РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Основные элементы обучения монологической речи

Основные элементы обучения монологической речи

Систему обучения монологической речи необходимо строить, привлекая различные упражнения, так как на одних образцах, своего рода клише, обучаемый не мотивируется к собственному созданию предложений, высказыванию своих мыслей. Обучение по образцам имеет свое законное, естественное место там, где скудные знания языка не дают возможности высказать какие-либо сложные мысли и где также невозможно построить познавательный или по-настоящему фабульный текст. По мере накопления моделей и лексики делается все более осуществимым построение связных текстов, достаточно содержательных и информативных. Учащиеся могут через посредство текста получить новые для них сведения о стране изучаемого языка, о народе и культуре этой страны, о выдающихся деятелях своей страны и других стран. При чтении таких текстов возникает потребность изложить своими словами, а отчасти и словами автора, те сведения, которые ученик получил из текста. При этом учащиеся получают практику использования ранее изученных образцов, а побуждение к речи – передача полученных сведений – является вполне естественным для монологической устной речи.

Таким образом, система развития монологической устной речи характеризуется переходом на первых этапах работы от обучения речи на базе речевых образцов к передаче полученной через посредство текста информации (на продвинутых этапах). Частичное сохранение некоторых видов работы по моделям на; старших этапах оправдано там, где необходимо проводить коррективный курс устной речи. Если обучение монологической речи возможно проводить на базе отдельных речевых образцов, то для диалогической речи, которая не представляет развитого, сюжетного целого, а складывается из множества микроэлементов, надобность в связном тексте почти совершенно отпадает.

Учащиеся могут справиться с задачами монологической устной речи на основе прочитанного материала только в том случае, если они на первых этапах получили соответствующую тренировку в оперировании речевыми единицами на основе восприятия материала на слух. Поэтому система развития монологической устной речи должна быть построена на понимании материала на слух (будь то отдельные речевые образцы или краткие связные тексты) на первых этапах, с последующим переходом на чтение (синтетическое чтение) в качестве базы для устной речи на продвинутом этапе.

Стимул для монологической устной речи внутренний: говорящий сам устанавливает объем и характер информации, которую он передает, и выбирает языковые средства для передачи этой информации. В случае диалогической речи стимулов много, причем часть их будет внутренними, а часть – внешними. Это обусловлено прерывистым характером диалога: каждое выступление одного из собеседников является стимулом для ответной реакции другого собеседника, и эта реакция в свою очередь может явиться стимулом для продолжения диалога со стороны первого выступившего. Для начала диалога требуется внутренний стимул, а для продолжения его необходимы как внешние стимулы (когда высказывание является реакцией на высказывание), так и внутренние (когда один из собеседников высказывает мысль, не связанную или отдаленно связанную с высказыванием собеседника).

Для развития умений связанной речи необходимо свести количество внешних речевых стимулов к минимуму. Учитель должен только один раз определить речевую ситуацию, выступления учащихся по этой ситуации должны быть вполне самостоятельной их деятельностью, независимой от каких-либо последующих дальнейших внешних стимулов. Таким образом, развитие монологической устной речи на иностранном языке включает и воспитательные задачи. Сообщения учащимся необходимого языкового материала недостаточно; необходимо приучить их к полной самостоятельности в определении смыслового содержания речи и в выборе языкового материала для выражения этого содержания.

Одним из наиболее распространенных приемов работы над становлением монологической речи является работа с подстановочными таблицами. Подстановочная таблица дает большую гарантию в том, что учащийся не допустит ни структурных, ни грамматических ошибок. Подстановочная таблица, при правильной ее разработке, обеспечивает также правильную сочетаемость слов, что при изучении иностранного языка имеет очень важное значением. Опыт составления подстановочных таблиц показывает, что обычно для усвоения одной речевой единицы необходимо несколько подстановочных таблиц.

Упражнения в подстановке особенно полезны при обучении английскому языку. Языки с более развитой морфологией требуют большого количества разнообразных трансформационных упражнений, как например перефразирование, спряжение глагола в предложении, образование отрицательного предложения и другие. Работа по речевым образцам не обязательно должна проводиться по написанной на доске или заранее изготовленной на картоне таблице. Очень полезны и хорошо развивают речь устные упражнения, в которых каждый учащийся, восприняв на слух сказанную другими фразу, произносит свой вариант, составленный по данному образцу, используя знакомые слова и словосочетания.

Архитекторова Анна Алексеевна19.08.2015 6360 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar