[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 3123»
Модератор форума: Сергеев_ЕВ 
Форум учителей » Общий раздел » Реформа системы образования » Как учебнику сомнительного качества открывают дорогу в школу
Как учебнику сомнительного качества открывают дорогу в школу
prediger Дата: Четверг, 26.09.2013, 22:41 | Сообщение #1
фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 73
Статус: Отсутствует
В качестве эпиграфа:

- Prediger: Как учебнику весьма сомнительного качества открывают
дорогу в школу?

- Irina_Nik: Простите, вопрос наивный...Вы правда не знаете, как это делается??
Есть ли смысл обсуждать то, что понятно всем...

- Аnizotrop: А чего тут обсуждать-то? Рынок, он и есть рынок.
Тем более наш, где испокон веков ценно руководство:
не обманешь - не продашь.
Но и то верно, что многие "рекомендованные" (навязчиво внедряемые) школьные учебники не выдерживают критики.
...теоретические методики титулованных и диссертованных методистов, которые давно отвыкли от реальной работы с детьми.
... ученые "от педагогики" презрительно относятся к учительской критике... Они её просто игнорируют, нахваливая друг друга, и переписывая друг у друга наукообразную терминологию.
...не решены основные проблемы взаимодействия ученика, учителя и чиновника.

Цитаты из сообщений на учительском портале по теме "Математика в первом классе"

Только если позволяют обычаи, уложения и практика применения уложений, может развиваться эпидемия корыстного обмана, финансовых махинаций, воровства и т.п. Такова позиция, с которой автор пытается ответить на вопросы, сформулированные в эпиграфе.

Обратимся к тексту Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", причем нас будут интересовать положения, имеющие прямое отношение к работе учителя (положения о структуре образовательных учреждений, их финансировании и т.п. рассматривать не будем).
Закон содержит термины "государственный образовательный стандарт" (ГОС) и
"образовательная программа" (ОП). ГОС предъявляет требования к образовательным программам (статья 11 Закона). Образовательные программы определяют содержание образования (статья 12) Непосредственное отношение к учебному процессу в школе имеет ОП.
В интернете содержатся характеристики более десятка образовательных программ. Каждая программа в тех или иных выражениях сообщает, что в ее основу"положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой"; что программа способствует освоению "универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных)", развитию у детей"мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой", и т.д. и т.п. Все это всего лишь декларации.

На самом деле качества программы определяются качеством ее учебников.
Я уже останавливался на качестве некоторых учебников (см. темы "Букварь для первоклассника" и "Математика в первом классе"). Здесь дополню.

Передо мной книга Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

На стр. 9 этого учебника читаем "Все, о чем можно спросить "кто?" или "что?", ученые называют научным словом предмет". Внук с изумлением сообщил, что его учительница сказала, что "лето" это тоже "предмет". Поздравляем автора учебника с очередным открытием. Два предыдущих открытия этого же автора ("скандировать, как на стадионе" и "произносить слова с удивлением") я оценил в теме "Букварь для первоклассника".

Забавно, что у учебника нет рецензента, но зато есть консультант. Кто же этот знаток русского языка? - кандидат психологических наук П.С. Жедек. Посмотрите учебник и вы обнаружите, что квалификация этого кандидата как психолога вполне эквиалентна квалификации М.С. Соловейчик как автора учебника. Действительно, учебник М.С. Соловейчик постоянно пугает детей возможностью ошибки: на первых 60 страницах учебника я насчитал 29 предупреждений об "опасности" (каков термин!); на 4-й странице учебника приводится список четырнадцати условных обозначений, к которым на странице 15 добавляется изумительное обозначение "з-б"; по всему учебнику разбросаны перекрестные ссылки на обозначения; по всему учебнику рассыпаны назидания и предупреждения. Все это вполне можно назвать садистскими экспериментами над детьми. Какова же цель и чего стоят "консультации" кандидата психологических наук?
Думаю, что "Гармония" - не единственный комплекс с сомнительными учебниками. В учебнике Н.А.Чураковой "Литературное чтение" для третьего класса читаю А.С. Пушкин "Нарядней модного паркета". По этому поводу я уже высказывался (см. тему "Букварь для первоклассника").

Каков статус образовательной программы?
Согласно закону об образовании, "образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность..." (статья 5), т.е., в частности, школой, школа разрабатывает "образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ" (статья 7), "примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов" (статья 9), "примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ ..." (статья 10).Таким образом, школа обязана следовать Государственному стандарту и не обязана следовать предлагаемым образовательным программам, которые, к тому же, являются примерными.

Я ознакомился с текстом, озаглавленным "Фундаментальное ядро содержания общего образования", Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с. - (Стандарты второго поколения).

Текст "Ядра" подготовлен в рамках проекта "Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения" (2005), реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию."

Утвержден ли текст проекта, заказанного министерством образования, в качестве официального документа? Соответствующей визы в тексте не нашел. И этот нелегальный документ определяет Государственный стандарт образования?
В этом тексте раздел "Система основных элементов научного знания в средней школе " называет и описывает содержание 14 учебных дисциплин (от "Русский язык" до "Основы безопасности жизни"). Вполне стандартный набор. По сравнению, скажем, с 60-ми годами прошлого века, новыми являются "Информатика", что естественно, и "ОБЖ". В остальных разделах, а именно, "Концепция фундаментального ядра содержания общего образования", "Система базовых национальных ценностей" и "Система универсальных учебных действий", "высоким научным штилем" излагается тьма тривиальных истин; например, цитирую, "Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка".

Следующая цитата из "Ядра" воистину проливает бальзам на души авторов образовательных программ и теоретиков образования, возжелавших двинуть это образование в XXI век:
"Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом следующих рамочных ограничений:
1) краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;
2) отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений. Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;
3) описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов."

На стр. 14 текста "Ядра" читаем: "Способы обозначения [j']" (надо полагать [й']) Вот такой "отказ от деталей". Повидимиму, поборники "орфографической зоркости" внесли свой вклад в подготовку текста "Ядра".
И вот уже первоклассников обязывают овладеть "орфографической зоркостью" и тремя способами обозначения звука [й']. И вот уже детей, едва начинающих читать, обязывают различать части речи, причем общепринятые в лингвистике термины "имя существительное", "глагол", "прилагательное" заменяются на "слово-название",
"слово-действие", "слово-характеристика" соответственно.

- Не рановато ли для семи-то лет?
- А нас консультирует психолог.

И вот уже в первом классе вводится числовая ось, и дети обязаны складывать 3+5 с помощью этой оси. Дети ось, конечно, рисуют (куда ребенку деться), но упорно складывают, загибая пальцы. А на родительском собрании родителям предлагают "поработать" с детьми и по поводу сложения с помощью оси, и по поводу звука [й'].
Озадаченных и возмущающихся родителей уже в букваре предупреждают (цитирую):
"Вас так не учили". Учителей, еще сохранивших здравый смысл и иммунитет против "новаций", осаживают бесцеремонно. Цитирую: "Иногда, ведя беседу с классом, учителя лингвистически неверно формулируют некоторые вопросы и задания. ... В чем же ошибки учителей? ... Приведем примеры ... Звук [м] твердый, сказать его мягко нельзя."Пермь семь раз приветствует очередное "ученое" открытие ревнителей "офографической зоркости"!
Автор учебника "Литературное чтение" также усиленно приучает ребенка
к "орфографической зоркости" и внимательному чтению. Чтобы проверить и то, и другое, второклассникам предлагается найти ошибку в строке "Лягушке как-то бог послал кусочек сыру" из известной басни. Помнится, когда я был примерно в таком же возрасте, мой одноклассник - говорун и балаболка - заключил эту басню словами: "Ворона каркнула во все собачье горло".
Кто бы мог подумать, что спустя пять десятилетий кандидаты педагогических наук одного гуманитарного университета возьмут прием балаболки на вооружение.

В "Законе об образовании" есть еще один стимул для желающих организовать сомнительный бизнес на ниве просвещения: закон не требует, чтобы учебники рецензировались; требуется, чтобы экспертизу проходили образовательные программы; об экспертизе учебников - ни слова.
Судя по тому, что многие учебники не проходили рецензирования, включение ОП в государственный реестр автоматически дает авторам ОП карт-бланш на выпуск любого бредового учебника.

Каждая образовательная программа предлагает свои линии учебников и рабочих тетрадей, которые, как неоднократно отмечают участники форума, школам навязывают как обязательные.
Что такое эти "рабочие тетради" - неизвестно; это не учебники и не учебные пособия (и то, и другое должно рецензироваться), тетради не сопровождаются рекомендацией министерства образования.
В учебниках настоятельно рекомендуется покупать эти тетради, а в некоторых учебниках читаем: "Обязательное дополнение к учебнику - тетради-задачники с печатной основой", а в тетради содержится призыв: " Обратите внимание! Данная тетрадь обязательна при обучении русскому языку..." Чем не финансовая пирамида!.
Комплект тетрадей обходится родителям примерно в 2000 рублей в год.

Понятно желание организованных групп откусить кусок от финансового пирога, ежегодно воспроизводящегося на огромном рынке школьных учебников. Но только желания мало. Требуется легальное прикрытие для жадущих откусить. И такое прикрытие вполне обеспечивается законом
"Об образовании в Российской Федерации".

Что делать?
Превратить декларативный ГОС в настоящий Государственный стандарт, для чего включить в него распределение материала по классам общеобразовательной школы и, возможно, примерное распределение учебного времени по темам; убрать понятие "образовательная программа" в смысле современного ГОС, провести конкурсный отбор учебников с обязательным рецензированием, выбрать несколько лучших по каждой учебной дисциплине и финансировать их издание в рамках государственного бюджета, выделяемого на обеспечение школ "бесплатными" учебниками;
финансировать не УМК "образовательных программ", а прошедшие конкурсный отбор учебники.
ТАМ6373 Дата: Понедельник, 22.06.2015, 23:37 | Сообщение #2
фотография отсутствует
Бывалый
Группа: Пользователи
Сообщений: 312
Статус: Отсутствует
Школьные учебники это большей бизнес. Крутятся очень большие деньги вокруг них.
yatzenkogalia Дата: Вторник, 23.06.2015, 16:07 | Сообщение #3
Профиль пользователя yatzenkogalia
Бывалый
Группа: Друзья
Сообщений: 451
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
Prediger
Слушайте, а зачем вам собеседники - вы всё так красиво разложили по полкам Прямо научный труд получился! Спасибо, что раскрыли глаза на "учебниковую мафию".  Стиль мне ваш понравился: анализ; следствие; соответствующий вывод... Только главное отсутствует- как с этим феноменом бороться. Или точнее, что мы сделать с этим можем?


Учитель - это большая ответственность.
Ирина_Евгеньевна Дата: Вторник, 23.06.2015, 17:42 | Сообщение #4
Профиль пользователя Ирина_Евгеньевна
Почётный форумчанин
Группа: Эксперты
Сообщений: 2203
Статус: Отсутствует
Цитата yatzenkogalia ()
Или точнее, что мы сделать с этим можем?
Что делать - в конце прописано. Мне выкладки понравились. Учебник не анализировала, но автору заметки хочется верить, он достаточно убедителен.


Ирина
Larionova3000 Дата: Вторник, 23.06.2015, 18:37 | Сообщение #5
фотография отсутствует
Начинающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
Понятно желание организованных групп откусить кусок от финансового пирога, ежегодно воспроизводящегося на огромном рынке школьных учебников. Но только желания мало. Требуется легальное прикрытие для жадущих откусить. И такое прикрытие вполне обеспечивается законом "Об образовании в Российской Федерации".


А как же последние нововведения? Учителя теперь сами могут добавлять материалы в электронный учебник, разве это плохо?Теперь педагоги могут активно принимать участие в создании этих стандартов. Есть рычаги, просто надо быть активным.

Добавлено (23.06.2015, 18:37)
---------------------------------------------

Цитата ТАМ6373 ()
Школьные учебники это большей бизнес. Крутятся очень большие деньги вокруг них.
 Вечно этот негатив. А почему не запрограммировать себя на положительные мысли. Государство, Правительство Москвы ( про других не знаю) активно сейчас старается повысить уровень образования школьников, внедряет электронные учебники, интерактивные доски,электронные журналы. успеваемость растет, все довольны. Разве это плохо? И пусть это бизнес, жалко что ли? Главное. чтобы знания давали, а остальное неважно.
Сергеев_ЕВ Дата: Среда, 24.06.2015, 19:44 | Сообщение #6
Профиль пользователя Сергеев_ЕВ
Модератор форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 2896
Статус: Отсутствует
Цитата Larionova3000 ()
Разве это плохо?
Неплохо, конечно, особенно когда действительно
Цитата Larionova3000 ()
успеваемость растет
Пока же рост лишь в отчётах. Реальный же рост едва ли не отрицателен.




Окажу помощь в создании и администрировании учительских сайтов в системе uCoz
yatzenkogalia Дата: Четверг, 25.06.2015, 09:24 | Сообщение #7
Профиль пользователя yatzenkogalia
Бывалый
Группа: Друзья
Сообщений: 451
Статус: Отсутствует
Цитата Ирина_Евгеньевна ()
Что делать - в конце прописано.
Хорошо: перефразирую вопрос.
Как это сделать? Использовать волшебную палочку? 
То, что в"конце прописано", кто должен сделать? Вы уверены, что нас с вами послушаются "большие мешки с деньгами"?
Одно поняла: вот так рождаются утопические (бредовые) идеи. Нет, господа! Кто платит, тот и заказывает музыку, а под неё танцуют все!


Учитель - это большая ответственность.
ТАМ6373 Дата: Пятница, 26.06.2015, 00:27 | Сообщение #8
фотография отсутствует
Бывалый
Группа: Пользователи
Сообщений: 312
Статус: Отсутствует
Раньше когда издавались новые учебники авторы просто переписывали друг у друга . Меняли темы местами и получался якобы новый учебник. То есть учебный процесс от замены учебников сильно не страдал.А сейчас плагиат. Вот и пишут различный бред и закрепляют его деньгами.
Лес-Ник Дата: Пятница, 02.10.2015, 19:34 | Сообщение #9
Профиль пользователя Лес-Ник
Активист
Группа: Друзья
Сообщений: 601
Статус: Отсутствует
Цитата ТАМ6373 ()
Раньше когда издавались новые учебники авторы просто переписывали друг у друга . Меняли темы местами и получался якобы новый учебник. То есть учебный процесс от замены учебников сильно не страдал.А сейчас плагиат. Вот и пишут различный бред и закрепляют его деньгами.
Уважаемые коллеги, вот ЭТО чтО написано? Извините, ТАМ6373, я не напишу уважаемый, по вполне понятным причинам. Но позволю себе спросить: "Вы хоть сами-то читали, что написали?" Это учительский портал и надо соответствовать высокому званию учителя!


Лес-Ник
yatzenkogalia Дата: Понедельник, 05.10.2015, 04:01 | Сообщение #10
Профиль пользователя yatzenkogalia
Бывалый
Группа: Друзья
Сообщений: 451
Статус: Отсутствует
Цитата Лес-Ник ()
Уважаемые коллеги, вот ЭТО чтО написано?
Терпимость и толерантность, ибо у нас свобода слова и собственного мнения.


Учитель - это большая ответственность.
Форум учителей » Общий раздел » Реформа системы образования » Как учебнику сомнительного качества открывают дорогу в школу
Страница 1 из 3123»
Поиск:

Если Вы хотите оставить сообщение на форуме,
то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь