РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Пути повышения профессиональной компетентности педагогов в информационной среде

Пути повышения профессиональной компетентности педагогов в информационной среде

Баринова Т.П.- директор ГБОУ школы № 355 Московского района СПб.
Казакова В.Н. -заместитель директора по УВР; учитель английского языка.
Карюкина С.В.-заместитель директора по УВР; учитель биологии.

Динамичность внешней среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, развитие самой школы меняют взгляд на систему внутришкольного повышения квалификации педагогов. Подготовка педагогов может и должна приобретать коллективный характер, проявляющийся в изменении процесса обучения, т.е. в усилении вовлечённости и взаимодействия педагогов, в построении принципиально новых отношений на уровне руководителей и подчинённых, а также внешних партнёров, реализующих эту подготовку.

Развитие идей коллективной подготовки педагогов и подготовки на рабочем месте связано с необходимостью реализации инновационных подходов в управлении коллективом, достижения более высокого качества образования. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к педагогу, к его профессиональной компетентности. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.

Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется:

  • во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
  • во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;
  • в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;
  • в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Проанализировав уровень информационной культуры педагогов, мы пришли к выводу о необходимости создания и внедрения в деятельность школы программы повышения квалификации членов педагогического коллектива. Основной задачей программы является развитие коллектива единомышленников для создания индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Этапы реализации программы:

  • Организационный (Создание программы)
  • Технологический (Разработка критериев и управленческих подходов)
  • Рефлексивный (Определение перспектив дальнейшего развития школы)

Одним из средств реализации программы является создание методической системы (модели) повышения квалификации в школе. В основе модели лежит принцип деятельности педагога «учить, обучаясь».

Мониторинг овладения ИКТ, проведённый в мае 2014 года, показал, что 18 из 34 педагогов являются продвинутыми пользователями и составляют группу экспертов, утверждённых приказом директора. Их деятельность регламентирована «Положением об экспертной группе». После проведения самоанализа и мониторинга педагогов (выделены 8 компетенций), все учителя распределены в 4 основные группы, с возможностью перехода из одной группы в другую: эксперты, учителя высокого, среднего и низкого уровней ИКТ- компетентности. Работа данной модели предполагает взаимодействие групп с менеджерами, системными координаторами и независимым экспертом. Обучение групп учителей происходит на разных уровнях сетевого взаимодействия педагогов.

Центральное место в формировании системы занимает информационная среда школы. В её создании принимают активное участие все педагоги. Учителя имеют Google-аккаунт, активно используют ресурсы календаря, электронных таблиц, форм и других возможностей Google.

Результатом сегментирования педагогического коллектива является формирование и планирование деятельности творческих групп учителей, ориентированных на работу по следующим направлениям:

  • использование ИКТ в формировании профессиональной компетентности учителей-предметников;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании индивидуальной траектории учащегося;
  • современные технологии неформального внутрикорпоративного повышения квалификации

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС, являются:

  • постоянно действующий семинар по вопросам внедрения ФГОС;
  • постоянно действующие семинары-практикумы;
  • организация индивидуальных и групповых консультаций;
  • мастер-классы;
  • открытые уроки;
  • самообразование педагогов;
  • прохождение курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
  • проведение открытых мероприятий, семинаров, круглых столов.

Традиционная система подготовки признаёт только результативные показатели, к которым относится педагогическое мастерство, то есть профессиональные знания и умения, навыки педагога. Для нашей системы подготовки учителей показателями выступают специальные ИКТ-компетентности, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Кроме того, результатами подготовки педагогов в системе внутришкольного повышения квалификации могут быть признаны: степень заинтересованности педагогов, активность, качество работы команд ,умение работать в команде и самое основное способность педагогов качественно подготовить и провести дистанционный урок, использовать электронные ресурсы. Результаты коллективной подготовки педагогов имеют отсроченный характер и могут быть определены на уровне изменений, проявляющихся как в компетентности каждого педагога, так и школы в целом. Оценка результатов подготовки педагогов на рабочем месте имеет то преимущество, что информация собирается из различных источников и эффективность подготовки в целом оценивается больше практическим путём, чем теоретически.

Результатом действия системы является включение педагогов ОУ в процесс проектирования и создания реально функционирующей электронной среды.

Подготовленный педагог способен:

  • Интегрировать готовые учебные, методические и иные материалы в состав информационной среды учреждения.
  • Обеспечить ресурсное сопровождение образовательного процесса в соответствии с образовательной программой обучения в рамках реализации ФГОС.
  • Использовать все многообразие педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное или групповое обучение.
  • Обеспечить квалифицированную реализацию выбранных педагогических технологий средствами доступных ИКТ-технологий.
Казакова, Карюкина, Баринова24.12.2015 10140 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar