РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Задачная технология на уроках информатики

Задачная технология на уроках информатики

Л.В. Вяткина
МБОУ «Нердвинская средняя общеобразовательная школа»

«Задача познавательная должна отражать систему и логику содержания учебного предмета; учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки, чтобы создать реальные условия развития учащихся; содержать информацию для развития ума, творческих процессов; создавать положительную мотивацию выполнения познавательной задачи». (Российская педагогическая энциклопедия. Т1. стр. 318. М., Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993).

Педагогически обоснованная система задач позволяют осуществлять все функции обучения, поэтому в каждой задаче учителю необходимо выделять не только её роль в приобретении знаний и место в логике содержания учебного материала, но и в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, сопутствующей ее решению.

Задачная технология - это проектирование и реализация образовательного процесса по информатике, направленного на развитие профессиональных качеств личности сельских школьников, предполагающие достижение планируемых результатов с помощью профессионально-ориентированной системы задач.

Предлагаемые задачи соответствуют требованиям:

  • познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние;
  • доступность школьникам используемого в задаче нематематического материала;
  • реальность описываемых в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного результата;
  • сбалансированное насыщение проектируемого задачника расчетными и семантическими задачами различного уровня сложности и трудности.

Решение практических задач ведется по трёхэтапной схеме:

  • формализация - осуществляется переход от практической задачи к построению ее модели;
  • решение математической задачи, сформулированной на первом этапе (составление алгоритма, блок-схемы, программы);
  • интерпретация - полученное решение математической задачи переводится на язык практической задачи.

Одним из условий реализации принципа научности при обучении в школе является формирование межпредметных связей и взаимопроникновения обретенных знаний, что является неотъемлемой составляющей формирования универсальных учебных действий обучающихся. Задачная технология отвечает этому принципу.

Достоинства задачной технологии состоят в следующем:

  • активизируется самостоятельная деятельность школьников;
  • становится возможной индивидуализация обучения;
  • появляется возможность преподавателя быть направляющим в определении готовности ученика к выбору будущей профессии;
  • способствует повышению уровня знаний и личной заинтересованности учащихся в овладении теми или иными навыками с учетом перспектив внедрения компьютерных технологий в жизнедеятельность человека;
  • способствует развитию профессиональных качеств личности, умению оптимально сочетать деятельность умственную, физическую с использованием или неиспользованием компьютера в будущей профессиональной деятельности, в нестандартных ситуациях.

Использование задачной технологии подтверждает правомерность следующих выводов:

  • предлагаемая задачная технология с использованием компьютерных технологий поднимает методику обучения на качественно новый уровень:
  1. практические занятия, проводимые по данной технологии, позволяют в комплексе применять знания, полученные на уроках, семинарах, в процессе самостоятельной работы, что по сути является воплощением принципа связи теории с практикой;
  2. проблемность ситуаций задачной технологии приучает учащихся к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду, к предпринимательской деятельности в сельской местности;
  • развивает инициативу школьников, стимулирует их творческие способности, что обеспечивает более высокий уровень эффективности быть готовыми к самоопределению в выборе профессии;
  • повышается уровень положительной мотивации в учебной деятельности школьников к потребностям профессиональных знаний, умений и навыков;
  • школьники более качественно относятся к изучению возможностей применения компьютеров как средства работы с информацией.

Данная технология показала, что является по своей сути направленной на развитие творческих способностей школьников, их готовности к экспериментированию и выполнению целенаправленных преобразований в рациональном изменении структуры сельскохо-зяйственных работ. В ходе работы по подготовке, защите творческих проектов происходит систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, навыков работы с дополнительной литературой и углубление практических умений и навыков выполнения рефератов и докладов, - это закладывает основу развития у школьников научно-теоретического мышления.

Все перечисленное находит свое отражение в практической стороне деятельности, которая в ходе учебной деятельности моделируется ранним «вхождением» школьника в будущую профессию.

«Страшная опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли», - писал В.А. Сухомлинский.

Задавая план решения задач, учитель должен подвести обучаемого к данному алгоритму решения типовых задач, задавать последовательность шагов, выполняя которые, школьник придет к намеченной цели. Чем глубже логика, обусловленность этих шагов, тем больше вероятность того, что они будут усвоены школьниками.

Опыт работы показывает, что большинство школьников понимают условие задачи не с первого её прочтения, а с повторного и следующего. Очень важно при анализе сюжета задачи составить правильную математическую модель. В зависимости от сложности задач анализ результатов может быть разным по объёму, но он должен проводиться при решении каждой задачи, ибо позволит активизировать деятельность школьника, понимать логические связи внутри материала, обобщать и систематизировать знания.

В данной технологии используется алгоритмический и проблемный методы обучения. По наиболее важным темам мы использовали алгоритмический метод, так как школьники производят эти расчеты неоднократно: на практических занятиях, при выполнении контрольных и самостоятельных работ, в творческих проектах.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, задачная технология, с учетом агротехнических дисциплин профильной подготовки, положительно влияет на повышение качества знаний школьников по информатике. Задачи предполагают, чтобы их постановка привела к необходимости приобретения учащимися новых знаний для выработки политехнических умений: выполнение измерений, использование таблиц и справочников.

При определении содержания обучения курса информатики средствами задачной технологии учтены требования образовательных стандартов по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.