[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 41234»
Форум учителей » Помощь учителю » Молодым и будущим учителям! » По методике Шаталова. (Отдельные фрагменты из книг, статей)
По методике Шаталова.
Миклухо Дата: Суббота, 21.01.2012, 08:20 | Сообщение #1
Профиль пользователя Миклухо
Бывалый
Группа: Проверенные
Сообщений: 356
Статус: Отсутствует
Простые сложности
Начало урока.
Сейчас, когда за плечами у пятиклашек остался первый год невероятно трудного становления, никому из присутствующих даже в голову не приходит, отчего это они вдруг замирают, когда у доски начинает отвечать их товарищ. Никто понять не может саму собой мгновенно устанавливающуюся в классе ритуальную тишину, в которой звучит слово-разрешение учителя:
– Можно.
Можно начинать рассказ! Можно потому, что товарищи готовы тебя слушать. Можно потому, что теперь уже не будет пропущено ни одно слово отвечающего. Для того, кто отвечает, настораживающей помехой служит малейший шум и даже самое непроизвольное движение в классе: «Я что-то не так сказал?» И только в такой обстановке сосредоточенности и душевного покоя может раскрыть свои знания маленький, еще не окрепший в своем умении владеть аудиторией человек. Сегодня такая тишина нужна ему. Завтра она потребуется каждому! Десятки и тысячи раз! Вот о чем при первом же шорохе, при первом же скрипе стула обязан сказать учитель на первом уроке, начиная свою работу даже в самом неорганизованном классе.
Наклонился учитель к ученику, и каждый малыш понимает, что он тоже имеет право на такую доверительную беседу с учителем. Как же ему теперь не проникнуться уважением к своему наставнику, да и возможен ли в таких условиях работы хоть малейший шум? Он же прозвучит в классе, как резкий телефонный звонок в объятой сном многонаселенной квартире. Звонить по ночам неделикатно – это понимают все, а создавать помехи во время работы на уроках одновременно 39 работающим ребятам – это деликатно? Вот она, подоплека простого по своему внешнему проявлению методического приема, связанного с тихими ответами учителя на вопросы учеников, сидящих за партами.
Оговорился ученик, отвечающий у доски, – что за беда! Пусть себе развивает свою мысль дальше, и пусть ничто его не тревожит. Но каково при этом состояние всех остальных учеников в классе! Они-то видят все просчеты и нисколько не сомневаются в том, что их видит и слышит учитель. Но – молчит! Какой же мерой благодарности должны наполняться их сердца, как покойно должно быть им от одного только сознания, что завтра такая же обстановка уважения будет создана для каждого…
Потом, когда ответ будет закончен, от всестороннего анализа не уйдут ни один просчет, ни одна шероховатость ответа, но то будет потом, а во время ответа в классе не поднимется ни одна рука.
ПС, N 55, ПЕДАГОГИКА В.ШАТАЛОВА.

Добавлено (21.01.2012, 08:20)
---------------------------------------------
=================================================================
Педагог-новатор В.Ф. Шаталов о научных степенях в педагогике
«В своих лекциях и в больших публичных выступлениях я неустанно повторяю: «Будьте предельно осторожны в своем отношении к ученым званиям». Я могу назвать массу диссертаций, которые вызывают удивле­ние, а нередко - и негодование. Вот, например, тема докторской диссертации: «Оборудование физического кабинета измерительной ап­паратурой». Что там можно сказать? Какая тут может быть дис­сертация? Может быть, статья, в лучшем случае - брошюра, но не диссертация.

Или докторская диссертация на тему: «Отражение общественного сознания в рисунках детей старшего дошкольного возраста». Это дословно - из перечня диссертаций. «Комарики» что-то там накропали, нарисовали - и он на этом строит глубокомысленные умо­заключения, делает социальные выводы. Вот я и говорю своим студентам и слушателям: «К вам приез­жает доктор наук, который будет читать лекцию, к примеру, о поло­вом воспитании. И вы готовы благоговейно слушать: как же, акаде­мик, член-корреспондент и так далее. Так вот, прежде чем слушать этого человека, вы задайте ему вопрос: «Простите, а какая тема вашей диссертации?» Он обязан ответить - куда ему деваться. И если он скажет: «Отражение общественного сознания в рисунках детей старшего дошкольного возраста» или что-то в этом роде, тогда все вместе встаньте и уйдите. Потому что в вопросах полового воспитания школьников он смыслит ничуть не больше любого из вас. У вас опыта и знаний намного больше.

Возникает казусная ситуация. Это вам не медицина, где каждый соискатель ученой степени - специалист в своей области: окулист, уролог, ларинголог, гинеколог. И он, гинеколог, не посмеет умничать о глазных болезнях - там он имеет общее представление. Он специалист в своей узкой области, чем и знаменит, чем и славен. По праву.

В горемычной педагогике каждый может защищать диссертацию на самую сомнительную тему, получать степень доктора педагогических наук. И теперь он получает негласное право поучать всех - в любом направлении. Хотя, конечно же, это нелепо. Отсюда перегибы, несуразности, тьма так называемых ученых мужей, кото­рые являются дилетантами в других областях. И эти сомнительные доктора наук оказывают пагубное влияние на развитие педагогики в целом - мешают утверждению новых идей, противодействуют им.

Вот почему я с болью сердечной говорю об Академии педнаук. Я видел, как многие академики спят на больших совещаниях. Сидит и спит! При этом характерно, что просыпается через каждые три-четыре минуты. Посмотрит осторожно вокруг - и опять засыпает. А что здесь удивительного? Им по 75-80, под 90 лет. Все, о чем говорится, им не нужно. Но они вынуждены присутствовать по обя­занности».

Садовский Ф.Ф., Дивная осень Шаталова, М., ГУП ЦРП «Москва –Санкт-Петербург», 2005 г., с. 58-59.


А разве не с молчаливого согласия учителей рушится образование?

Сообщение отредактировал Миклухо - Суббота, 21.01.2012, 11:04
Ирина_Евгеньевна Дата: Суббота, 21.01.2012, 08:54 | Сообщение #2
Профиль пользователя Ирина_Евгеньевна
Почётный форумчанин
Группа: Эксперты
Сообщений: 2204
Статус: Отсутствует
Ваш первый пост - из самого Шаталова, надо было об этом упомянуть. Доступно только для пользователей

А если ученик мямлит у доски, выдавливает из себя по слову за час, то как? Терпеть это весь урок? Не задать ни одного вопроса? Или сажать и вызывать другого? А если мямлит весь класс - просто подбор детей такой? А насчет гробовой тишины я вам скажу так - она у строгого учителя бывает всегда. Дети просто боятся пикнуть. Ну и как насчет гуманной педагогики? А если каждый день на каждом уроке вот такой стресс ученикам преподносится - отвечать в гробовой тишине при целом классе критически настроенных товарищей? Не хотела бы я в такой школе учиться. Знания - не самоцель. Мы учим думать, добывать информацию, применять ее в нестандартных ситуациях. Для этого ребенок должен быть раскрепощен на уроке, не должен бояться высказать свою, пришедшую внезапно и не вовремя, идею. Поэтому выкрики с места неизбежны, хотя учитель с ними и пытается бороться.
И еще. Вы не работали при нынешней, сокращенной до безобразия, программе? Часов катастрофически не хватает на отработку тем. Особенно в старших классах. Почти некогда закреплять, каждый урок дается новый материал. Химии и физики - по часу, алгебры - два, если не ошибаюсь. Так что с устными опросами полный провал. Тесты или фронтальная беседа, разбор домашних упражнений - и вперед, к новой теме.


Ирина
Миклухо Дата: Суббота, 21.01.2012, 11:00 | Сообщение #3
Профиль пользователя Миклухо
Бывалый
Группа: Проверенные
Сообщений: 356
Статус: Отсутствует
Quote (Ирина_Евгеньевна)
Ваш первый пост - из самого Шаталова, надо было об этом упомянуть. Доступно только для пользователей

Ложась спать, я вспомнил об этом. Поправлю.
Quote (Ирина_Евгеньевна)
Дети просто боятся пикнуть. Ну и как насчет гуманной педагогики? А если каждый день на каждом уроке вот такой стресс ученикам преподносится - отвечать в гробовой тишине при целом классе критически настроенных товарищей?

Ирина Евгеньевна, прошу Вас, прочтите текст Шаталова внимательнее. НИЧЕГО ЭТОГО, о чём Вы пишите нет.
Никто не боится. Просто РАБОТАЕТ ЗАПОВЕДЬ Христа (сам я атеист безусловный): " Не делай другому.....".
Никаких критически настроенных. Об этом мы уже говорили. Внимательность учеников от ЖЕЛАНИЯ оказать отвечающему наибольшую ПОМОЩЬ. Если класс не упустит огрехи отвечающего, отвечающий получит БОНУС.
Quote (Ирина_Евгеньевна)
Поэтому выкрики с места неизбежны, хотя учитель с ними и пытается бороться.

Выкрики с мест очень вредны, ребята это вполне понимают.
Quote (Ирина_Евгеньевна)
И еще. Вы не работали при нынешней, сокращенной до безобразия, программе? Часов катастрофически не хватает на отработку тем. Особенно в старших классах. Почти некогда закреплять, каждый урок дается новый материал. Химии и физики - по часу, алгебры - два, если не ошибаюсь.

Начиная с 6 класса один урок математики отдавался физкультуре. Ещё от одного урока все ученики, не имеющие задолженностей, были освобождены. Что касается химии и физики, то ИДИОТИЗМ не заслуживает обсуждения.
Если речь идёт о т.н. гуманитарных классах, то: занимайтесь с детьми только ИНТЕРЕСНЫМ, посылая лесом всяких чиновников.
Quote (Ирина_Евгеньевна)
Так что с устными опросами полный провал.

Воспользуюсь собственной цитатой:
Quote
Оно, конечно, легче, но, не привыкшие к устным опросам, пятиклассники отвечали, за редким исключением, крайне неуверенно. Утешало одно - к устным ответам готовились все, а ответить на двойку по ЛОС просто невозможно. Никто не боялся стать "посмешищем", тому "виной" несколько факторов. 1. При тихом и магнитофонном опросе, а это 80% всех ответов, никто кроме учителя не слышит робкий, запинающийся голос ученика. 2. При опросе у доски действовало правило, согласно которому было выгодно внимательно слушать ученика. Суть его в том, что за дополнения к ответу ученика из класса, оценка ему несколько повышалась, если учителю нечего добавить к этим дополнениям, в противном случае понижалась. 3. Отвечавшему полагался АДВОКАТ во время этих дополнений. Оппонировать ему ЗАПРЕЩАЛОСЬ, а адвокатом становился учитель.
Когда 8 классы ВСЕ сдавали экзамен по химии, то комиссия была поражена фантастическим отличием навыков связной разговорной речи у нашего класса и остальных. Было сказано, что восьмиклассники отвечают значительно лучше, чем одиннадцатиклассники, а у последних после 9 класса был отсев.
Итог этого экзамена пять троек из 38, а остальные "4" и "5". Блестяще был подтверждён тезис о том, что общая успеваемость учеников, в решающей степени,зависит от математики.


А разве не с молчаливого согласия учителей рушится образование?
Кэлл Дата: Суббота, 21.01.2012, 11:32 | Сообщение #4
фотография отсутствует
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Статус: Отсутствует
Quote (Ирина_Евгеньевна)
А если ученик мямлит у доски, выдавливает из себя по слову за час, то как? Терпеть это весь урок? Не задать ни одного вопроса? Или сажать и вызывать другого? А если мямлит весь класс - просто подбор детей такой?


Учить по другому.

Quote
Можно начинать рассказ! Можно потому, что товарищи готовы тебя слушать. Можно потому, что теперь уже не будет пропущено ни одно слово отвечающего. Для того, кто отвечает, настораживающей помехой служит малейший шум и даже самое непроизвольное движение в классе: «Я что-то не так сказал?» И только в такой обстановке сосредоточенности и душевного покоя может раскрыть свои знания маленький, еще не окрепший в своем умении владеть аудиторией человек. Сегодня такая тишина нужна ему. Завтра она потребуется каждому! Десятки и тысячи раз! Вот о чем при первом же шорохе, при первом же скрипе стула обязан сказать учитель на первом уроке, начиная свою работу даже в самом неорганизованном классе.


Это набор слов или связный текст?
Миклухо Дата: Суббота, 21.01.2012, 11:55 | Сообщение #5
Профиль пользователя Миклухо
Бывалый
Группа: Проверенные
Сообщений: 356
Статус: Отсутствует
Quote (Кэлл)
Это набор слов или связный текст?

Кэлл, скажите честно, Вы в каком классе учитесь? smile


А разве не с молчаливого согласия учителей рушится образование?
Миклухо Дата: Суббота, 21.01.2012, 11:55 | Сообщение #6
Профиль пользователя Миклухо
Бывалый
Группа: Проверенные
Сообщений: 356
Статус: Отсутствует
Полчаса назад случайно нашёл в бумагах выцветший листок. (А где остальные? Надо поискать. Возможно утеряны навсегда.) Последняя страница письма В.Ф.Шаталова в ЦК КПСС. Письма, которое могло изменить историю СССР, а, может быть, дать родному государству новый РЕШАЮЩИЙ импульс. Но на 100% могло не допустить краха нашего школьного образования. Итак, окончание письма: (Публикуется впервые. Наверное.)

О результатах работы на новой методической основе написано уже более 800 книг, брошюр, журнальных и газетных статей, каждая из которых является документальным подтверждением всех положений этого письма. Десятки тысяч учителей и миллионы учащихся убедились на практике, что наши слова не расходятся с результатами нашего дела. Особо необходимо подчеркнуть, что в этом письме перечислены далеко не все преимущества перехода на новую методику, и даже расчёты прямой финансовой экономии занижены почти вдвое. Более подробные выкладки можно будет сделать в специальном докладе. Необходимо только очень чётко понимать, что у М.В.Фоменко и у некоторых других недальновидных работников просвещения теперь уже нет иного пути, кроме как лгать, изворачиваться, фальсифицировать факты и документы, втягивать в своё антигосударственное дело новых сообщников; ибо преступление уже совершено и над ними нависла угроза возмездия. В создавшейся ситуации немедленное и активное вмешательство ЦК КПСС жизненно необходимо, и я, как коммунист, решительно настаиваю на этом сегодня, ибо завтра уже может быть поздно.
12 сентября 1982 г. В.Ф.Шаталов

Добавлено (21.01.2012, 11:12)
---------------------------------------------

Quote (Миклухо)
(Публикуется впервые. Наверное.)

Подсказали на другом сайте.
Опубликовано в книге: Ф.Садовский "Дивная осень Шаталова" - это "Письмо в ЦК" на страницах 263-271.

Добавлено (21.01.2012, 19:26)
---------------------------------------------
24 октября 2011 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялось совещание по теме: Перспективы развития промышленности высоких технологий и проблемы законодательного сопровождения этого процесса. Вел совещание Председатель комитета "Наука и высокие технологии", Нобелевский лауреат и депутат Государственной Думы Жорес Иванович Алфёров. На совещание были приглашены: Виноградов С.Н., руководитель Школы Шаталова, Давыдов В.П., заместитель руководителя, Данилович Р.М., заслуженный учитель России, Шаламова О. А., преподаватель начальных классов, Легасов В.Г., преподаватель математики, Соколов Ю.Г., четырежды Соросовский учитель и Дронов С., консультант школы Шаталова. Предлагаем вам ознакомиться с фотоотчётом совещания.

Фотоотчет можно посмотреть в разделе ФОТОГАЛЕРЕЯ (из главного меню)

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Виноградова С.Н., руководителя Школы Шаталова «Перспективы подготовки кадров для развития промышленности высоких технологий».
Высокие технологии, как известно, остро нуждаются в высокообразованных кадрах. Даже в условиях катастрофического снижения качества обучения в школах, Россия имеет резервы, способные существенно поднять уровень обучения без предварительных затрат.
Речь идет, прежде всего, о системе обучения народного учителя СССР В.Ф. Шаталова.
1. Методическая система уже получила признание в России и в мире. Работы автора переведены и изданы в 17 странах, по его урокам учатся в Европе и Америке, он – лауреат многих престижных премий, имеет широкий набор наград и званий.
2. Система имеет достаточную научную основу, т.к. опирается на фундаментальные закономерности усвоения информации.
3. Система донецкого учителя позволяет заканчивать курс средней школы за 7-8 лет. Следовательно, в сравнении с 11- летним обучением экономия может достигать четверти бюджета Минобра.
4. В настоящее время Шаталов и его последователи за 28 часов (семидневный курс по 4 часа в день) дают 2-3 годовой курс по математике, физике, истории и др. При этом ученики не только успешно сдают ЕГЭ, но и выигрывают олимпиады в «Физтехе», ВШЭ и МГУ.
5. Школа Шаталова обучает детей из Англии, Франции, Швейцарии, Израиля, Литвы, Эстонии, Казахстана. На учебу в Москву едут не только бывшие соотечественники.
6. Методика работает «без брака» – за тридцать лет эксперимента все без исключения поступали в вузы, 12 питомцев стали докторами наук, 67 – кандидатами наук, 64 - мастерами спорта. И это в условиях, когда на эксперимент отдавали учеников заведомо отстающих. Вот еще один резерв в условиях ухудшающейся демографической ситуации.
7. Методика не требует материальных затрат на оборудование в виде интерактивных досок и всеобщей компьютеризации. Пока обходится доской и мелом.
8. Методика не требует дополнительных затрат на переподготовку кадров, даже сокращает в два раза сроки плановой учебы преподавателей в институтах повышения квалификации.
9. Методика нуждается только в честной конкуренции. Существующая система обучения обеспечивается государственным финансированием, а система Шаталова поддерживается лишь на бумаге (педагогические энциклопедии России и Украины признали ее приоритет).

Методика Шаталова, неизбежно придет в практику школьного обучения, но хочется, чтобы это произошло хотя бы на одно поколение раньше. На первом году обучения трудно определить в какое место ребенка поцеловал Всевышний. Далеко не всегда восьмилетний «троечник» находит в себе силы выйти из разряда отстающих. А таких детей не менее трети. Шаталовские же ученики, при всех различиях, идут по жизни с гордо поднятой головой, «я – могу!». Отличная оценка для них – норма.
Видимо новая методика будет вводиться «сверху», как и промышленный переворот в России, вопреки единогласному мнению Кабинета министров.
ЦК КПСС поддержал эксперимент новатора, Президент СССР присвоил звание «Народный учитель СССР», Президент России наградил орденом «Дружбы», в 2011 году Учитель представлен к премии Правительства России. До школы новой методике остался шаг.

С.Н. Виноградов
Сведения об авторе.
Виноградов Сергей Николаевич. 1953 г.
Кандидат философских наук, закончил военно-педагогический факультет (философское отделение) Военно-политической академии им. В.И. Ленина, заведующий лабораторией инновационных дидактических технологий Института мировых цивилизаций, руководитель «Школы Шаталова».
Исследует закономерности усвоения текста, методики эффективного обучения.


А разве не с молчаливого согласия учителей рушится образование?
Сергеев_ЕВ Дата: Воскресенье, 22.01.2012, 14:05 | Сообщение #7
Профиль пользователя Сергеев_ЕВ
Модератор форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 2898
Статус: Отсутствует
Николай Павлович!
Я понимаю: Вы переживаете об упущенных возможностях из-за предания забвению указанной методики. Вам она близка, и это замечательно. Тем не менее это не повод плодить ветки с аналогичными названиями!




Окажу помощь в создании и администрировании учительских сайтов в системе uCoz
кою Дата: Воскресенье, 22.01.2012, 19:16 | Сообщение #8
Профиль пользователя кою
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 154
Статус: Отсутствует
Quote (Миклухо)
Кэлл, скажите честно, Вы в каком классе учитесь?

Обыкновенный современный школьник с СМС образом мысли этот текс воспринимает с трудом,или, вообще, на утруждает себя пониманием.
Дети изменились,а, Вы,все Шаталов,Шаталов.


кою
Миклухо Дата: Воскресенье, 22.01.2012, 20:14 | Сообщение #9
Профиль пользователя Миклухо
Бывалый
Группа: Проверенные
Сообщений: 356
Статус: Отсутствует
Quote (Сергеев_ЕВ)
Николай Павлович!
Я понимаю: Вы переживаете об упущенных возможностях из-за предания забвению указанной методики. Вам она близка, и это замечательно.

Уважаемый Евгений Викторович! Ещё раз поясню свою позицию. Я не стремлюсь к карьере и никогда не стремился. Указанная методика существует. Она позволяет учить ВСЕХ. Мне горько, что уровень образования упал ниже плинтуса по причине скудоумия чиновников всех рангов. Абсолютно непонятно о каких упущенных возможностях Вы говорите.
Quote (Сергеев_ЕВ)
Тем не менее это не повод плодить ветки с аналогичными названиями!

Ветки планировались адресные. Одна для молодых и будущих учителей, а вторая общая.
Нет, я не пытаюсь оспаривать Ваше решение.
"Сказал бригадир "бурундук - птичка", значит бурунук - птичка!"(С)

Добавлено (22.01.2012, 20:14)
---------------------------------------------

Quote (кою)
Дети изменились,а, Вы,все Шаталов,Шаталов.

Уважаемая Ольга Юрьевна, неужели Вы в это верите.
Дети всегда дети.
Кажущееся их изменение связано только с бездельем, которое им НАВЯЗЫВАЮТ почти насильно, используя "три пишем, два в уме".
Если Вы приведёте в пользу своего высказывания серьезные источники, то обещаю внимательно к ним отнестись.


А разве не с молчаливого согласия учителей рушится образование?
кою Дата: Воскресенье, 22.01.2012, 22:24 | Сообщение #10
Профиль пользователя кою
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 154
Статус: Отсутствует
Quote (Миклухо)
Если Вы приведёте в пользу своего высказывания серьезные источники, то обещаю внимательно к ним отнестись.

А,Вы,уважаемый МИКЛУХО,пойдите поработайте в обычной школе и,лучше, в нескольких параллелях.Это будет самый лучший источник.После этого можно и подискутировать.Вы больше смахиваете на теоретика,а не на практика.

Quote (Миклухо)
Дети всегда дети.

Мне кажется,что Вы,детей давно не видели.Времени,наверно, нет.Все на форумах,все делитесь опытом.Все учите нас как правильно, безапелляционный, Вы наш. tongue


кою

Сообщение отредактировал кою - Воскресенье, 22.01.2012, 22:25
Форум учителей » Помощь учителю » Молодым и будущим учителям! » По методике Шаталова. (Отдельные фрагменты из книг, статей)
Страница 1 из 41234»
Поиск:

Если Вы хотите оставить сообщение на форуме,
то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь