[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Сергеев_ЕВ, Ishina 
Форум учителей » Форумы для учителей предметников » Форум учителей истории » Истоки цивилизации
Истоки цивилизации
prediger Дата: Суббота, 05.11.2016, 21:59 | Сообщение #1
фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 73
Статус: Отсутствует


Территорию между реками Евфрат и Тигр древние евреи называли Сеннаар (т.е., Двуречье), упоминается в Библии, в Ветхом Завете, а древние греки - Месопотамией (т.е. Междуречье).
Двуречье - это впадина, зажатая между каменистой сирийской пустыней на западе и Персидскими горами на востоке.Много тысяч лет назад морской залив (который теперь называется Персидским) вдавался глубоко в материк вплоть до территории севернее современного Багдада.Только в сравнительно поздний период человеческой истории соленая морская вода уступила место суше в результате речных наносов. Море оттеснялось с севера к югу отложениями Евфрата и Тигра. На юге относительно малые, но бурные горные реки, стекающие с Персидских гор, несли не меньше ила, чем Евфрат и Тигр. На юге, ближе к морю, образовалась отмель, которая замедлила течение Тигра и Евфрата настолько, что переносимый этими большими реками ил начал оседать с внутренней стороны отмели. .Часть залива севернее отмели превратилась в закрытую водную лагуну. Постепенно реки сделали воду лагуны пресной, а выносимый ими ил начал распределяться более равномерно, поднимая дно лагуны. Первые полоски земли появились на севере и у южной преграды, а между ними оставалось заболоченное пространство с небольшими островками. Со временем это болото высохло, и на месте залива образовалась плодородная ровная долина, где текли реки вровень с берегами. Не удивительно, что свидетели этого "оттеснения" вод создали миф, который позднее перекочевал в Библию. В Библии, в книге Бытия читаем:"И сказал Бог "Пусть воды небесные соберутся в одном месте, а твердь в другом. И стало так...И земля породила изобильные травы и злаки всех родов и деревья, плодоносящие своими семенами ".

Первые поселенцы прибыли в южную Месопотамию в малоизвестные нам доисторические времена.Здесь жили люди уже в эпоху неолита.

При раскопках в районе арабской деревни Эл-Обейда (1922-1934, руководил раскопками английский археолог Вулли) под 14-меровым слоем бытового мусора рабочие наткнулись на твердый, слежавшийся пласт ила и глины в 2,5 метра, нанесенного сюда когда-то водой и, что поразительно, лишенного каких бы то ни было следов присутствия человека.Под пластом найдены остатки мазанок, сделанных из камыша, обмазанного илом, найдены горшки, слепленные вручную без гончарного круга, мотыги, топоры из шлифованного камня, глиняные серпы, обожженные на огне, каменные гнезда, в которых на осях вращались двери жилищ, рыболовные крючки. Жители селения разводили домашних животных, занимались сельским хозяйством и рыболовством. До сих пор неясно, кто по происхождению были эти люди. Ученые предполагают, что это были семитские племена аккадцев, которые позднее перешли в северную часть Месопотамии, где создали собственные государства-города. Над пластом найдены остатки совершенно отличной культуры с посудой, сделанной на гончарном круге. Наличе толстого слоя глины можно объяснит только одним: наводнение. Чтобы мог возникнуть такой толстый пласт ила и глины, вода должна была долго стоять на высоте без малого восьми метров.При таком уровне воды вся страна, от пустыни Ирака до предгорий Элама и от древнейшего Вавилона до Персидского залива, стала жертвой наводнения. Вода затопила все деревн игорода за исключением тех, что лежали на очень высоких холмах. Хотя шумерские и древнееврейске хроники говорят о всемирном потопе, наводнение являлось локальным бедствием в бассейне Тигра и Ефрата, распространившемся на территории празмерами 650 на 150 километров. Но для жителей бассейна наводнение означало всемирный потоп, которым грозный бог покарал грешных людей.

Наводнение объяснило загадку неожиданного исчезновения посуды, слепленной вручную и украшенной своеобразным орнаментом, которая - это показывают раскопки - была когда-то распространена по всей Месопотамии. Племена, изготовлявшие такую посуду, погибли во время наводнения, а малочисленные уцелевшие группки людей были далеко отброшены назад в своем развитии и вели нищенское существование первобытных людей. Земли, некогда столь плодородные, превратились в болота, селения снесла вода, а домашние животные погибли все до одного. Цивилизация этих неизвестных племен, уничтоженных стхией, уже никогда не смогла возродиться.

В конце V тысячелетия до н. э. на территории между реками Евфрат и Тигр в южной части страны появились шумерийцы. Раскопки говорят о том, что они пришли сюда мирно и постепенно смешались с местными жителями. Неизвестно, откуда они пришли в низовья Тигра и Евфрат. Эта земля не могла быть их родиной уже потому, что возникла на их глазах и при их активном участии.Шумерийцы уже были знакомы со скотоводством, земледелием и металлом. Они первыми приручили быка и научились добывать и плавить металл.Об этом свидетельствуют шумерийские слова "нгуд" - "бык" и "уруду" - медь,  заимствованные многими языками мира (древнерусское "говядо",отсюда "говядина"; во многих славянских языках -"руда").
Шумерийцы были прекрасными земледельцами. Они построили широкую сеть каналов для осушения топей и сохранения воды на период засухи. Они обрабатывали каждый кусочек плодородной почвы, едва он поднимлася над водой. Благодаря шумерийским земледельцам значително повысилось плодородие месопотамской земли. Документы (глинянные таблички), относящиеся к 2500 году до н.э., сообщают, что ячменные поля давали в среднем 66-кратные урожаи. Древнегреческий историк Геродот пишет, что там собирали в 200 раз больше, чем посеяли. Римский писатель Плиний старший утверждает, что урожаи там снимались два раза в год, а стерня служила пастбищем для овец.

В третьем тысячелетии до нашей эры Месопотамия была уже очень многолюдной страной. Об этом свидетельствуют многочисленные города с местными правителями, культами, храмами, правительствами. В южной части Междуречья города были шумерийскими, в северной части - семитическими. Процесс образования городов сопровождался процессом тесного взаимодействия этих двух элементов населения. Нам известны древнейшие шумерийские города: на юге Сеннаара, у моря - город Эриду с культом бога воды и бездны Эа, с храмом бога Эа (остатки храма обнаружены в 1855 г н.э.). Выше на западном берегу Евфрата расположен знаменитый библейский Ур (обнаружен в 1854 г н.э.), центр бога луны Энзу (Сина), родина Авраама по Библии. В Уре найдены храм и множество клинописных глиняных табличек. Еще севернее лежали библейские Эрех (Урук) с его знаменитым храмом богини Нана-Иштар и древними гробницами, и Элласар (Ларса), центр культа бога солнца Баб-бара (Шамаша); Ниппур, город бога Энлиля; в низовьях Тигра находился город Ширпурла (Лагаш), один из древнейших центров культуры и государственности; к северо-западу от Лагаша - Умма и Шуруппак, в котором обнаружены древнейшие доисторические памятники шумеров и древние гробницы;Киш с его храмом Хар-саг-Каламма; Сиппар и Аккад - города бога солнца Шамаша с храмом Э-баббара "Дом Лучезарного".

Далее идут ассирийские города по Тигру, вероятно, уже чисто семитического происхождения,возикшие позже предыдущих:Ассур (Ашшур), Калах(Калху) и Ниневия. В собственной Месопотамии нам известен древний семитический центр вавилонской
культуры - град бога Сина (солнца), известный в библии Харран, игравший видную роль в жизнеописаниях библейских патриархов, где он стоит в связи сюжным городом Уром. Харран имел влияние на развитие ассирийской и хеттской (митанни) кульрур. До самых последних времен он был оплотом язычества и еще в XI веке новой эры, уже под арабским владычеством, здесь служили богу Сину, так наз. Сабии, представлявшие пережиток вавилонско-арамейского язычества.В лице Харрана древне-восточный мир пережил византийское господство и дожил почти до татаро-монгольского нашествия. Важность Харрана и его особая роль объясняются тем, что он лежал на пересечении торговых путей от Средиземного моря в Вавилонию, Мидию,Малую Азию и Армению, отсюда имя его ("Дорога").

Харран был самым западным древним пунктом вавилонской культуры, самым восточным являются знаменитые Сузы (Шушан), столица Элама, потом Персии.

( Этот текст написан не мною. Он дословно заимствован из трех книг: 1.Зенон Косидовский, Когда солнце было богом. М.: Наука, 1968; 2. Л.Вулли. Ур халдеев. Издательство восточной литературы,М., 1961.3. Б.А.Тураев.История древнего Востока, Огиз* Соцэкгиз, Ленинград, 1936. Карта заимствована из книги Л. Линин, А. Белов. Глиняные книги. л.: Детгиз, 1956.  Я вставил несколько слов, чтобы связать тексты из этих книг - Prediger)
Прикрепления: 0251418.jpg(213Kb)


Сообщение отредактировал prediger - Суббота, 05.11.2016, 22:24
Сергеев_ЕВ Дата: Воскресенье, 06.11.2016, 20:56 | Сообщение #2
Профиль пользователя Сергеев_ЕВ
Модератор форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 2896
Статус: Отсутствует
Ага, вот так вот, значит... Ну ладно, ладно...
Неплохо для начала!




Окажу помощь в создании и администрировании учительских сайтов в системе uCoz
prediger Дата: Четверг, 17.11.2016, 10:42 | Сообщение #3
фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 73
Статус: Отсутствует
(Продолжение. Начало в сообщении 1)

Каждый город имел своего правителя. Правители титулуют себя "исак" или  "патеси", реже  "лугаль" (шумерийское). Первое означает "старшина, закладывающий в стену храма или дворца при основании их таблетку со своим именем"; лугаль значит "великий человек" и соответствует семитическому "шарру", "царь", оно прилагается к самостоятельному государю,  гегемону обширного царства;  первое носят большей частью князья городов, находившихся в зависимости от лугаля. Правители непрерывно вели междоусобные войны, захватывая друг у друга лучшие земли, навязывая соперникам свое господство. Найдены клинописные списки династий древних правителей городов.  Сохранились также плитки, на которых записаны деяния правителей. Так упоминается патеси Киша Утуг (примерно около 3200 г до н.э.; годы, указанные здесь и ниже - приблизителны; точная хронология может быть установлена для первого  тысячелетия до н.э.). Месилим, царь Киша,- первый известный нам по памятникам объединитель городов в Южном Двуречьи (около 3100 г до н.э.). Он победил Эсара, царя Адаба, поставил в зависимость от Киша Лагаш и Умму. Позднее цари Лагаша освободились от этой зависимости. Царь Лагаша Урнина (около 3000 г) оставил плитки с надписями и примитивными изображениями, на которых представлены он сам, его многочисленные дети, визирь и слуга при церемонии закладки храма. Царь сам несет на голове корзины с кирпичами для храма. Надписи Урнины повествуют о постройках, сооружении каналов, дарах святилищам и т.п. Лес для построек этот царь получал из горных стран. Вокруг его сооружений найдены обуглившиеся остатки кедровых столбов. При внуке Урнины  Эаннатуме Лагаш достиг высшей степени могущества и процветания. Эаннатума подчинил себе Ур, Урук, Ларсу и Эриду, и в благодарность за это пожертвовал в храм своей богини Инины камень с надписью об этом и заклятиями относително его неприкосновенности; он говорит: "да не овладеет им царь Киша". Но царь Киша не забыл о своих верховных правах и, обеспокоенный успехами Эаннатумы, направляет против него своего вассала Уша, исака города Умма.
Эаннатума нанес ему страшное поражение, в котором пало, по его словам, 3600 неприятелей. До нас дошли барельефы, представляющие победный памятник над Умма. На лицевой стороне барельефа представлен бог Нингирсу, держащий сеть с убитыми врагами, сзади царь со своей фалангой; ниже поле битвы, усеянное трупами врагов, к которым подбираются хищные птицы; еще ниже - сцены погребения убитых, жертвоприношения и заклания пленных. Жители Умма и преемник Уша Энакалли дали клятву никогда не вторгаться в область Лагаша и платить богам Лагаша дань зерновым хлебом. После этой победы была расправа с Кишем и его союзником  Зузу, царем Описа. На сохранившейся плитке написано: "Киш был разбит наголову, царь Описа прогнан в свою страну... Богиня Иннина пожаловала  Эаннатуме патесиат в Лагаше и царство в Кише".

( Этот текст написан не мною. Он дословно заимствован из  двух книг: 1.Зенон Косидовский, Когда солнце было богом. М.: Наука, 1968;.2. Б.А.Тураев.История древнего Востока, т. 1. Огиз* Соцэкгиз, Ленинград, 1936.  Я вставил несколько слов, чтобы связать тексты из этих книг - Prediger)
Форум учителей » Форумы для учителей предметников » Форум учителей истории » Истоки цивилизации
Страница 1 из 11
Поиск:

Если Вы хотите оставить сообщение на форуме,
то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь