РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок развивающего контроля в соответствии с требованиями ФГОС.

В современных условиях школьного образования становится актуальным, на наш взгляд, место и роль контроля и оценки в процессе обучения учащихся.

Под контролем, будем понимать, систему действий учащихся, направленных на правильность и полноту выполнения решения, основной формой которого является пооперационный контроль.

Данная форма контроля предусматривает выполнение основных функций: диагностической и корректирующей.

Рассмотрим некоторые примеры уроков развивающего контроля в соответствии с ФГОС.

  • Первый тип урока самостоятельной работы: с использованием эталона.
  • Второй тип урока самостоятельной работы: с поиском ошибок, допущенных учащимися.
  • Третий тип урока самостоятельной работы: работа в парах по поиску и устранению ошибок- взаимопроверка.

Структура самостоятельной работы с использованием эталона.

  1. Написание работы учащимися.
  2.  Совместная выработка критериев оценивания.
  3. Проверка по эталону и самооценка по выработанным критериям.
  4. Выявление проблем.
  5. Восстановление алгоритма решения. Работа с учебником, справочниками, учениками- консультантами, учителем.
  6. Отработка алгоритма решения. Работа по индивидуальным карточкам.

После того, как учащиеся выполнили самостоятельную работу и по эталонупроверили свои работы, оценили в соответствии с критериями, они выявляют места затруднений. Сами или с помощью справочника, учебника, консультантов или учителя находят пути их решения. Ученики, у которых нет ошибок, становятся помощниками-консультантами. Затем учащиеся получают задания на отработку допущенных ошибок.

Второй тип урока самостоятельной работы: с поиском ошибок, допущенных учащимися.

  1. Варианты работы.(1 урок)
  2. Критерии оценивания и оценка своих работ.
  3. Проверка работ учителем без исправлений ошибок.
  4. Составление заданий для парной работы «Найди ошибки».
  5. Выявление проблем. Соотнесение с критериями. Восстановление алгоритмов действий. (2 урок)
  6. Проверка учащимися своих работ на наличие ошибок. Исправление их.

На первом уроке учащиеся выполняют самостоятельную работу. После, на этом же уроке, учащимися вырабатываются критерии оценки и оценивание своих работ . Учитель проверяет работы , не исправляя ошибки, но составляет следующую работу «найди ошибки» по тем ошибкам, которые допустили ученики. На следующий урок – парная работа по нахождению и исправлению ошибок в новой работе. Восстановление алгоритмов действий. После чего, учитель раздает ученикам их работы, и они соотносят свою оценку с учительской. Находят теперь в своих работах ошибки и исправляют их.

Структура самостоятельной работы в парах по поиску и устранению ошибок.

  1. Написание самостоятельной работы.
  2. Определение критериев.
  3. Взаимопроверка.
  4. Работа над ошибками.
  5. Самооценка.

Самостоятельная работа в парах по поиску и устранению ошибок - взаимопроверка.

Учащиеся 10-15 минут по вариантам пишут самостоятельную работу. Затем всем классом, вместе с учителем, вырабатывают критерии оценивания результатов самостоятельной работы. Далее обучающиеся пересаживаются по парно с одноименными вариантами. Обсуждают верность решения по найденным критериям: есть несколько вариантов развития создавшихся ситуаций.

Педагогическая технология контроля и оценки позволяет решать сразу несколько задач современного образования: с одной стороны, вести диагностику и коррекцию становления знаний, умений и навыков учащихся в их динамике, с другой стороны, отслеживать формирование личностных качеств учащихся.

 

Литература:

Литература для слушателей курсов по проблеме контроля и оценки

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение.Оценка.Отметка.-М.,1980.- 180с.
  2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки.-Л.,1935.- 146с.
  3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.- М., Рассказовъ, 2002.- 360с.
  4. Воронцов А.Б. Организация и проведение стартовых (итоговых) проверочных работ в системе Эльконина-Давыдова.-М.,1998.-104с.
  5. Горбов С.Ф.,Табачникова Н.Л. и др. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения. Пакет предметной диагностики.- М., 1995.- 35с.
  6. Репкин В.В. Контроль в учебной деятельности школьников/ В кн. Развивающее обучение: теория и практика.-Томск, Пеленг,1997.-с.128- 138.
  7. Репкина Г.В.,Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.- Томск, Пеленг, 1993.-61с.
  8. Цукерман Г.А. и др. Оценка без отметки.-Москва-Рига, 1999.-133с.
  9. Цукерман Г.А., Гинзбург Д.В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?// Вестник Ассоциации «Развивающее обучение» -1999.-№6.-с.5-22.

 

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.