РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС

Каспшакова Ирина Григорьевна
учитель музыки
МБОУ СОШ №1 ст.Каневская

Музыкальное творчество детей –
самый действенный способ их развития.
(Б.В.Асафьев)

Приоритетной целью школьного образования на современном этапе, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках ФГОС общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной рождать идеи, воплощая их в жизнь.

Уроки музыки в школе помогают развивать у детей фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формировать в процессе музыкального воспитания универсальные способности, необходимые для различных сфер деятельности человека.

При изучении музыки закладываются основы творческого мышления на основе восприятия, анализа и воплощения музыкально-художественных образов, что приводит детей к поиску нестандартных способов решения проблем.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. И задача учителя музыки в общеобразовательной школе, на мой взгляд, не в том, чтобы научить детей музыкальной грамоте, а в том, чтобы помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. Изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, суждение о нем, раскрытие его содержания и тех выразительных средств, которые особенно ярко раскрывают образ. Все это вместе взятое должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, т.е. понимать её, правильно оценивать, что и способствует воспитанию художественного вкуса.

Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, нестандартно. «Сыграй, спой, скажи, как ты чувствуешь» - эти магические слова распахивают перед ребёнком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

С самых первых встреч детей с музыкой я учу их тому, что они слушают не музыку, а рассказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки. Уже на этой стадии формируется осознание того, что музыка – это «язык общения композитора со слушателем», который не требует перевода на разные языки мира, так как это язык чувств и эмоций, которые передаются через музыку.

Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением. Тем самым он учится понимать замысел композитора.

Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. Их зрительные ощущения воплощаются в рисунках, навеянные прослушанной музыкой, которые они рисуют на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. И некоторые ребята после этого открывают в себе задатки поэта или писателя.

Я применяю в своей работе ещё такие творческие задания как:

  • «10 фактов из жизни и творчества композитора». Важно учить детей тому, что по музыке можно судить и об её авторе, его жизни, его чувствах и мироощущении. Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.
  • «История одной песни». Ребята самостоятельно ищут информацию об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития.
  • Мини-проекты: «Моя мама лучшая на свете», «Мама моей мамы», «Песня на войне», «История военной песни» и др. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отношение и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка.

Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческой деятельности.

Как сказал Эдвард Григ: «Радость необходима для творчества».

Важно создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку независимо от индивидуальных его возможностей. Каждый ребёнок должен испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Этому способствует детская творческая деятельность, которую я применяю в своей работе.

Очень интересен такой приём, как игра на детских музыкальных инструментах, что не только вызывает огромный интерес у учащихся, но и помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков. В данном виде работы учащиеся приобретают навык коллективного творчества, сотрудничества.
Учащиеся младших классов выполняют вместе с родителями задание «Создай свой музыкальный инструмент», а затем на уроке, с удовольствием, играют на своих инструментах. Здесь проявляется совместная творческая деятельность детей и их родителей.

И, конечно же, пение, как активная деятельность, способствующая творческому развитию школьников. Пение – самый простой и в то же время самый эмоциональный способ самовыражения, доступный каждому ребёнку. Наряду с хоровым исполнительством, я практикую сольное и групповое пение, что позволяет детям оказаться и в роли исполнителя, и в роли слушателя. Зачастую, сольное пение перед аудиторией позволяет неуверенному в своих способностях ребёнку раскрепоститься и преодолеть свои страхи и комплексы, что благотворно влияет на его психологическое состояние.

Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, необходимо применять разнообразный комплекс педагогических приёмов:

  • предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявле-ния индивидуальных творческих способностей и способов общения с музы-кой;
  • создание на уроке атмосферы творческой активности и личной заинтересованности;
  • различные виды музыкальной деятельности школьников на уроке;
  • разнообразие музыкально - художественной импровизации самого педагога;
  • разработка серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми;
  • усложнение творческих заданий от занятия к занятию;
  • развитие природной музыкальности каждого ребёнка;
  • создание ситуации успеха.

Применение метода детского творчества ни в коей мере не исключает из урока объяснение, рассказ, иллюстрацию и т. д. Как раз одна из главных задач метода – помочь учащимся свободно использовать музыкальный опыт, который они получают на уроке. Творчество учащихся должно вплетаться в урок гармонично, наряду с другими видами деятельности, вводиться в процесс обучения.

На уроке музыки дети, на самом деле, всё время действуют творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Важно помнить, что творчески развиваться ребёнок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Всё это способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает активную, целеустремлённую творческую личность.

Как сказал Джон Денискар: «Творчество - момент создания будущего в настоящем». Перефразируя эти слова, можно сказать, что только развитие творческих способностей ребёнка может сформировать гармонично развитую личность в будущем.

Использованная литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО.
  2. Цитаты Асафьева Б.В, Денискара Д., Грига Э.
Каспшакова Ирина Григорьевна04.03.2016 9870 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar