РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Целеполагание. Мотивация".

Педагогическая статья "Целеполагание. Мотивация".

Николаева Татьяна Валерьевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тверской технологический колледж»

По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет."
Кромвель

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного чёткого определения его конечной цели - чего преподаватель хочет добиться, какими средствами, и каким способом, чтобы цель была достигнута.

В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень облученности, развитости и воспитанности обучающего.

Цель учебного занятия – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Педагогические цели и задачи учебного занятия образуют многоуровневую систему, включающую:

  • стратегические цели образования: изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в образовательном стандарте;
  • общие и частные цели обучения: изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику;
  • дидактические цели занятия: связаны с ключевым смыслом занятия как основной формы организации учебного процесса - усвоения учебного материала;
  • конкретные задачи учебного занятия.

Цель возникает не случайно.

Приступая к формулировке целей, педагог:

  • изучает требования образовательного стандарта и программы;
  • обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности обучающихся;
  • определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть обучающемуся;
  • выбирает наиболее эффективные и технологичные из имеющихся ресурсов;
  • выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.

Задача педагога состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цели учебного занятия и спроектировать средства их достижения.

Целеполагание – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности обучающихся. Оно предполагает:

  • мотивацию;
  • выделение предмета деятельности;
  • постановку учебной задачи.

Для создания мотивации педагог вводит обучающихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, научить обучающихся не только отвечать на них, но и формулировать свои.

Некоторые приемы целеполагания:

Тема-вопрос - тема учебного занятия формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других.

Работа над понятием - обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы учебного занятия и просят объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Подводящий диалог - на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Проблемная ситуация - создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • самостоятельное решение
  • коллективная проверка результатов
  • выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • постановка цели учебного занятия.

Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.

Все три цели тесно взаимосвязаны, но их роль в организации и проведении занятия различна. Одна из них , как правило , выступает в роли основной, а другие , решая собственные задачи , в то же время помогают достижению главной , ведущей цели.

К образовательным целям занятия относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне : ознакомительном , репродуктивном ( добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала и т.п .) или итоговом ( сформировать знания и умения в соответствие с требованиями программы): научить самостоятельно добывать знания, владеть ими, формировать навыки точно выполнять действия, доведённые до автоматизма, формировать сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.

Развивающие цели направлены на общее развитие обучающихся, развитие не только их интересов, но и способностей, воспитание положи-тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе: развитие мышления, развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления, развитие навыков устной и письменной речи; развитие «умений учиться, развитие памяти, развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог, способности четко формулировать свои мысли.

Цель воспитания предполагает формирования у обучающихся определённых свойств личности и черт характера: воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности, уверенности в своих силах.
Учебное занятие обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности обучающего.

Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования учебного занятия, планируя учебное занятие, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Если хотите, чтобы ваши цели были эффективными, сформулируйте их так, чтобы они были:

  • Вдохновляющими, сконцентрированными на результат, а не действия
  • Ограниченными по времени
  • Дерзкими, но достижимыми
  • Конкретными
  • Измеряемыми

Литература

  1. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  2. Кульневич. С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практ. пособие.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
  3. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.
  4. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.
  5. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
  6. Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.
  7. Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.ru.
Николаева Татьяна Валерьевна22.08.2015 8480 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar