РАЗРАБОТКИ
|
Внедрение информационных технологий - шаг к повышению качества образованияАвтор: Грачева Галина Викторовна ВВЕДЕНИЕ Происходящие в стране демократические изменения вызвали поиск эффективных путей преобразования различных сторон жизни общества, его социальных институтов, в том числе и системы образования. Основное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно образование выполняет важную общественную функцию - формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Главными факторами роста интеллектуального потенциала являются наука и образование. Наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационных технологий, с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения, являются информационно-коммуникационные технологии обучения. В российском образовании назрела проблема «трансформирования» классической системы образования, его адаптации к инновационным процессам совершенствования качества в системе информационно-коммуникационного образования. При этом информационным технологиям отводится одна из главных ролей. Причина внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни кроется в возрастающем с каждым днем объеме информации, с которой человек встречается ежедневно, с переходом общества к информационной цивилизации. Использование информационных технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений в организации образовательного процесса в средне специальном образовательном учебном заведении. Современное образование должно обеспечивать формирование выпускников с высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Характерной чертой средне специального образования является преобладающее значение самостоятельной работы студента. Это значит, что большую часть учебного материала он должен освоить самостоятельно, пользуясь рекомендованными учебными пособиями, при помощи со стороны преподавателя главным образом методического характера. Особое внимание следует уделить ИКТ-компетентности. В стандартах третьего поколения выделены следующие компетенции:
В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации должно стать появление у обучающихся и педагогов способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Цель исследовательской работы заключается в актуальности внедрения в учебный процесс различных форм обучения с использованием ИКТ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Методические рекомендации к проведению занятий для преподавателей специальных дисциплин и модулей. Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области образования. Рыночные отношения, а также, расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста - выпускника требуют от учебного заведения не только повышения качества образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности. ФГОС нового поколения предусматривает новый подход к образовательному процессу. Основную роль в решении задач сыграют ФГОС третьего поколения, ориентированные на формулирование рамочных требований к результатам образования и организации учебного процесса на компетентностный подход и кредитно-модульный принцип построения образовательных программ. Новые требования к результатам освоения образовательных программ обуславливают необходимость разработки новых методов обучения: модульных, а значит и новых принципов оценки качества обучения, в том числе, оценки уровня освоения приобретаемых студентами и выпускниками компетенций, как общих, так и профессиональных, в соответствии с новыми стандартами. Новые программы должны быть направлены на новый компетентностный подход обучения. Профессиональный уровень специалиста определяется его квалификацией, то есть, его компетенцией, то есть, он должен обладать качествами, как профессиональными, а это значит: знаниями. Умениями, навыками и опытом, так и, личностными, а это значит: самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, креативностью. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы, ну и для оценки уровня освоения сформированности компетенций у обучающихся должна быть правильно продумана система средств оценки образовательных достижений. Начинающий специалист должен владеть пакетом профессиональных знаний на уровне мастерства и только тогда он будет конкурентоспособным, востребованным специалистом. Цель образовательного процесса должна строиться в подготовке профессионалов, обладающих универсальными знаниями, которые помогут самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в социальные отношения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда. В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ третьего поколения отражаются требования к освоению образовательной программы по каждой специальности. Рассмотрим на примере дисциплины «Основы экономики». В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Проводимые занятия должны строиться в соответствии с поставленной целью, зависящей от его типа, а именно:
В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют несколько типов занятий:
Занятия могут состоять из нескольких этапов:
Для оценки уровня освоения знаний, полученных на занятии, необходимо выделить критерии оценки результатов. Критерии оценки результатов:
Оценка результатов усвоенного материала на занятии: Качество знаний, уровень умений и практических навыков следует оценивать по пятибалльной системе:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Способы внедрения информационных технологий в учебном процессе. Внедрение информационных технологий позволяет решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышении активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышения качества образовательного процесса. На сегодняшний день стандартные методы обучения неактуальны, а значит, не способны заинтересовать обучающихся. Опираясь на предложенные выше рекомендации, с использованием литературы, интернет – ресурсов, с применением информационных технологий можно разработать занятия в форме: учебно-методических комплексов, видео – лекций, лекций – презентаций и их комбинациях. Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. Конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности исследовательской. А это влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов, присущих изучению различных предметов. Предложенные типы занятий следует отнести к инновационным методам обучения, которые можно применить как для проведения открытых уроков, так и для повседневных занятий. Если подытожить все вышесказанное, то хочется еще раз отметить актуальность проблемы применения инфокоммуникационных технологий в сочетании с традиционными подходами в образовании, поскольку инновационные педагогические и инфокоммуникационные технологии являются важными составляющими современного образовательного процесса, направленного на формирование специалиста с критическим и творческим мышлением, способного эффективно функционировать в меняющихся условиях профессиональной деятельности. ЛИТЕРАТУРА Основная:
Нормативно-правовые документы:
Дополнительные источники:
Интернет ресурсы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
В школах увеличат число уроков истории в 5-8 классах В России предложили ввести ответственность за оскорбления педагогов Рособрнадзор: названы самые популярные предметы ЕГЭ по выбору в 2024 году Опубликован график обработки экзаменационных работ ГИА-9 в 2024 году Популярные разработки
Учимся решать задачи "КПД простых механизмов" Физика - 7 класс Презентация к урокам алгебры "Решение систем линейных уравнений. Способ подстановки" 7 класс Презентация для детского сада «Космическое путешествие Пылинки» Презентация к урокам алгебры "Системы уравнений с двумя переменными" 7 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены