XVI в.), вскоре после крещения киевлян Добрыня вместе с легендарным киевским митрополитом Михаилом, ездил в Новгород, «и идолы сокруши, и многие люди крести, и церкви въздвиже, и презвитеры постави по градом и по селом».

Митрополит Михаил. В 988 году, во время крещения Владимирова, он был прислан к великому князю в Корсунь. Из Корсуни прибыл митрополит в Киев вместе с великим князем Владимиром. Михаил был ревностный распространитель христианства. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам — основание монастыря Киево-Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, живший в древнем суеверии, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала в след: Перуне, выдыбай! т. е. выплывай. Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким.

 

1019-1054 Ярослав Мудрый – период расцвета Древнерусского государства

Митрополит Иларион. Первый митрополит славянского происхождения на Руси. Митрополит Иларион был соавтором Ярослава в создании церковного Устава, определявшего нормы поведения в быту, порядок жизни Церкви. Иларион активно участвовал в летописании, да, очевидно, и в переписке и переводе греческих книг, организации библиотек, создании школ и т. д., чем активно занимался и сам Ярослав. Но главное творение Илариона как писателя и мыслителя, дошедшее до нас, — «Слово о Законе и Благодати». И не только потому, что автор его проявил себя как высочайший мастер торжественного красноречия. «Слово» станет главным идеологическим произведением молодого христианского государства. Предполагается, что оно было произнесено в честь завершения постройки оборонительных сооружений Киева 26 марта 1049 г. Прошло чуть более полувека после Крещения Руси. Были, очевидно, ещё живы люди, которые приняли крещение при самом князе Владимире. В «Слове» звучит отрицательное отношение как к национальной замкнутости иудеев, так и к стремлению греков подчеркнуть свое превосходство над другими народами. Иларион констатирует, что все народы проходят два этапа развития: эпоху «идольского мрака», то есть язычества, и эпоху «благодати». Но это не значит, что молодые народы, выходящие из «идольского мрака», являются лишь варварами, не имеющими своей истории. Иларион говорит о высоком предназначении своих соотечественников для совершения великих дел. Причём в этом тезисе нет притязаний на их первенство среди других народов, но явно утверждается мысль: Русь имеет свою историю, богатую событиями, которая является частью мировой истории.

1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства.

Удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление межкняжеской борьбы; на Киевском великом княжении сменяют друг друга Изяслав, Святослав, Всеволод - триумвират Ярославичей. Дальнейшее развитие феодальных отношений. Рост народных восстаний. Появление нового свода законов - Правды Ярославичей (1072), который дополнил Правду Ярослава и стал называться Русская Правда.

А киевским князем в конце концов стал Всеволод Ярославич (1078-1093) — будущий отец Владимира Мономаха. При восшествии на стол в 1078 г. великий князь русский Всеволод проводит важные мероприятия по централизации управления Киевской Русью. Он сажает на стол своих родственников в Чернигов, который тогда был вторым по значению после Киева, и во Владимир — третий по значению город. Всеволод Ярославич присоединяет Туровское княжество и лишает его всякой самостоятельности, т. к. оно, пограничное с Польшей, связано с нею и династически. Он сажает своего посадника и в дальнюю Тмутаракань. Так что в короткий срок объединяются все русские земли. Тогда же обострились внешнеполитические отношения с половцами. Началась очередная война с ними. Всеволод, готовясь к перемирию с половцами, умер в 1093 г.

1093-1132 - усиление феодальной монархии

Натиск половцев заставил удельных князей объединиться под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых и политических отношений. Новый законодательный свод - Устав Владимира Мономаха (1113) - вошел составной частью в Русскую Правду, которую принято считать отныне Пространной Русской Правдой. После исчезновения половецкой угрозы государство распадается. Наиболее видные политические деятели - Владимир II Мономах и Мстислав Великий. В конце XI в. на съезде князей в Любече (1097) по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха было принято решение, чтобы каждая княжеская семья наследственно владела своими землями («каждой да держить отчину свою») – в этом и проявилось усиление феодальной монархии: каждый князь – монарх в своей земле, феодальные отношения получили дальнейшее развитие. Передвижения княжеского домена из удела в удел прекратились. По существу, это стало переходом к новой политической системе. Съезд князей отныне стал новой политической структурой в устройстве формально единого государства. Он символизировал независимость удельных князей и их согласие в решении общезначимых вопросов. Но после смерти сына Мономаха - великого князя Мстислава (1125-1132) Русь окончательно распадается. Под 1132 г. летописец записал: «И разъдрася вся русская земля...»

Владимир Мономах, ставший великим князем после восстания в Киеве 1113 г., начал свое правление с законотворчества, чтобы сгладить наиболее острые социальные противоречия в Киевском государстве. Устав Владимира Мономаха упорядочил взимание процентов ростовщиками, установив его верхний предел - 50% и максимальный срок уплаты - 3 года, после чего долг списывался; улучшил правовое положение купцов, «застраховав» их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении и т.п.; регламентировал запись в холопство (рабство), определил «источники» холопства: женитьба на холопке, рождение от холопа, продажа «хоть за полгривны». Особое внимание Владимир Мономах уделил правовому положению закупов, взявших у феодала в долг купу - деньги, часть урожая, скота, - и зависимых от него до выплаты долга. Закупу предоставлялось право ухода с господского двора, если он шел на поиск денег для уплаты долга, жаловаться князю или судье; за несправедливое наказание закупа, т.е. «обиду», хозяин платил штраф в казну князя; в случае продажи закупа феодал был обязан заплатить штраф в казну (12 гривен), сам закуп в этом случае получал свободу и освобождался от всех долгов; закуп получал право свидетельствования в небольших судебных делах.

Столь большое внимание к правовому статусу закупов в Уставе Мономаха говорит о том, что закабаление свободных людей шло быстрыми темпами и закупничество стало распространенным институтом. В целом же Устав Владимира Мономаха считают завоеванием народных масс, добившихся определенных уступок и некоторого улучшения экономического и юридического положения городских ремесленников, купечества и крестьян.

Мстислав Великий (1125-1132) – разгром половцев 1129 г., удачные походы против чуди и литовцев, во всех городах, кроме Чернигова сидели мономаховичи; при нём Русь оставалась единой.

1125-1212 – окончательное становление феодальной монархии

Владимир II Мономах передал Ростово-Суздальское княжество сыну Юрию Долгорукому (1125-1157), который получил свое прозвище за то, что постоянно пытался расширить свою территорию и подчинить себе Киев. При Юрии Долгоруком в 1147 г., в летописи впервые упоминается о Москве, где он вел переговоры с черниговским князем Святославом.

В 1155 г. Юрий захватил Киев, а в 1156 г. Москву обнесли стеной по его приказу. Сын его, Андрей Боголюбский (1157-1174) укрепил Владимиро-Суздальское княжество. Андрей перенес столицу из Ростова во Владимир, создав Владимиро-Суздальское княжество. В городе были сооружены неприступные Золотые ворота, возведен Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества на слиянии рек Нерли и Клязьмы Андрей основал свою загородную резиденцию - Боголюбово, за что и был прозван Боголюбским. Здесь, в 1174 г. Андрей Боголюбский был убит в результате заговора бояр.

Политику Андрея продолжил его сводный брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). У него было много сыновей, отчего и получил свое прозвище. Сын византийской принцессы Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством наконец закончилась в пользу князя. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии. Всеволод окончательно подчинил Киев, Чернигов, Рязань. При нем княжество расширилось за счет того, что он отодвинул границу Волжской Болгарии за Волгу. Это время расцвета Владимирского княжества. Автор «Слова о полку Игореве» писал о могуществе Всеволода: «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».

Александр Невский – заложены основы диалога востока (ислам) и запада (христианство)

Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального “русского мира”, который существует по сей день. Именно он “оторвал Золотую Орду от Великой Степи”*. Своим хитроумным политическим ходом он “склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства”.

Юрий Всеволодович великий князь Владимирский, погиб на р.Сить в 1238 г.

Евпатий Коловрат рязанский боярин, в момент нашествия Батыя находился в Чернигове, узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

Ярослав Всеволодович – отец А.Невского. В 1238 году после разгрома Северо-Восточной Руси монголо-татарами и гибели великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, Ярослав вернулся во Владимиро-Суздальскую землю и как следующий по старшинству брат (учитывая полное истребление монголами потомства Юрия Всеволодовича) занял владимирский великокняжеский стол. В 1239 году ходил под Смоленск, чтобы изгнать литовские полки. В 1243 году Ярослав первым из русских князей был вызван в Золотую Орду к Батыю. Он был утверждён на Владимирском княжении (1238-1246) и был признан «стареи всем князем в Русском языце». Ярослав не поехал в Киев (посадив там наместником Дмитра Ейковича), а избрал своей резиденцией Владимир, тем самым завершив длительный процесс перемещения номинальной столицы Руси из Киева во Владимир, начатый ещё Андреем Боголюбским.

С 1251 года митрополит Кирилл почти постоянно пребывал на северо-востоке Руси, тесно сотрудничая с князем Александром Невским, постоянно разъезжал по стране, подолгу оставаясь во Владимире-на-Клязьме.

В 1252 году Александр Невский получил ярлык на Владимирское княжение вместо брата Андрея Ярославича, и митрополит торжественно встретил Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великое княжение. Как и князь Александр Невский, Кирилл избрал в своей политике путь признания господства монголов, и противостояния западной католической экспансии.

Гаврило Гориславич – воевода Александра Невского.

В конце августа — начале сентября 1240 года войско немецких рыцарей-крестоносцев вторглось, как всегда — без объявления войны, в псковские пределы. Дороги туда ливонцам были хорошо известны по прежним приграничным набегам.

Первый удар наносился по псковской пограничной крепостице Изборску. Не ожидавший нападения и не изготовившийся должным образом к защите небольшой русский городок пал. Ров и деревянные стены не стали непреодолимой преградой на пути против идущих на штурм Изборска многочисленных отрядов ливонских рыцарей. Жители Изборска отбивались от внезапно напавшею врага отчаянно, отразив несколько приступов. Но силы сторон были слишком неравны…

Ворвавшись в Изборск, рыцари святого креста незамедлительно принялись за свое излюбленное и «богоугодное» дело, на котором уже давно набили руку в землях покоренных прибалтов. Теперь они продолжили его в приграничных селах и деревушках Псковщины. Рыцари привычно грабили, убивали и жгли.

Немецкий хронист, современник тех событий, записал: «Немцы взяли замок (то есть крепость Изборск), собрали добычу, забрали имущество и ценные вещи, вывели из замка лошадей и скот; что же осталось, то предали огню… Никого не оставили из русских, кто только прибегал к защите, тот был убиваем или взят в плен, по всей земле распространились вопли».

Весть о вражеском нашествии и падении порубежной крепости подняла на ноги весь Псков. Незамедлительно собравшееся по этому поводу вече призвало всех псковичей выступить на освобождение Изборска, чтобы изгнать оттуда князя-изменника Ярослава Владимировича с немецкими рыцарями. Псковичи наскоро сформировали городское ополчение: против ливонцев «выиде весь град» — около 5000 городских ратников.

 

Во главе псковского ополчения встал воевода князя Александра Невского Гаврило Гориславич. Действовал он решительно, но сил своих он явно не рассчитал, приняв, по всей видимости, вражеское нашествие за рядовое вторжение немецких рыцарей в порубежье. Ливонцев же оказалось примерно вдвое больше, чем псковских городских ополченцев, вышедших на брань.

Конечно, псковское ополчение, надеявшееся только на себя, ведь даже помощь из Новгорода не позвали, рыцарями было бито. Гаврило Гориславич убит, противостоять закованным в железо опытным воинам ополченцы не смогли. Восемьсот человек потеряли псковичи в той битве. Следом за Изборском ливонцы бросились к Пскову. Но даже неделя осады города, лишившегося многих своих защитников, ничего не дала рыцарям. Псков стоял. Рыцари разорили округу и добрались даже до Водской пятины. Снова и снова в Пскове собиралось вече, на котором бояре убеждали и убеждали горожан согласиться на предложения немцев. И пересилили, некому было встать против изменников. Псков открыл свои ворота врагу. (Из Пскова рыцари предполагали двинуться на Новгород – Александр их предупредил – Ледовое побоище).

 

1325-1340 Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Именно его называют собирателем земли Русской.

Княжение Ивана Калиты отличалось одной особенностью, драгоценной для москвичей. «Сел великий князь Иван Данилович на великом княжении всея Руси, - пишет летописец, - и была отныне тишина великая на 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю, и отдохнули христиане от великой истомы и тягости, от насилья татарского, и была оттоле тишина великая по всей земли». Переход русских митрополитов из Владимира в Москву и усилил тем самым церковно-идеологическое влияние московских митрополитов, поддерживавших московских князей, оно давало ей вид главного города всей Русской земли, ибо князей было много, и один не успеет еще подчинить себе всех других, а митрополит был один. Кроме того, престол митрополичий способствовал возрастанию и обогащению Москвы, ибо в нее со всех сторон приезжали лица, имевшие нужду до верховного святителя Русской церкви; наконец митрополит должен был действовать постоянно в пользу того князя, в городе которого жил. Другие князья предвидели следствия утверждения митрополичьего престола в Москве и сердились, но помочь было уже нельзя. Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Старая традиция связывала для русских людей представления о «царствующем городе « с тем местом, где жили и государь и митрополит. Пышные богослужения по случаю поставления в епископы, когда в столице собирались высшие иерархи из других городов, постоянные сношения с Константинополем и с княжескими столицами на Руси, встречи и проводы митрополитов и епископов, одним словом, блестящие церковные церемонии, до которых были падки средневековые люди, сделались достоянием Москвы. Можно было не признавать притязаний московского князя, но нельзя было под страхом отлучения игнорировать митрополита.

Митрополит Петр. «Если послушаешь меня, - говорил старец Петр князю, убеждая его в особой роли Москвы для будущего Руси, - то и сам прославишься родом своим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плечи врагов его, и прославит себя Бог в нем!» Калита приказал соорудить в центре Кремля каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не зазорно было переезжать из знаменитого Владимирского Успенского собора.Во время постоянных объездов епархий митр.Петр неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 - 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному светской и духовной власти, которое стало характерно для Москвы допетровского времени. Двор великого князя и двор митрополита помещались в непосредственном соседстве; светская власть нашла себе духовную опору, поддерживая, в свою очередь, своей гражданской мощью главу русской церкви - митрополита.

1359-1389 – Дмитрий Иванович Донской – начало борьбы за освобождение от зависимости от Орды

Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, добился от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это способствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение. По завещанию Ивана Калиты Московское княжество было разделено между его сыновьями Семёном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семён Гордый.

Пока князь Дмитрий Иванович был ребёнком, московское боярство во главе с митрополитом Алексием отстаивало интересы московской династии от претендентов на великое княжение. А это было дело нелёгкое. На какое-то время один из суздальско-нижегородских князей, Дмитрий Константинович, завладел ярлыком, и возвращение его московскому князю было осуществлено во многом благодаря усилиям митрополита Алексия.

Алексий пользовался уважением и поддержкой хана Золотой Орды. Когда-то он исцелил ослепшую жену хана Чанибека, и это сыграло немалую роль в улучшении отношений Москвы с Золотой Ордой. Алексий был одним из активных сторонников идеи возвышения именно Москвы как центра объединения русских княжеств, делал всё возможное для предотвращения вторжения татаро-монгольских завоевателей в пределы русских земель. Много сил отдал митрополит Алексий борьбе с притязаниями литовских князей на создание отдельной церковной митрополии в Киеве. Он отстоял единство русской Церкви и поднял её авторитет на небывалую до того времени высоту.

Князь Дмитрий Иванович с детства воспитывался как князь-воин. Он, в противовес своему «кроткому» отцу, отличался отважным характером, и ещё в молодости участвовал в сражениях с Тверью, Рязанью, Литвой. Московско-тверская война закончилась договором, по которому владимирский стол был признан наследственным владением московских князей. А Михаил Тверской признал себя «младшим братом» Дмитрия Московского. Статус великого князя Тверского теперь был равен статусу московского удельного князя. Князь Дмитрий Суздальский, когда-то претендовавший на великое княжение, помирился с Москвой и выдал свою дочь замуж за великого князя Московского Дмитрия Ивановича.

Судьба владимирского стола решалась уже на Руси, а не в Орде.

В 1374 г. на съезде русских князей и бояр было решено вступить в борьбу с Ордой, многочисленные мурзы и «царевичи» которой возглавляли набеги на русские земли. В это время власть в Орде захватил опытный и сильный военачальник Мамай.

Одна из первых встреч объединённых сил москвичей, нижегородцев, владимирцев, муромцев, ярославцев и воинов из других русских княжеств с ордынцами состоялась в 1377 г. на берегу реки Пьяны (у Нижнего Новгорода). Русские потерпели поражение. Но на следующий год на реке Воже русское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разбило ордынскую рать. Мамай решил отомстить и начал собирать многочисленное войско. Приближалось главное в XIV в. событие на Руси — битва на Куликовом поле, которое находилось далеко от Москвы, в верховьях Дона. Она состоялась 8 сентября 1380 г.

Собираясь на бой с Мамаем, князь Дмитрий Иванович просил благословения у Сергия Радонежского, основателя Троицкого монастыря. Этот монах имел огромный авторитет на территории русских земель. Его деятельность сыграла не последнюю роль в объединении полков со всей Руси, которые и возглавил московский князь. Литературный памятник «Сказание о Мамаевом побоище» содержит информацию о том, что 18 августа 1380 г. Сергий благословил в своём монастыре князя Дмитрия на «брань» (битву) с татарами и отправил с ним двух богатырей-монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. «Сказание» отводит Сергию важную роль вдохновителя судьбоносного в русской истории сражения. Войска князя Дмитрия двинулись навстречу Мамаю, чтобы принять бой подальше от центра русских земель.

Иван III 1462 -1505,

Василий III 1505-1533– период завершения образования централизованного государства

Иосиф Волоцкий. Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.

Обличитель ереси жидовствующих, Иосиф Волоцкий призывал светские власти преследовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями. Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне».


 

Аристотель Фиораванти. Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.

Кроме Успенского собора, Фьораванти не строил других зданий в России, но есть основания полагать, что именно ему, знаменитому мастеру фортификационных работ, был заказан генеральный план новых стен и башен Кремля, которые планировалось возвести вместо старых, обветшавших белокаменных. Также Аристотелю приписывают устройство Пушечного двора (на месте нынешней Пушечной улицы). Также молвой ему приписывалось создание тайного подземного хранилища на территории Московского Кремля для легендарной Библиотеки Ивана Грозного.

В 1478 году Фиораванти в качестве начальника артиллерии участвовал в походе Ивана III на Новгород, и во время этого похода навёл очень прочный понтонный мост через реку Волхов. После этого похода мастер хотел возвратиться в Италию, но Иван III не отпустил его, а, напротив, арестовал и посадил в тюрьму после попытки тайно уехать. Но долго держать Фьораванти в тюрьме он не мог себе позволить, так как в 1482 году намечался поход на Казань, где инженер был необходим. После похода на Тверь в 1485 году имя Аристотеля Фьораванти больше не встречается в летописях; нет и свидетельств о его возвращении на родину. Вероятно, вскоре он умер.

Иван IV 1533-1584 (с 1547 – царь) - изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-представительных органов — земских соборов.

Митрополит Макарий.

Возведён на митрополичий престол 19 марта 1542 года боярской группировкой князей Шуйских, правившей при малолетнем Иване Грозном. В этом сане Макарий сменил низложенного Шуйскими митрополита Иоасафа. Однако вскоре он, как и его предшественник Иоасаф, стал выступать против Шуйских. Обладая значительным влиянием на юного царя, он способствовал отстранению Шуйских от власти, которое произошло в декабре 1543 года. После этого Макарий оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, входя в так называемую «Избранную Раду». Он венчал Ивана Грозного на царство (1547 год), способствовал его браку с Анастасией Захарьиной.

При нём, в 1551 году, состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви.

Немало усилий митр. Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нём была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.

Михаил Иванович Воротынский — русский воевода и боярин из рода верховских князей Воротынских. Составитель первого русского устава сторожевой и пограничной службы, выдающийся полководец, герой взятия Казани и битвы при Молодях.

Именно взятие Казани принесло Воротынскому всеобщую известность и славу. 26 августа 1552 года он руководил частью большого полка, который под интенсивным огнём казанцев подкатывал к городской стене туры — осадные укрепления в виде башенок. Людям Воротынского удалось в том числе отразить вылазку из города, предпринятую оборонявшимися. Подкатив туры на необходимое расстояние, Воротынский приказал рыть вокруг них окопы и оборонял захваченные позициии всю последующую ночь, в течение которой казанцы не раз совершали вылазки. Впоследствии, на позициях Воротынского русские войска установили артиллерию, которая наносила городу серьёзный урон. 1553—1555 годах Воротынский находится на воеводстве в Свияжске, который тогда рассматривался ключевой стратегической крепостью для контроля над Казанью. В 1562 году Воротынский со своим младшем братом навлекли на себя царскую опалу. Их имущество было конфисковано, а Михаил Воротынский с семьёй был сослан в тюрьму в Белоозеро.

В 1565 году воевода был прощён. Вместе с князьями Мстиславским и Бельским Воротынский руководил Боярской думой перед Земским собором. В 1568—1569 годах отражал поход крымцев на Рязань. В 1571 году разорительный набег на Москву предпринял хан Девлет Гирей. На следующий год он планировал закрепить успех, чтобы поставить Русское царство в зависимость по примеру Орды. Руководить обороной царь поручил Воротынскому. 30 июля1572 г. началось генеральное сражение, от которого зависела дальнейшая судьба Русского царства. Хан послал против сторожевого полка 12 тысяч всадников, но тот целенаправленным отступлением подвёл их под смертоносный артиллерийский огонь из гуляй-города, возведённого на холме близ деревни Молоди (50 вёрст от Москвы). Татары понесли крупные потери. Хан ударил по нему всеми своими силами, спешив всадников. Одна волна за другой накатывались на гуляй-город, устилая холм телами, отступающих громили с флангов конница и казаки, расположенные за холмом. В плен был взят крупный татарский вельможа и полководец Дивей-мурза.

1613-1645 Михаил Фёдорович Романов – восстановление хозяйства после Смуты

Патриарх Филарет. Двоевластие 1619 – 1633

Филарет, как отец царя, еще юного и неопытного, стал его главным руководителем; без него Михаил ни одного важного дела не решал; Филарет титуловался, как и царь, "государем". Во всех грамотах и указах того времени значилось: "Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея России и великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России указали". Таким образом, в России является как бы двоевластие; но на деле его не было, потому что царь во всем следовал указанию своего отца, пред всяким делом испрашивал у родителя совета и благословения.

Прежде всего царю и Филарету надо было позаботиться о расстроенном государственном хозяйстве, установить правильный сбор податей и разных пошлин – перепись населения. Обратили внимание Михаил Федорович и Филарет также на притеснения и неправды воевод и приказных людей. Царская грамота строго запрещает им брать посулы и поминки с посадских и крестьян, не дозволяет им гонять людей на свои работы. За нарушение этого наказа назначена двойная пеня против несправедливо взятого.

Пополнение казны особенно заботило патриарха Филарета и царя: постановили, чтобы служилые люди и все жившие в посадах несли тягло (т. е. подвергались бы всем повинностям) наравне с посадскими людьми. Установлены были таможенные и кабацкие головы для сбора доходов с таможенных и питейных заведений. Разные налоги и пошлины были увеличены; купцы и промышленники должны были сверх таможенных пошлин платить казне в городах полавочное (за лавку и склад товаров), на дорогах и перевозах – мыто (пошлины). Даже многие самые обычные занятия обложены были пошлинами, напр., водопой скотины, мытье белья на реке и пр. Из местных жителей выбирались целовальники; им давался ящик за казенной печатью, куда и собирались деньги.

Чтобы собраться с силами, московское правительство старалось ладить со всеми соседями. Прежде всего, Филарет, чтобы избавить южную украину от нового разорения, задабривает "поминками" крымского хана, который снова грозил набегом. К одному только соседу не угасала непримиримая вражда – это к Польше!..


 

Сношения с Западом в годы совместного правления Михаила и Филарета еще более усилились. Снова явился в Москву Дж. Мерик с тою же просьбой о свободном пути по Волге для беспошлинной торговли с Персией. Принят он был очень радушно, но просьбу его вторично передали на усмотрение русских торговых людей, и дело опять не сладилось. Долг Англии в 20 тысяч отдали; дружеские отношения к ней остались прежние. Отделались от англичан – явились французы, затем голландцы, датчане, – все с тою же просьбою. Туги, неподатливы были русские в эту пору, но все же иноземцам удавалось добиваться кое-каких торговых выгод; свободного же пути в Персию никому не было дано.

1645-1676 – Алексей Михайлович – период начала формирования абсолютной монархии

Патриарх Никон

Симеон Полоцкий.

Пользуясь благосклонностью царя, Симеон Полоцкий развернул в Москве широкую просветительскую деятельность — преподавал в Богоявленской и Заиконоспасской братских школах, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, в которой в большом количестве издавал свои книги стихов, учебную и богословскую литературу. Позднее, по поручению царя, Симеон Полоцкий занимался воспитанием и образованием царских детей — Федора и Софьи. Кроме того, он возглавлял созданную при Приказе тайных дел первую в России школу нового типа, где обучал латинскому языку государственных чиновников — будущих дипломатов. Он же разработал проект организации в Москве высшей школы, который позднее был положен в основу создания будущей Славяно-греко-латинской академии.

Уже в первые годы пребывания в России Симеон Полоцкий принял самое активное участие в проведение церковной реформы и в борьбе со старообрядчеством. Его перу принадлежит несколько книг против старообрядцев. Так, после соборов 1666–1667 гг. он написал книгу "Жезл правления" с обличениями старообрядчества.

И в своих конкретных поступках Симеон Полоцкий всегда выступал на стороне царской власти и в ее защиту, что проявилось во время споров между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном о правах "царства" и "священства".

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

Его разносторонняя деятельность оставила глубокий след во многих областях жизни России: он известен как дипломат и как крупнейший русский экономист того времени, проводивший идеи меркантилизма; им был составлен проект реформы городского самоуправления; он был незаурядным военным специалистом; его инициативе принадлежит введение почтового сообщения на Руси, рукописной газеты и многое другое. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году — крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина.

Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа (до 1671 г.)

Андрусовский договор 1667 года установил между Россией и Польшей перемирие на 13 с половиной лет и передавал России Смоленское и Черниговское воеводства, а также Стародубский повет и Северскую землю. На Украине граница была установлена по Днепру, а Киев с небольшой округой на 2 года отходил к России. Запорожье объявлялось общим владением России и Польши «на общую их службу от наступающих басурманских сил».

В значительно большей степени, чем его предшественники, Ордин-Нащокин во главе Посольского приказа занимался проблемой развития связей России со странами Азии. Россия была заинтересована в торговле с Востоком. Только вывоз через Астрахань мехов на миллион рублей приносил казне огромную прибыль. Установлению экономических и дипломатических отношений России со странами Азии способствовали успехи русских землепроходцев в освоении Сибири и Дальнего Востока. Систематически укреплялись отношения России с княжествами Средней Азии, Монголией и Китаем.

В связи с предстоящей борьбой с Турцией Россия была особенно заинтересована в установлении добрососедских отношений с Персией. Следствием этого была организация русско-армянской компании по торговле персидским шелком. Укрепление экономических связей России с Персией через армянскую компанию наносило ущерб Турции. После перерыва почти в четверть века Посольский приказ восстановил отношения России с Бухарой, Хивой и Балхои (княжества в Средней Азии).

Один из авторов Новоторгового устава – проведение политики меркантилизма

1676-1682 Фёдор Алексеевич – предпосылки петровских реформ

Патриарх Иоаким.

Федор Алексеевич видел и чувствовал: у «духовных дел» в его державе есть крепкий и рачительный хозяин. Когда необходимо, он поддержит государя (Иоаким оказывал ему действенную поддержку неоднократно), но в опеке со стороны светской власти, даже ее главы, он не нуждается.


 

Исключительно важной совместной работой царя и патриарха стала христианизация нерусского населения на недавно присоединенных территориях. Речь идет прежде всего о Приуралье и, в какой-то степени, о Поволжье, где христианизация началась давно, но тормозилась то Смутой, то разинщиной. По словам современного историка Н.Ф. Демидовой, Иоаким и Федор Алексеевич «выступали здесь единым фронтом». Они использовали меры как поощрительные, так и принудительные, но вооруженной силой не пользовались. В Сибирь отправились искусные миссионеры. Новокрещенов правительство стало на несколько лет освобождать от выплаты налогов. Им выдавали серебряные кресты, иконы, новые суконные кафтаны. Все знатные землевладельцы магометанского вероисповедания, в поместьях и вотчинах которых жило христианское население, теперь могли сохранить свои владения, только крестившись. В противном случае казна забирала земли. Вместо них давали вотчины и поместья, населенные иноверцами. Правительство опасалось, что хозяева силой загонят крестьян в ислам, да и само подталкивало знатных служилых татар переходить в православие. Итог царского миссионерства, скорее, положительный. Крестились почти все касимовские татары, давно жившие бок о бок с русскими. Православие приняла значительная часть нехристианских народов бывшего Казанского ханства: чувашей, мордвы. Этот успех потомки прочно связали с именем Федора Алексеевича. На его надгробном портрете сказано: «Ис тьмы махометанства и идолопоклонства множество не нужою, но христианским благочестивым промыслом во свет православныя веры приведе»

Царь принялся понемногу ограничивать землевладение Церкви и отбирать вотчины, приобретенные ею против закона. Патриарх и тут согласился. Особенно строгие ограничения накладывались тогда на архиереев, так или иначе присоединявших к церковным владениям земли в Сибири и на окраине Дикого поля. В Сибирь отправился жесточайший указ, налагающий запрет на продажу Церкви земельных владений, а также на их пожертвование или передачу из казны на оброк. Обстоятельства дела ясны: страна ведет тяжелую войну с турками, противостоит татарам, в любой момент может вновь сцепиться насмерть с Речью Посполитой, а потому земля очень и очень нужна как источник государственного дохода, как средство обеспечения военно-служилого класса. Иоаким не стал всерьез сопротивляться. Тут ведь не Порядок рушился: речь шла всего лишь о возобновлении тех запретов, которые давно стали частью русского законодательства.

Кн. Голицын В.В.

В области внутренней политики князь стремился завершить военно-техническую реформу и тем самым закончить формирование русской регулярной армии. Именно в контексте этой реформы, аристократ В. В. Голицын стал сторонником отмены местничества, что ему и удалось сделать при поддержке царя Федора Алексеевича в 1682 г. Исходя из нужд создания регулярной армии, аналогичной западноевропейским образцам, Василий Васильевич и встал перед проблемой крепостного права. Западноевропейские наемные профессиональные армии стоили дорого. Князь предположил, что казна выиграет, если крестьяне, освобожденные от крепостничества, будут вести самостоятельное хозяйство. Свободный земледелец поднимет производительность труда, а следовательно, с него можно брать и больший налог, не разрушая хозяйство. Бывшие же дворяне-помещики превратятся в профессиональных военных, живущих на жалованье. Между тем контингент немцев на русской службе рос. Денежное жалованье во времена В. В. Голицына являлось единственной платой за службу в большинстве западноевропейских армий. По мысли Голицына рядовые сыны боярские должны были составить рядовой и унтер-офицерский состав армии, что собственно, уже и наблюдалось в конных полках нового строя. Столичные и именитые провинциальные дворяне виделись офицерами. Голицын предполагал посылать русских военных для обучения за границу, а со временем с помощью иностранцев и собственных опытных кадров наладить офицерское образование в самой России. Петр I, придя к власти, станет осуществлять именно такой подход к обеспечению русской армии офицерским составом.

Софья 1682-1689 гг. – предпосылки петровских реформ

Князь Голицын Василий Васильевич - канцлер и начальник Посольского приказа

В период правления царевны Софьи Алексеевны возглавил с 1682 года Посольский приказ. В это время внешнеполитическая обстановка для России была очень сложной — напряжённые отношения с Речью Посполитой, подготовка Османской империи, несмотря на Бахчисарайский мирный договор 1681 года, к войне с Русским царством, вторжение крымских татар в мае — июне 1682 года в русские земли.

Приступил к проведению активной внешней политики, направив в Константинополь чрезвычайное посольство, чтобы склонить Порту к союзу с Русским царством на случай войны с Польшей. Другое русское посольство — в Варшаве — работало над усилением противоречий между поляками и турками. Результатом стал отказ Польши и Турции от прямого выступления против Москвы.

Являлся сторонником европеизации. Помимо укрепления связей со всеми европейскими дворами, уделял внимание отношениям с Китаем. При нём в 1689 году был заключён Нерчинский договор.

Исходил из представления о главной задаче российской внешней политики как укреплении русско-польских отношений, что обусловило временный отказ от борьбы за выход к Балтийскому морю. В 1683 году подтвердил Кардисский договор между Россией и Швецией. В 1683 году стал инициатором отказа России от предложения венского посольства о заключении имперско-русского союзного договора без участия Польши.

Длительные и сложные переговоры между Россией и Польшей завершились в 1686 году подписанием «Вечного мира», согласно которому Россия должна была объявить войну Турции. Под давлением польской стороны, пригрозившей разрывом отношений с Россией, в 1687 и 1689 годах организовал два больших похода (Крымские походы) к Перекопу против Крымского ханства. Эти походы, приведшие к значительным небоевым потерям, не перешли в военные столкновения, однако оказали косвенную помощь союзникам России, помешав татарам против них выступить.

1682 межевание земель, ослаблен сыск беглых крестьян

1687 открытие славяно-греко-латинской академии

 

Соснова Валентина Михайловна04.03.2016 11120 Немного о ЕГЭ...
Всего комментариев: 0
avatar