РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информационно-коммуникативные технологии в методической работе

Введение

Актуальность темы.

Процесс модернизации современного образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. Особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся. Кроме того, работа в учебном заведении инновационного типа требует от учителя постоянного методического совершенствования и овладения новыми техническими средствами. Применение новых информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогу выполнять работу быстро, качественно и эффективно.

Целью данной работы является формирование теоретических представлений об ИКТ и систематизация направлений применения информационно-коммуникативных технологий в работе учителя.

Задачи:

  • определить понятия, связанные с информационно-коммуникативными технологиями;
  • познакомить с современными информационно-коммуникационными технологиями и их дидактическими возможностями;
  • систематизировать направления применения ИКТ в работе учителя

ГЛАВА 1. Информационно-коммуникативные технологии в образовании.

1.1. Понятие «информационно-коммуникативные технологии»

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

1.2.Классификация информационно-коммуникативных технологий

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии

Сберегающие экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. Выделяют следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Наиболее распространенными информационными технологиями, применяемыми в работе учителя , являются презентации, интерактивные программы- тренажёры, интернет-ресурсы.

1.3. Систематизация направлений применения информационно-коммуникативных технологий, используемых учителем в своей работе.

Проанализировав свою работу и работу своих коллег, я пришла к выводу, что информационные технологии можно систематизировать, выделив, пять направлений:

  • Использование ИКТ на уроках и элективных курсах.
  • Использование ИКТ во внеурочной деятельности.
  • Использование ИКТ в методической работе.
  • Использование ИКТ в работе с классным коллективом и родителями.
  • Использование ИКТ в создании оборудования для кабинета.

Использование ИКТ на уроках и элективных курсах.

Компьютерная деятельность на уроках иностранного языка и элективных курсах ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не отвлекает ученика от предмета, а служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

На мой взгляд, учащимся интересны уроки, на которых применяются:

  • Презентация проектов, дидактического материала, тестов, схем, таблиц, проблемных вопросов.
  • Диагностика ЗУНов учащихся с использованием программ (тестирование).

Мультимедиа-ресурсы:

  • электронная библиотека;
  • аудиокниги;
  • электронные словари;
  • видеофильмы (художественные, научно-популярные);
  • виртуальные экскурсии;
  • онлайн курсы по изучению иностранного языка;
  • интерактивные лексико-грамматические упражнения.

Информационно-коммуникационные технологии сочетаются на уроках с технологиями:

  • проблемного обучения;
  • педагогической мастерской построения знаний;
  • технологии исследовательского и проектного обучения;
  • здоровьесберегающими технологиями;
  • личностно ориентированными технологиями.

Мною накоплен опыт работы в интеграции данных технологий с ИКТ и применения их на уроках немецкого языка.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности.

  1. Кружки.
  2. Исследовательские работы.
  3. Проекты.
  4. Творческие работы.

Проведение кружковых занятий требует от учителя большой подготовки: методической и дидактической, чтобы сделать занятия интересными, познавательными, нужными.

Карточки с заданиями, схемы, таблицы, лингвистические задачи, карточки дифференцированного характера – всё это можно изготовить на компьютере.

Без компьютера современному школьнику совершенно невозможно выполнить большой объём исследовательских работ, проектов, творческих работ на конкурс. Учителю, в свою очередь, удобнее осуществлять проверку вместе с учащимися, используя электронные носители (редактировать тексты, дополнять и анализировать).

У школьников повышается интерес к выполнению творческих работ, когда средством общения с учителем становится компьютер. Очень часто ребята 5, 6, 7 классов в исследовании ставят такую задачу: приобрести первоначальные навыки работы на компьютере. Работы становятся интереснее, богаче, если дополняются иллюстрациями, рисунками, схемами, таблицами, графиками. К защите исследовательской работы и проекта учащиеся создают презентации, чтобы получить высокие результаты на конференции.

Творческие конкурсы, сочинения, в которых школьники принимают участие, всегда сопровождаются положениями, где предъявляются определённые требования к материалам.

Как правило, текст работы должен быть набран на компьютере, сопровождаться отзывом педагога. Работа направляется в бумажном и в электронном виде.

Использование ИКТ в работе с классным коллективом и родителями.

  • Портфолио учащихся.
  • Проекты по воспитательной работе.
  • Использование информационных технологий в оформлении праздника (работа над проектом «Электронный альбом «На память выпускнику»).
  • Составление характеристик.
  • Подготовка и разработка сценариев родительских собраний и классных часов.

Использование ИКТ в создании оборудования для кабинета.

  • Изготовление дидактического материала.
  • Создание таблиц, схем, конспектов, наглядного материала.
  • Создание папок с текстами для анализа, с тестами, практическими и контрольными работами.

ГЛАВА 2. Использование информационно-коммуникативных технологий в методической работе учителя.

Как председателю ШМО учителей иностранного языка для меня очень важно и значимо применение информационно-коммуникативных технологий в методической работе. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Ранее уже отмечалось, имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, ШМО пришло к выводу о необходимости использовать ИКТ в своей деятельности. Нами был разработан проект, целью которого стало: повышение качества образования через активное внедрение в образовательно —воспитательный процесс информационных технологий. Были сформулированы следующие задачи:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения образовательно —воспитательного процесса;
  • расширение использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе учителя иностранного языка.

Результаты проведённой диагностики уровня ИКТ - компетентности педагогов показали следующее: были выделены 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем работы на компьютере и мотивации применения информационных технологий в образовательно —воспитательном процессе.

В соответствии с полученными результатами определились и формы работы с педагогами для повышения их ИКТ – компетентности. Это: методические недели; мастер - классы; дни педагогического мастерства; наставничество. А также, обучающие семинары; работа в паре; тематические семинары.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в школе организовывались дни педагогического мастерства: педагогами группы 3 проводились открытые показы, на которых представлялся лучший опыт внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. Педагог мог посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми; побывать на родительских собраниях и консультациях.

Такой форме, как работа в паре, пару составляли педагог, владеющий информационно - компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере.

Данная форма оказалась очень эффективной, т. к., например, педагог группы 3 непосредственно помогал приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечал на проблемные вопросы своего коллеги.

Тематические мастер - классы по вопросам информатизации проводились учителем информатики. Целью данных мероприятий стало обучение педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.

Тематика мастер – классов включала в себя такие темы, как:

  • «Работа с программой Microsoft Word»,
  • «Создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint»,
  • «Освоение программы Microsoft Publisher», «Интернет»
  • «Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий».

Наряду с обучающими формами профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности в рамках данного проекта проводились так же и творческие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИКТ - компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми был организован фестиваль , на который педагоги представили: свои•электронные методические материалы и презентации для занятий; а так же •информационные буклеты для родителей, выполненных с помощью программы Publisher.

Хотелось бы так же отметить, что информационно - коммуникационные технологии используются нашими педагогами как в образовательном процессе. так и в методической работе ШМО. В методической работе информационно-компьютерные технологии (например, мультимедийные презентации) используются на методических советах, консультациях, на родительских собраниях.

Применение ИКТ позволяет своевременно, быстро составить и отправить отчет по работе ШМО, педагогическую картотеку и прочие документы.

Один из реальных путей повышения качества школьного образования - использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику.

Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения. Использование ИКТ позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования.

Интернет-ресурсы позволяют осуществлять доступ и получать консультации по вопросам планирования, организации и контроля в общеобразовательном учреждении, организации методической работы в школе.

В настоящее время проект «Использование ИКТ в образовательно-воспитательном процессе» успешно реализуется. Педагогами разработаны и апробированы разные виды совместной с детьми деятельности с использованием мультимедийных презентаций, изготовлен дидактический материал. Используя интернет ресурсы, педагоги подобрали иллюстративный материал по разным темам. Для работы с родителями подготовлен разный информационно – печатный материал.

В данный момент ведётся работа по созданию интернет – сайта учителей иностранного языка, где каждый педагог будет иметь свою страничку.
Определена оценка качества деятельности педагогов в рамках проекта – это «позитивное отношение родителей и учащихся к образовательному процессу на уроках иностранного языка»; а также - эффективное использование современных образовательных технологий, в частности информационно-коммуникационных, в образовательном процессе.

Разработан механизм оценки, который включает в себя:

  • мониторинг занятий и внеурочной деятельности на предмет использования ИКТ;
  • результативность проектной и инновационной деятельности педагогов в использовании ИКТ в воспитательно – образовательном процессе;

Сформулированы ожидаемые результаты проекта:

  • повышение эффективности процесса обучения;
  • активизация познавательной деятельности детей;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов ШМО учителей иностранного языка;

Дальнейшее развитие проекта заключается в трансляции опыта работы ШМО учителей иностранного языка по данному направлению. Помещение материалов из опыта работы ШМО на собственном сайте и на страничке на интернет – портале «Сообщество творческих учителей».

Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников уже дала свои результаты (см. приложение)

Таким образом, реализуя проект «Использование ИКТ в образовательно-воспитательном процессе» можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

Изучив тему «ИКТ в методической работе», можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

Существует большое разнообразие средств ИКТ, которые классифицируются в зависимости от задач , применяемых к ИКТ , от их функционального значения и в зависимости от направлений применения ИКТ.

Очевидно, что использование средств ИКТ различных типов на уроках иностранного языка способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности.

Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и своём собственном опыте практического применения данных ресурсов на уроках иностранного языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

  • Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
  • Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
  • Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;
  • Учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;

Я считаю, что материалы данного исследования имеют не только теоретическую, но и практическую значимость и могут быть использованы учителями иностранного языка, заинтересованными в применении информационно-коммуникационных технологий для совершенствования иноязычных речевых умений школьников.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены