РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дитрих: большое количество отчетов вызвано недоверием к школе

Источник: РИА Новости

Отчёты учителя

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов пообещал избавить школы от избыточной бюрократической нагрузки, его в этом поддержал Общественный совет при министерстве на первом заседании 30 августа. Что требуют от школы органы управления, какие отчеты вынуждены составлять учителя и директора, в интервью РИА Новости рассказывает директор Шайковской школы № 2 Калужской области Лилия Дитрих.

- Лилия Анатольевна, какие отчеты требуют от вашей школы?

- В этом году отмечается 200-летие Бородинской битвы, и мы дружно проводим уроки истории 1 сентября. Против урока мы не возражаем, но зачем писать отчет в специальной форме о том, как его провели?

Нам постоянно дают указания о проведении внеплановых мероприятий. 7 сентября - день финансовой грамотности, 17 сентября - урок семьи и семейных ценностей. Может быть, если это необходимо, из министерства нам будут спускать план мероприятий на весь год, чтобы мы их встраивали в работу?

Однажды мы получили бумагу, что оказывается, уже три недели идет месячник по благоустройству территории школы - субботник, только на месяц, и нам нужно придумать, представить и согласовать его план, а потом еще написать отчет тоже в специальной форме, хотя территория давно благоустроена и убрана без указаний свыше.

В прошлом году появилась новая мода: предоставлять в органы управления образованием фотоматериалы с каждого мероприятия.

Нам вообще не доверяют. Сначала ставят в неудобное положение, а потом демонстрируют недоверие. И меня, и учителей обижает такое отношение.

- Оно существовало всегда? Или это веяние последних лет?

- Я с теплотой вспоминаю 1990-е годы - нас почти не трогали. Мы участвовали в разных экспериментах, апробировали новые методики. Внедряли методику развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Занкова, участвовали в региональных экспериментах, внедряли разные технологии самостоятельной деятельности детей на уроках. Отчетности не было - мы сами вносили коррективы в план работы и многие годы лидировали по качеству знаний в районе. Сейчас шаг влево, шаг вправо - расстрел, все нужно согласовать и отчитаться. Так много этих отчетов, что просто делать уже ничего не хочется.

- Кто пишет отчеты? Для этого в школе есть специальные сотрудники?

- Учителей я от этой работы стараюсь избавить - лучше сама сделаю, тем более что физику уже не преподаю. Иногда пересылаю заместителям, что-то делает секретарь, потом на подпись приносят. К сожалению, я сейчас намного реже хожу по школе, чем раньше, потому что сваливаются в почту формы отчетов, которые нужно заполнить "до 13.00 вчера".

Слава богу, нужно совсем немного отвозить в райцентр в бумажном виде с печатью - в основном требуют в электронном виде. Но иногда приходится на рейсовом автобусе секретаря посылать.

- От вас наверняка требуют отчеты о том, как в школе реализуются идеи реформы образования...

- Эти отчеты идут валами - как шторм на море. У нас подушевое финансирование - каждый месяц сдаю отчеты, сколько учеников в каждом классе, как мы распределили стимулирующую часть фонда оплаты труда между педагогическими и непедагогическими работниками - не дай бог, если не будет соотношения 70 к 30. Тем более у нас гарнизонная школа - каждого, кто выбыл и прибыл, надо учесть.

Есть отчеты по реализации инициативы "Наша новая школа" - огромные таблицы приходят, очень неудобные. Отдельно по каждой параллели нужно указывать количество классов и количество учащихся в них, еще запрашивают данные по коррекционным классам, хотя у нас их нет, мало где они остались.

Один вопрос меня потряс - я думала, чей изощренный ум его изобрел: "Директор является единственным учителем в школе?". Неужели есть такие школы, что об этом всех спрашивают?

Задают вопросы про оснащение. Ладно бы спрашивали, чего не хватает, - учебников или оборудования, но вопросы в обратном виде: "Сколько кабинетов первых (вторых, третьих, четвертых) классов не оборудованы компьютерами?". Но у нас-то уроки в две смены - сначала первый класс в кабинете занимается, потом третий. В кабинете почти все есть, но он на два класса один. Если я отвечу, что нет таких кабинетов, значит, школа всем обеспечена, то есть и в первом, и в третьем классе все есть, а это не так. Форма отчета истинной картины не дает.

И ведь мне потом нарекания сверху идут - что всю эту чепуху неправильно заполнили.

- От каких отчетов вы бы избавились в первую очередь?

- По воспитательной работе - они самые бессмысленные. Присылают вопрос: сколько рейдов родительские патрули совершают по микрорайону? У нас эти рейды ежедневны - в гарнизоне все друг друга видят и знают. Главный результат - ни один ученик в комиссии по делам несовершеннолетних на учете не состоит.

В каждой школе своя система воспитательной работы, которая включает в себя коллективные творческие дела. Так, наша школа всю вторую четверть готовится к новому году. И вдруг в нашу жизнь врывается неделя патриотического или нравственного воспитания, которую надо срочно провести. Почему неделя? Ведь согласно стандартам школа воспитывает гражданина - мы должны все время заниматься воспитанием вместо того, чтобы составлять планы, устраивать показуху и строчить отчеты.

Бессмысленная отчетность стирает лицо школы, убивает ее индивидуальность.

Подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Будем рады, если Вы поделитесь ссылкой на этот материал с друзьями!

Новости образования 08.09.2012 2313 145.0 / 2


Всего комментариев: 14
avatar
0
1

Лилия Анатольевна рассказала правду от первого до последнего слова.
avatar
0
2

Эта проблема всех российских школ, наверное. Или это только в нашей Калужской области? Пора с этим действительно заканчивать. Так как мы, классные руководители и просто учителя, тоже в этом уже утонули. Некогда к урокам готовиться.
avatar
0
3

Знаете, действительно, от бессмысленных отчётов голова пухнет у всех! Учителя начинают ненавидеть завуча по воспитательной работе за то, что именно через него люди, изображающие "бурную деятельность", передают приказания плодить бесчисленные отчёты. Такое ощущение, что кто-то думает, что учителя спят и видят, чтобы бездельничать. Но ведь 99% педагогов честно и добросовестно работают. А за этой "бумажной (и электронной) метелью" не видно ничего, скоро учить некогда будет - главное, чтобы отчёты БЫЛИ!!!
avatar
0
4

В системе школьного образования цель вторична, первичен ПРОЦЕСС. Из-за стремления к его тотальному контролю система стандартизирует то, что по своей природе не поддается стандартизации. Ломаются души, трещат судьбы, сгибаются спины, гаснут взгляды. Это мы можем на раз, но если вырастет где-нибудь (по недосмотру системы) талант, то его уже ничто не сможет сломать, его жизнестойкость можно считать проверенной и испытанной. Убивает неумение и/или нежелание управленцев, а подчас и самих учителей, развивать вариативность образования. В российских чиновниках любого уровня уже как врожденный рефлекс сидит страх личной ответственности, а также боязнь доверить своим подчиненным организацию порученного дела так, как исполнитель считает нужным. Только беспрекословное исполнение приказов освобождает чиновника от этого ужаса. Мне сказали – я сделал, и плевать мне на все смыслы и результаты. И не дай бог показаться умнее «князя». Холопство – тяжелейшее историческое наследие России. Существующая система образования (и не только) жестко запрограммирована на сохранение и воспроизведение самой себя. Не нужно требовать от неё того, что она сделать не в состоянии.
avatar
0
10

Ну вот, а говорите, что учитель - свободная личность. Или я не так понял Ваше высказывание? Учитель - в настоящее время - стрелочник во всем. В советские времена он действительно был уважаемой, свободной, а потому творческой личностью. Раньше 1 сентября - праздник души у учителя. Сейчас - предвестник чего то тревожного, не очень хорошего события (или событий)
avatar
0
5

De asemenea ne intrebam:«Я не понимаю, зачем нужны РОНО (районные отделы управления образованием. – «НГ»)? Раньше они занимались полезным делом – подбором кадров для школ. А сегодня в чем их функция? В том, чтобы перетасовывать бумажки отчетности?»
avatar
0
6

Система отчетности и оценивание работы учителей по состоянию бумаготворчества привела к тому, что появились "бумажные" учителя, которые во время проверок становятся примером для всех. Но в реальности они только изображают бурную деятельность, фактически оставив педагогическую работу на последнее место. Меня тревожит то, что такие педагоги все больше и больше, и в основном молодое поколение, которые такую работу считают нормой.
avatar
0
7

Согласен с Вами.
avatar
0
8

В планах по уничтожению России (авторов типа Бжезинского) прописано, что надо расплодить чиновников, которые по рукам и ногам свяжут всех, кто работает, чтобы не давать им работать. Что мы сейчас и имеем. Отчёты (нелепейшие!) отнимают у учителя драгоценное время общения с учениками.
avatar
0
9

Бедная Лилия Дитрих! Её уже, наверное, вызывали на ковер к районным начальникам, долго и нудно долбили мозги в разных кабинетах за это интервью, потом нашли еще за что взгреть и объявить выговор... Кошмарные наши комитеты по образованию всех уровней сами выдумывают эту идиотскую, маразматическую отчетность в целях перестраховки на случай чего и в целях создания видимости титанической работы по контролю за школами. А бумаги эти никто не анализирует и, скорее всего, даже не читает.
avatar
0
11

Если она не по заказу сверху говорила, то ей просто триндец.
avatar
0
12

{Я с теплотой вспоминаю 1990-е годы - нас почти не трогали. Мы участвовали в разных экспериментах, апробировали новые методики.}
Согласен с Лилией Анатольевной полностью! В этот период руководил школой. Большой городской школой-новостройкой. Я действительно со своим коллективом занимался образовательной деятельностью, на всякого рода идиотские отчеты и справки время практически не тратил - их почти не требовали. А начиная где-то с 98-го - "пошло-поехало". А сейчас эта вакханалия со справками, отчетами, статданными, планами, программами уже превысила эпидемиологический порог выживаемости школы как образовательного института и превращению ее в место пребывания детей - чтоб по улицам и подворотням не болтались.
Единственный способ, на мой взгляд, на три-пять лет ликвидировать все министерства т.н. образования, управления и отделы. Уверен, не то что хуже, а даже лучше для дела обучения и воспитания детей будет.
avatar
0
13

Предела нет способности чиновной
Грузить бумагою без меры наш народ
Мы тянем этот воз (оставили работу)
Кряхтим и думаем когда же чёрт тебя возьмёт
avatar
0
14

Пока на Школу не назначена цена,
Просить у Власти хлеб она должна.
Наверно, Школа плохо Власть учила,
Раз милостыней жить обречена.
Омар Хайам.
avatar