РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Самостоятельная работа учащихся и необходимость ее применения на уроках географии

Самостоятельная работа учащихся по географии

Автор работы: Калачев Сергей Сергеевич,
учитель географии и биологии
ГБОУ «Школа №924»

По мере внедрения в школах Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учителям все чаще приходится прибегать к организации самостоятельной работы учащихся. Это касается не только русского языка и математики, где данный вид работ – обычная практика. Сейчас данный метод обучения широко применяется на всех учебных предметах, среди них - география. Что же такое самостоятельная работа, о которой так много разговоров ведется сегодня и которой уделяется одно из первых мест в российском образовании? В чем необходимость и каковы особенности ее применения на современном уроке географии? Стоит ли воспринимать данный вид работы только как способ проверки знаний, или же с его помощью можно заинтересовать учащихся изучаемым предметом, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки?

В. Г. Крысько считает: «Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям» [5, c. 336].

В настоящее время существует масса подходов к классификациям самостоятельных работ в зависимости от их цели, содержания, методов выполнения. Большое значение в любой работе имеет правильная постановка цели, в противном случае выполнение работы бессмысленно, т.к. желаемый результат не будет достигнут.

Впервые классификация самостоятельных работ по дидактической цели была представлена Б. П. Есиповым, который выделяет три типа самостоятельных работ. Это работы, целью которых являются:

  • получение новых знаний;
  • использование на практике приобретенных знаний;
  • повторение и проверка знаний, умений и навыков учащихся [4].

В процессе обучения работы каждого из этих типов необычайно важны, т.к. в комплексе они способствуют не только приобретению новых знаний и контролю их усвоения (в т.ч. самоконтролю), но и позволяют осознать их практическую важность.

Необходимость широкого распространения самостоятельной работы школьников сегодня – ФГОС, устанавливающий требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, один из пунктов которого гласит: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: … индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов; … формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности…» [6, с. 40].

Программа развития универсальных учебных действий, в соответствии с ФГОС, должна обеспечивать «… развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию» [6, c. 30], а значит, учащийся должен самостоятельно работать не только по требованию учителя, но и уметь мотивировать себя на самостоятельную работу.

На уроках географии самостоятельные работы (в т.ч. практические и лабораторные) – неотъемлемая часть обучения, т.к. именно они «сближают» теорию с практикой, наглядно иллюстрируют школьникам физико-географические и экономические аспекты географического образования.

Самостоятельные работы можно отнести к практическим и репродуктивным методам обучения. «Практические методы выделяются по объектам изучения (географическая действительность и ее модели) и предназначены для формирования у школьников умений и навыков, приучения вести самостоятельную работу, добывать новые знания и усваивать их» [2, c. 143].

Репродуктивный метод «… направлен на закрепление знаний, формирование умений и их применений по образцу. Задача учителя заключается в организации с помощью системы заданий репродуктивной деятельности учащихся…» [2, с. 147].

И. В. Душина и Г. А. Понурова выделяют следующие виды средств обучения на уроках географии:

  • вербально-информационные (учебники и учебные пособия)
  • наглядные (географические карты, картосхемы, таблицы, диаграммы и др.)
  • аудиовизуальные (технические средства обучения) [3].

Так как самостоятельная работа учащихся направлена не только на получение и проверку знаний, но и на формирование навыков использования различных информационных источников, целесообразно применять для данного типа работ все из представленных средств обучения.

Самостоятельная работа с вербально-информационными средствами позволяет

  • формировать у учащихся ЗУН работы с печатными источниками информации, а именно:
  • нахождение и отбор необходимой информации в источнике
  • анализ найденной информации
  • применение полученной информации с целью выполнения заданий
  • осуществлять контроль за усвоением материала (тестовые сборники, учебные пособия для контроля знаний, рабочие тетради)
  • формировать у учащихся интерес к изучению предмета

Самостоятельная работа с наглядными средствами необходима для формирования умений и навыков получения, обработки и усвоения информации с помощью географических карт, таблиц, диаграмм, что позволяет наглядно проследить и установить логические связи между процессами, происходящими в географической оболочке. Работа с данными средствами также может применяться учителем в разнообразных формах для проверки знаний учащихся по пройденному материалу.

Самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами позволяет формировать умения и навыки эффективной работы с электронными информационными ресурсами, что необходимо в соответствии с ФГОС. Также технические средства обучения играют немаловажную роль в проверке ЗУН по изучаемому предмету.
В целях эффективности проведения самостоятельной работы следует применять различные ее формы: групповая, индивидуальная, парная, общеклассная.

Основные требования к проведению самостоятельных работ:

  1. Самостоятельная работа должна способствовать развитию у учащихся мыслительной активности и творческой инициативы.
  2. Она должна быть посильна и опираться на ранее полученные знания, умения и навыки, на жизненный опыт учащихся.
  3. При выборе содержания и видов самостоятельней работы необходимо соблюдать последовательность в возрастании трудностей, учитывая индивидуальные особенности классов и отдельных учащихся.
  4. Виды самостоятельной работы нужно разнообразить как по форме, так и по содержанию, они должны вносить в усвоение знаний элемент «новизны», заставлять школьников подходить к изучаемому с разных сторон.
  5. Каждая самостоятельная работа должна быть проверена и оценена учителем, а затем использована в дальнейшей учебной работе [1].

Таким образом, самостоятельная работа учащихся неслучайно выбрана приоритетным направлением в развитии современного образования. Она позволяет не только эффективно проверить ЗУН обучающихся, а еще и способствуют развитию навыков работы с различными источниками информации, позволяет сформировать у школьников интерес к изучаемому предмету, показать возможность практического применения полученных знаний как в научной области, так и в обычной жизни. Поэтому данные работы очень важны при изучении любой науки, в том числе географии. Несомненно, их эффективность во многом зависит от учителя: его мастерства; желания развиваться, совершенствовать свои уроки и применять разнообразные средства обучения. Не следует понимать самостоятельную работу только как способ проверки знаний, надо организовать ее так, чтобы школьники проявили интерес к изучаемому предмету!

Список литературы

  1. Бабик А.Е. Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии)/ Под ред. Бабик А.Е. и др. – М. : Просвещение, 1968. – 392 с.
  2. Дмитрук Н.Г. Методика обучения географии : учебник для студ. Учреждений высш. пед. проф. Образования / Н.Г. Дмитрук, В.А. Низовцев, С.В. Васильев. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – с. 320.
  3. Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии: пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов или университетов по географическим специальностям – М., 1996. – 192 с.
  4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство минестерства просвещения РСФСР, 1961. – 240 с.
  5. Крысько В.Г. Психология и педагогика : курс лекций / В.Г. Крысько. — 4-е изд., испр. - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. — 368 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 48с.
Калачев Сергей Сергеевич25.08.2016 3920 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar