РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внедрение информационных технологий - шаг к повышению качества образования

Внедрение информационных технологий - шаг к повышению качества образования

Автор: Грачева Галина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в стране демократические изменения вызвали поиск эффективных путей преобразования различных сторон жизни общества, его социальных институтов, в том числе и системы образования. Основное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно образование выполняет важную общественную функцию - формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики.

Главными факторами роста интеллектуального потенциала являются наука и образование. Наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационных технологий, с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения, являются информационно-коммуникационные технологии обучения. В российском образовании назрела проблема «трансформирования» классической системы образования, его адаптации к инновационным процессам совершенствования качества в системе информационно-коммуникационного образования. При этом информационным технологиям отводится одна из главных ролей.

Причина внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни кроется в возрастающем с каждым днем объеме информации, с которой человек встречается ежедневно, с переходом общества к информационной цивилизации. Использование информационных технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений в организации образовательного процесса в средне специальном образовательном учебном заведении.

Современное образование должно обеспечивать формирование выпускников с высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Характерной чертой средне специального образования является преобладающее значение самостоятельной работы студента. Это значит, что большую часть учебного материала он должен освоить самостоятельно, пользуясь рекомендованными учебными пособиями, при помощи со стороны преподавателя главным образом методического характера.
Сегодня преподаватели ищут новые пути, которые позволили бы не только улучшить качество обучения, конкурировать с другими учебными заведениями, но и сохранить свое достойное место в образовательной системе России. Одним из очень перспективных направлений на пути к этим целям является развитие новых учебных информационных технологий, дистанционных учебных проектов, обучающих программ, создание электронных учебно-методических комплексов.

Особое внимание следует уделить ИКТ-компетентности. В стандартах третьего поколения выделены следующие компетенции:

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  • ОК 6. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только как формирование технологических навыков.

Одним из результатов процесса информатизации должно стать появление у обучающихся и педагогов способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

Цель исследовательской работы заключается в актуальности внедрения в учебный процесс различных форм обучения с использованием ИКТ.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Методические рекомендации к проведению занятий для преподавателей специальных дисциплин и модулей.

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области образования. Рыночные отношения, а также, расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста - выпускника требуют от учебного заведения не только повышения качества образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности. ФГОС нового поколения предусматривает новый подход к образовательному процессу. Основную роль в решении задач сыграют ФГОС третьего поколения, ориентированные на формулирование рамочных требований к результатам образования и организации учебного процесса на компетентностный подход и кредитно-модульный принцип построения образовательных программ. Новые требования к результатам освоения образовательных программ обуславливают необходимость разработки новых методов обучения: модульных, а значит и новых принципов оценки качества обучения, в том числе, оценки уровня освоения приобретаемых студентами и выпускниками компетенций, как общих, так и профессиональных, в соответствии с новыми стандартами. Новые программы должны быть направлены на новый компетентностный подход обучения. Профессиональный уровень специалиста определяется его квалификацией, то есть, его компетенцией, то есть, он должен обладать качествами, как профессиональными, а это значит: знаниями. Умениями, навыками и опытом, так и, личностными, а это значит: самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, креативностью.

Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы, ну и для оценки уровня освоения сформированности компетенций у обучающихся должна быть правильно продумана система средств оценки образовательных достижений.

Начинающий специалист должен владеть пакетом профессиональных знаний на уровне мастерства и только тогда он будет конкурентоспособным, востребованным специалистом. Цель образовательного процесса должна строиться в подготовке профессионалов, обладающих универсальными знаниями, которые помогут самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в социальные отношения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда.

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ третьего поколения отражаются требования к освоению образовательной программы по каждой специальности. Рассмотрим на примере дисциплины «Основы экономики».

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • определять организационно-правовые формы организаций;
  • определять состав материальных и трудовых ресурсов организации;
  • составлять баланс рабочего времени и производить расчеты заработной платы;
  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  1. действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия;
  2. методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
  3. пути эффективного использования основных и оборотных средств;
  4. механизмы ценообразования на продукцию (услуги), основные показатели финансовой деятельности предприятия;
  5. основы маркетинговой деятельности, основы организации коллектива исполнителей;
  6. основы планирования, финансирования и кредитования организации;
  7. особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  8. современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяй-ствующих субъектов в рыночной экономике;
  9. состав материальных и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
  10. способы экономии ресурсов на предприятиях нефтяной отрасли;
  11. формы организации оплаты труда.

Проводимые занятия должны строиться в соответствии с поставленной целью, зависящей от его типа, а именно:

  • ознакомления учащихся с новыми фактами, явлениями;
  • изучения новых способов действия;
  • систематизации и закрепление полученных теоретических знаний;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • приобретения технических навыков взаимодействия с компьютером;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • обобщения и систематизации знаний;
  • формирование умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  • развития исследовательских умений

В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют несколько типов занятий:

  • урок изучения новых знаний и способов действий (первичное закрепление знаний и анализ);
  • урок закрепления знаний и способов действий (мотивация и актуализация опорных знаний, их коррекция, самоконтроль);
  • урок комплексного применения знаний и способов действия (мотивация и актуализация комплекса знаний; необходимых для применения на творческом уровне, самоконтроль);
  • урок обобщения и систематизации знаний (мотивация - анализ содержания учебного материала, выделение главного, обобщение и систематизация);
  • урок проверки и оценки коррекции знаний и способов действий (мотивация - самостоятельное выполнение контрольного задания, самоконтроль, контроль, анализ).

Занятия могут состоять из нескольких этапов:

  • Подготовка учащихся к работе на занятии (приветствие, фиксация отсутствующих, раскрытие общей цели и ознакомление с планом работы).
  • Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе занятий (ознакомление учащихся с темой занятия и конечными результатами ее изучения).
  • Изучение новых знаний и способов действий (усвоение учащимися способов, путей, средств достижения намеченных задач).
  • Проверка понимания изученного (проверка основного содержания усваиваемых знаний).

Для оценки уровня освоения знаний, полученных на занятии, необходимо выделить критерии оценки результатов.

Критерии оценки результатов:

  • Уровень освоения студентом учебного материала.
  • Умение студента использовать теоретические и практические знания при выполнении лабораторных задач;
  • Обоснованность и четкость изложения ответа;
  • Оформление отчета по лабораторной работе в соответствии с требованиями.
  • Дифференцированная оценка выставляется в журнале успеваемости.

Оценка результатов усвоенного материала на занятии:

Качество знаний, уровень умений и практических навыков следует оценивать по пятибалльной системе:

  • Балл 5 ставится, если студент проявил знания и умения, характеризующиеся правильностью и, осознанностью, систематичностью, прочностью и действенностью, а задание выполнил качественно, самостоятельно, активно, в установленное время.
  • Балл 4 ставится, если студент проявил знания и выполнил задание в основном в соответствии с критериями для балла 5, но допустил незначительные ошибки, которые сам устранил после замечания учителя.
  • Балл 3 ставится, если студент проявил знания и выполнил задание, но допустил значительные ошибки, которые сам смог устранить лишь по наводящим вопросам преподавателя, задание выполнил в основном правильно, но недостаточно быстро и качественно, часто обращаясь за помощью к преподавателю и к товарищам.
  • Балл 2 ставится, если студент проявил незнание и непонимание большей части учебного материала; выполнил задание не полностью, низкого качества, несамостоятельно, несвоевременно.
  • Самооценка, если позволяет тип занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Способы внедрения информационных технологий в учебном процессе.

Внедрение информационных технологий позволяет решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышении активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышения качества образовательного процесса.

На сегодняшний день стандартные методы обучения неактуальны, а значит, не способны заинтересовать обучающихся. Опираясь на предложенные выше рекомендации, с использованием литературы, интернет – ресурсов, с применением информационных технологий можно разработать занятия в форме: учебно-методических комплексов, видео – лекций, лекций – презентаций и их комбинациях.

Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. Конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности исследовательской. А это влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов, присущих изучению различных предметов.

Предложенные типы занятий следует отнести к инновационным методам обучения, которые можно применить как для проведения открытых уроков, так и для повседневных занятий.

Если подытожить все вышесказанное, то хочется еще раз отметить актуальность проблемы применения инфокоммуникационных технологий в сочетании с традиционными подходами в образовании, поскольку инновационные педагогические и инфокоммуникационные технологии являются важными составляющими современного образовательного процесса, направленного на формирование специалиста с критическим и творческим мышлением, способного эффективно функционировать в меняющихся условиях профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. №582
  2. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности: учебник/ В.Ф Дунаев, В.А. Шпаков, Н.П. Епифанова и др.; под ред. В.Ф. Дунаева. – М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2010. – 336 с.
  3. Менеджмент: учебник/ Г.Б. Казначевская – Изд. 13-е, доп. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.-347, [1] c. (Среднее профессиональное образование)
  4. Основы маркетинга. Краткий курс./ Ф. Котлер.- М.: Изд-во Вильямс, 2007. - 656 с.

Нормативно-правовые документы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-4. – М.: 2012.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: 2012.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1-2. – М.: 2012.

Дополнительные источники:

  1. Экономика организации (предприятия): учебник для ср. спец. учеб. Заведе-ний.-2-е изд., с изм. / Н.А. Сафронов. – М.: Магистр, ИНФРА-М 2010. – 255 с.
  2. Экономика предприятия: Учебник/ И.Н.Чуев, Л.Н. Чуева.-6-еизд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и КО», 2009.-416 С.
  3. Экономика, организация и планирование производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности/ В.Ф. Шматов, Ю.М. Малышев, В.Е.Тищенко.- М.: НЕДРА,1990 – 411 с.: ил.
  4. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. проф.О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2007. - 601 с. - (100 лет РЭА им. Г.В.Плеханова).
  5. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с. -(Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Интернет ресурсы:

  1. Библиотечный центр FictionBookhttp // ЛитРес [сайт]. – М.: [2009]. – Режим доступа: fictionbook.ru.
  2. Лекции «Основы экономки» // преподаватель ТКМП [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://www.moskatov.narod.ru/Economics.html
Грачева Галина Викторовна07.10.2015 12160 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar