РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Родительское собрание по теме "Как воспитать любовь к чтению"

Родительское собрание по теме "Как воспитать любовь к чтению"

Салихова Клара Галиевна
МБОУ «Аллабердинская средняя школа» учитель начальных классов

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как в век компьютеров и телевидения развивать умственные способности и становиться богаче духовно; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Чтение — вот лучшее учение! Пушкин А. С.

Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия. Цицерон

Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Монтескье

Велико значение чтения для успешного обучения ребёнка по всем предметам его умения читать, интерес к книге. Иногда ребёнок затрудняется решать задачу только потому, что не умеет её правильно прочесть.Грамотное письмо также связано с навыками чтения.

Анкета для родителей

  1. Что надо сделать, чтобы ваш ребёнок полюбил чтение? (Покупать книги, внимание к чтению, помощь и руководство).
  2. Следите ли вы за подбором книг для детского чтения?
  3. Любое чтение полезно?
  4. Есть ли у вас домашняя библиотека? Полочка для книг?
  5. Читаете ли вы ребенку?
  6. Обсуждаете ли вы прочитанное?
  7. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
  8. Рассказывает ли ваш ребёнок о прочитанном?
  9. Читаете ли вы вместе с ребёнком?
  10. Ваши просьбы, пожелания учителю.
  11. О чем бы вы хотели узнать на собрании?

Правила чтения для учащихся

  1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
  2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
  3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
  7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
  9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Памятка по подготовке устных заданий:

  1. Вспомни рассказанное учителем на уроке.
  2. Читай текст целиком. Попутно, где надо ,пользуйся словарями, рисунками, схемами, картами.
  3. Читай внимательно и старайся запомнить основное.
  4. Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия, имена.
  5. Закрой книгу и мысленно представь часть прочитанного, перескажи.
  6. Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.
  7. Если плохо запоминается , запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
  • Читайте детям волшебные сказки.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов и увлечений.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежности для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение дольше не ложиться спать, чтобы почитать.
  • Выделите дома специальное место для чтения(укромный уголок с полками и т.п.).
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

II. Проведение собрания

Примерный план беседы

  1. Выбор книги для чтения.
  2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
  3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге. Беседы детьми о прочитанном.
  4. Гигиена чтения.

Одной из главных факторов успешности по всем предметам обучения является его умение читать, интерес к книге. Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и закономерна их тревога, если ребёнок не любит книги. «Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение? – часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».

Конечно, ошибаются родители, которые считать, что стоит только покупать книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Большинство младших школьников любит читать. Но сами выбрать книгу не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно думают, что любое чтение полезно, а другие считают, что за чтением должны следить учитель и библиотекарь и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, и учитель и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия библиотекарей, учителей и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям». Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Надо проследить, чтобы книги любимого жанра не были единственными в чтении детей. Если ребёнка интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения .Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. Дети младшего школьного возраста имеют свои газеты и журналы. Хорошо для ребёнка выписать какой-либо журнал или газету.

Ситуация 1

«…Нельзя сказать, чтобы Володя не любил книги. Он может подолгу держать книгу в руках, рассматривать картинки, переворачивать страницы. Но сам читать не любит. «Папа, у меня интересная книга. Почитай, пожалуйста», - часто обращается он к отцу. Папа берёт книгу и читает. Прочитав главу, откладывает в сторону: «Читай дальше сам».
Володе интересно, что будет в следующей главе. Он берётся за книгу, но самому читать трудно: слова не складываются в предложения так быстро как у папы. Помучившись немножко он идёт к бабушке, маме и старшей сестре».

Что делать и как поступать?

Выслушав родителей, делаем вывод: надо чаще упражнять его в чтении вслух.

Анализ анкеты родителей

Не все дети любят читать. Родители читают детям очень редко, но прочитанное стараются обсуждать. Для увлечения чтением можно записать ребенка в библиотеку, читать ему книги, рассказывать о прочитанном, увлекать своим примером.

Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка. Прошли мимо его сознания.

Советы:

  1. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.
  2. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.
  3. В воспитании любви к чтению у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Своя собственная домашняя библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает у детей интерес к книге.
  4. Надо приучать детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге.
  5. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли где-нибудь рисунки художника – иллюстратора.
  6. Родители внимательно должны следить за тем, чтобы у детей не появилась такая вредная привычка. Часто младшие школьники, прочитав пять- шесть страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропускают целые куски или главы книги, а иногда просто оставляют её.

Прием 1 для приучения детей самостоятельно читать.

Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить за его самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать. Следующую книгу можно начать читать также. Постепенно ребёнок приобретает вкус к самостоятельному чтению.

Прием 2 для приучения детей самостоятельно читать.

Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой-либо книги. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше?
Расскажи, что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересном».

Приём 3 для приучения детей самостоятельно читать.

При чтении более объёмных произведений используйте волшебный приём, известной со времён сказочной Шахерезады: в самом интересном месте рассказа или сказки попросите вашего ребёнка прочитать небольшой отрывок. Более трудные эпизоды читайте сами!

Учитель знакомит родителей с организацией в классе руководства над формированием читательских навыков. В начале второй четверти мы работали над проектом «Дарите чтение». Работа продолжалась два с половиной месяца. Учащиеся 3 класса проводили беседы с учащимися первых- вторых классов по прочитанным книгам, приносили на книжную выставку книги из дома, которых читали сами. Ребятам было рекомендовано вести «Дневник читателя» и объявлен конкурс лучших дневников. Получили рекомендации с работой по дневникам читателя:

План устного рассказа о книге.

  1. Покажи книгу.
  2. Назови автора, издателей, художника.
  3. Познакомь с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких)
  4. Назови героев книги.
  5. Что происходит с героями книги?
  6. Самое интересное зачитай.
  7. Понравилась ли?

Далее учитель рассказывает родителям о формах привлечения учащихся к чтению: «Приношу в класс книгу и делюсь впечатлениями с ребятами. Ставлю на выставку, если кому - то захочется её посмотреть, взять домой, прочитать, я буду рада услышать отзыв.»

В ходе работы над проектом «Дарите чтение» ребята изготовляли рекомендательные подарочные карточки по внеклассному чтению с пожеланиями прочитать самую интересную книгу. Проводился конкурс сочинений «Самая, самая интересная книга», «Моя домашняя библиотека».

Демонстрируется чтение сочинений учащихся на экране проектора:

Сочинения учащихся

Моя домашняя библиотека (1 ученик)

В моем доме есть такая библиотека, но она небольшая. Это в основном журналы, которые мы выписываем: «Мурзилка», «Аманат», «Акбузат», «3/9 царство», «Непоседа». И книги, которые я беру в сельской библиотеке на некоторое время почитать: «Петушок-золотой гребешок», «Маша и медведь», «Басни», «Золотая рыбка», «Винни-пух», «Колобок», «Лисичкин хлеб», «Природа и мы», «Энциклопедия про животных».

Книги моего папы: «Пчеловодство», «Настольная книга пчеловода».

Моя домашняя библиотека (2 ученик)

Цель: рассказать о своей домашней библиотеке: как она создавалась, какие семейные реликвии хранит , сколько книги в библиотеке и каких.

Мои личные книги, те что читала до школы: «Золушка» , «Спящая Красавица», автор Ш. Перо. А те, которые читала в этом году: « Бременские музыканты» , «Гензель и Гретель», «Король Дроздовик», книги Н. Носова, сказки Х.К. Андерсена, сказки А.С.Пушкина, сказки современных отечественных писателей, книги с рассказами С.П. Алексеева о Петре Великом, о великом полководце А.С.Суворове, книги о Великой Отечественной войне, книги с рассказами о животных К.Г. Паустовского.

Я сама составляю викторины, например, по произведениям Н.Н. Носова.

Перед нами стоит задача воспитания полноценного восприятия младшим школьником, воспитания умения «талантливо читать». Учитель обязательно слушает рассказ о прочитанном и выражает своё мнение. Главное – внимание учителя, что читают дети. Поэтому мы, уважаемые родители, беседуем с вами о круге детского чтения.

Советы:

  1. Большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное.
  2. Важно научить рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое. Что нарисовано на этой картинке? Как зовут изображенных действующих лиц? Что они делают? Хорошо ли поступают? Что выражает их лица?
  3. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов. Что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось всего?
  4. Хотелось бы напомнить вам о том, чтобы вы не переусредствовали в этом процессе; пусть ребёнок читает и отвечает на вопросы только тогда, когда у него есть желание и силы. При первых же признаках усталости или рассеянного внимания переключайте его на другой вид деятельности если интерес к чтению на данный момент пропал, не пытайтесь восстановить его «насильственными» методами. Это не приведёт ни к чему хорошему «любить «из – под палки» ещё никто не научился.
  5. Детям III класса полезно посоветовать и помочь написать отзыв о прочитанной книге. Отзыв не должен быть по форме и содержанию.

План письменного отзыва

  1. Автор, название книги.
  2. Краткое содержание: тема, главные герои, интересный отрывок или эпизод.
  3. Чему учит эта книга?
  4. Выпиши значения неизвестных слов и выражений, пользуясь словарём.
  5. Понравилась ли тебе книга? Почему?
  6. Выполни иллюстрацию (по желанию).

Совет: Как вместе читать?

  1. Выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут и будут читать.
  2. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын и т. д.
  3. Надо определить продолжительность чтения – не больше 45 минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.
  4. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильные мнения, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.
  5. Надо приучить детей беречь книгу. Особенно бережно относиться к библиотечной книге.
  6. Приучить детей соблюдать основные гигиенические правила чтения.

Пять золотых правил гигиены зрения.

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор

Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться и только потом продолжать читать.

Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта:, во время поездки в транспорте и т.п.

Правило 4. Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть не в глубине комнаты, а у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой 60-75 ватт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом примерно 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой или тетрадью будет не меньше 30-40 сантиметров.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.

III. Подведение итогов собрания.

  1. Родители поделились своими впечатлениями , опытом воспитания привития любви к чтению.
  2. Решение собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:

Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников, продолжить инсценировать сказки на русском и родном языках в классе, участвовать в мероприятиях, проводимых линией сельской библиотеки(конкурсы, викторины).

Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

Литература:

  1. О.С.Богданова, В.И.Петрова «Методика воспитательной работы в начальных классах» Москва. Просвещение. 1989 год.
  2. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М., 1993.
  3. Полная хрестоматия для начальной школы . Венди Уильямс «Как воспитать привычку к чтению».Астрель. Москва 2010 год
  4. Журнал «Начальная школа» 2009 год № 2.
Салихова Клара Галиевна28.03.2016 14640 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar