РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологических приемов медиадидактики программе POWER POINT для повышения эффективности урока

Использование технологических приемов медиадидактики программе POWER POINT для повышения эффективности урока

Автор: Носова Ольга Михайловна

Российская система образования, в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов, вступила в период фундаментальных перемен, которые повлекли изменения в понимании целей и ценностей образования. Осознавая  необходимость перехода к непрерывному образованию, использованию в обучении новых технологий, методы и средства информатизации образования становятся все более актуальны.

Информационные технологии активно входят в нашу жизнь, охватывая все новые сферы. И на помощь педагогам приходит медиаобразование, которое призвано помочь всем участникам образовательного процесса лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации.

 В современное время резко падает познавательных интерес младших школьников к предметам. Но такая проблема может быть решена за счет повышения эффективности урока. Создание такого урока возможно,  если учитель владеет информационной культурой.

 Г.О. Аствацатуров выделяет главные преимущества мультимедийного урока: 

  1. «…повышается  интерес  учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации.»;
  2. «…учителю удается добиться усиления  о6учаюшего эффекта средствами мультимедиа. Мы можем не просто использовать  наглядность. но использовать анимацию, видеоизображение…»; 
  3. «… в среднем "а 30 % увеличивается плотность урока. Это достигается за с чет более рациональной организации рабочего времени учителя» …». 

Информационно  коммуникационные технологии являются универсальным инструментом, способным помочь в решении разнообразных проблем. Однако педагогу недостаточно обучиться владению компьютером, сопутствующим ему программам, другим техническим средствам обучения, связанным с информационными технологиями. Педагог должен владеть методическими приемами медиадидактики.

Применение медиасредств в процессе обучения называется медиадидактикой, например использование программы PowerPoint. Далеко не каждый педагог знает все возможности этой программы. В большинстве случаев педагоги используют ее как средство для демонстрации учебного материала. Необходимо изучать технические компоненты программы PowerPoint, что позволит постепенно повышать уровень своей компьютерной грамотности, а так же поможет создавать цифровые электронные ресурсы, используемые для повышения эффективности урока.

Существует большое количество приемов медиадидактики, которые педагог может использовать на различных этапах урока.

Очень часто на уроке возникает необходимость сконцентрировать внимание учеников на детали иллюстрации, фрагмента текста и даже слова при сохранении их общей панорамы. В этом может помочь прием «Лупа», использование которого позволит при помощи курсора создать увеличение отдельных объектов.

Даже на мультимедийном уроке учителю может пригодиться указка. Для этого можно использовать технологический прием «Анимированная указка». Чтобы не загораживать экран, педагог может воспользоваться анимированной указкой и обратить внимание учащихся на отдельный объест на слайде. Принцип такой указки состоит в том, что при указании на объект он может выделяться, мигать, тем самым привлекая внимание учащихся.

Для концентрации большого объема иллюстративного материала или текста на одном участке экрана можно воспользоваться приемом «Листание». Такой прием имитирует чтение книги и позволяет вместить всю нужную информацию, не рассеивая внимание обучающихся на изобилие объектов на экране одновременно.

Некоторые интерактивные доски имеют инструмент «Шторка». Такой же прием можно выполнить и в программе PowerPoint. Использование данного приема позволит закрыть или открыть часть информации на экране в нужный момент.

Педагоги давно используют на уроках кроссворды, с помощью мультимедиа приобретает качественно новый уровень. Новые возможности предоставляет интерактивная доска. Кроссворд с иллюстрациями появляется на экране доски. Ученик знакомится с вопросами и маркером заполняет клетки. По команде учителя затем могут появиться правильные варианты ответов.

Технологический прием «Навигатор»  предназначен для виртуальных прогулок по карте, другим объектам, где можно совмещать не только перемещение, но и увеличение, уменьшение объекта. Уникальность данного приема в том, что он выполнен всего  на одном слайде.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Мультимедийная дидактическая игра пришла на смену обычным обучающим играм. Игра, имеющая, жесткий алгоритм проведения, легко ложится на язык компьютерного программирования.  Для создания интерактивных игр надо использовать весь доступный арсенал инструментов и всех технические возможности программы PowerPoint.  И тогда даже самая тривиальная игра, проводившаяся учителем без компьютера, в мультимедийном переложении заиграет новыми гранями, станет более привлекательной.

К мультимедийным  дидактическим играм можно отнести разного вида тестам, созданных на основе специальных шаблонов. Например, шаблон А.Н. Комаровского можно использовать для создания тестов  с выбором одного или нескольких правильных ответов, а так же есть возможности для создания тестов на совместимость объектов. В результате прохождения такого теста обучающийся получает возможность увидеть свои результаты, получит оценку своей работы и найти допущенные ошибки.  Педагог при создании такого теста может запрограммировать уровень требований к выполнению работы, настроить балльную систему оценивания и время  отводимое для выполнения работы. Обучающийся так же имеет возможность выполнить задание повторно и улучшить свой результат.

Еще один наиболее удачный шаблон для создания тестов, создан учителем информатики г. Москвы Д. Ивановым. Педагог, даже имеющий небольшой опыт работы PowerPoint,  может создавать тесты за короткий период времени, просто вставляя нужные задания и соответствующие иллюстрации  в готовый шаблон. В этом шаблоне так же предусмотрена работа над допущенными ошибками.

Использование разного вида тестирования создает наиболее комфортные условия для обучающихся, а педагог имеет возможность оперативно проверить знания учащихся и затратить для этого от 5 до 10 минут урока.

Интерактивные тренажеры, созданные в программе PowerPoint, можно использовать не только для систематизации знаний учащихся по определенной теме, но и для их проверки. Такая форма работы на уроке позволит педагогу активизировать внимание обучающихся, повысить мотивацию к изучению определенной темы. Вместе героями литературных произведений или любимых мультфильмов дети с удовольствием будут повторять правила русского языка или таблицу умножения.

Для создания игровых тренажеров в программе PowerPoint есть много возможностей. Например, прием «Анимированная сорбонка» создает эффект переворачивающейся карточки для проверки ответа. Приемы «Карусель» и «Ромашка» создают возможность проворачивания заданий по кругу с одновременной проверкой. Для создания мультимедийной игры большие возможности дает прием «Бегунок».  В такой игре тренируется не только знание обучающихся, но и активизируется внимание, включается зрительная память. Наиболее полную свободу в выборе формы игры дает прием «Универсальный тренажер». В нем можно сочетать различные виды анимации, триггеры и другие возможности программы PowerPoint.

Существует множество инструментальных  программ-оболочек, предоставляющих педагогам возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. Например, для создания дидактических игр есть очень много шаблонов, созданных учителями А.А. Баженовым («Угадай слово»), А.Н. Комаровским («Пазл») и Г.О. Аствацатуровым («Колесо фортуны»).

«TestEdu.ru – это  программа генерирует html тесты с использованием JS. Эти тесты можно использовать без подключения к Интернету. Тесты получаются интерактивные, и учителю не надо будет проверять результат, программа сама за Вас проверит и выдаст процент правильно решенных заданий. С интуитивно понятным интерфейсом можно создать полноценный учебный тест буквально за несколько минут.»

Информационно-педагогические технологии нового поколения должны обладать совершенно новым качеством, главнейшим из которых является создание наиболее комфортных условий для креативного мышления. Для этого необходимо педагогу научиться создавать или использовать уже готовые такие мультимедийные пособия, которые станут средством обеспечения качественного усвоения учебного материала, вовлечения обучающихся в совместную и самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Г.О. Астварцатуров считает, что «именно от уровня информационно-технологической, общепедагогической культуры такого учителя будет зависеть успешность (или неуспешность) внедрения той или иной технологии, ее результативность.» 

Литература

  1. Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока: ме­тодика, технологические приемы, фрагменты уроков [Текст] / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.
  2. Аствацатуров, Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы [Текст]  / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2011.-111 с.
  3. Аствацатуров, Г.О.  Сайт «Дидактор»
  4. Соловьев П.Е. Сайт «Современный Учительский портал»
Носова Ольга Михайловна10.07.2015 13290 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar