РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование приемов социоигровой технологии на уроке немецкого языка

Липенских Наталья Владимировна

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В.М. Букатов

Сегодня начинающий или много лет практикующий учитель оказывается на неизвестной дороге под названием ФГОС. Незнакомые дороги любят смелых и любознательных. И если вам кажется, что в вашей жизни всё слишком знакомо, немедленно найдите эту дверь и войдите!

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.

Для реализации этих требований мы нашли «инструмент» как социоигровая технология (СИТ).

  • Знакома ли вам данная технология? Предлагаем вам подойти к доске и отметить свои знания о СИТ и ее использовании на своих уроках (шкала: не знаю, но слышал; знаю, но не использую; знаю и использую)
  • Что же все-таки такое СИТ? Давайте попробуем дать определение.

Данная технология получила развитие в 1988 году, автор – Евгений Евгеньевич Шелешко. Позже расширились приемы СИТ за счет элементов театральной педагогики под руководством Вячеслава Михайловича Букатова и Андрея Петровича Ершова. Авторы данной технологии сам термин «социоигровая технология» объясняют так: «Организация занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»).На занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят.

Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире, и естественным образом возникают межпредметные связи. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт учитель - это и есть главная задача педагога!

Составляющие социоигровой технологии:

  • работа в малых группах (микрогруппах) – пары, тройки, 5-6 человек
  • смена лидерства
  • обучение сочетается с двигательной активностью
  • смена темпа и ритма
  • интеграция всех видов деятельности
  • учитель – партнер, советчик

Основные признаки в социоигровой «режиссуре урока» основываются на «трёх китах».

  • обязательное движение обучающихся;
  • вариативность видов деятельности;
  • организация малых групп

Авторы технологии призывают придерживаться 9 правил социоигровых подходов к педагогике. Следуя правилу «за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток» предлагаем следующие приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся, которые считаем наиболее эффективными на уроке немецкого языка.

1) Zauberstab (Волшебная палочка)

Zauberstab - «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Например, передающий называет на немецком языке существительное, прилагательное, глагол на определенную тему. Или называет предложение на определенную тему, а следующий участник, прежде чем назвать свое, повторяет предложение соседа. Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение, повторно идет к тому же собеседнику или меняет адрес. Упражнение фиксирует момент диалога: услышал – ответил.

Этот прием можно использовать на любом этапе урока (целеполагания, актуализации знаний, закрепления).

2) Hexe (Struwwelpeter)

Учащимся выдается карточка для работы в парах. На карточке три столбика: в первом изображена Баба-яга, два других столбика пустые. Необходимо написать во втором столбике слова-действия, которые превратят Бабу-ягу в положительного героя. В третьем - изобразить, какой она станет после этих действий.

В социоигровой технологии этот приём называется «Hexe», который можно использовать при обсуждении характеристики героя. Вместо Бабы-яги может быть любой другой герой (Struwwelpeter; Дирк, который все забывает и опаздывает в школу), тот, кого можно превратить в положительного героя.

3) Drehwürfel (Вертушка)

Игра по группам. У каждой группы свое задание на отдельном столе.

1 группа – (МЕМОРИ) Найти как можно больше пары картинок и слов, их обозначающих.

2 группа – (ЛОТО) Соотнести картинку со словом.

3 группа – (ДОМИНО) подобрать перевод слова по принципу домино.

Через минуту группы могут поменяться местами по принципу «Вертушки» и сыграть в другие игры. Этот прием может быть придуман только по определенной теме, например, «Obst und Gemüse», либо по нескольким.

4) Öhrchen (Слухач)

Прием предполагает деление на несколько групп.

Выбирается водящий, который выходит из помещения. Остальные играющие выбирают одну строчку из какой-нибудь темы («Auf dem Lande gibt es Vieh und Geflügel»). Каждое слово распределяется по группам участников. Когда водящий возвращается, все одновременно начинают безостановочно произносить свои слова. Водящий должен восстановить предложение.

5) Dialogbau (Собрать диалог)

Практика показывает, что восстановление небольших фрагментов диалога из разрезанных и перемешанных реплик – занятие увлекательное и для подростков, и для старшеклассников. На уроке можно предложить собрать диалог на разные темы учебного предмета. В этой работе школьники осваивают представление о том, что за каждым словом стоит своя логика, своя жизнь, свое значение.

У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!» Перефразировав её, с уверенностью можно сказать, что для ребёнка игра – это ЖИЗНЬ!

Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах урока, так и на отдельно взятых школьных предметах.

Использование социоигровой технологии направлено на получение нового результата, учит добиваться усвоения материала учениками, помогает решать воспитательные и развивающие задачи, учит учиться.

Липенских Наталья Владимировна05.08.2016 3240 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar