РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа с учеником - проблемы, поиск, результаты

Работа с учеником - проблемы, поиск, результаты

Автор: Мкртчян София Владимировна

В связи с социально-экономическими проблемами, усилением миграционных процессов в государстве, всё острее ощущается потребность в педагогах, способных организовать и направить послеурочную коллективную деятельность детей и подростков.

В число первоочередных задач выдвигается формирование педагогической системы, которая включала бы в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение в рамках общеобразовательного учреждения, обеспечивала более полное всестороннее развитие личности каждого ребёнка, формирование его самостоятельности, ответственности, гражданского становления.

Самостоятельность начинается с подражания. А подражательная деятельность, активная потребность имитировать, копировать есть не что иное, как возрастной признак и особенность младших школьников. Подражая, ребёнок накапливает необходимый жизненный опыт. Очень скоро всё увиденное и услышанное преобразуется благодаря подражанию в их поведение, в котором, как в зеркале, мы увидим себя.

Но подражание младшего школьника - неосознанная, как правило, деятельность, и увидеть её легче всего в игре.

Чтобы скоротать пасмурные осенние вечера, я предлагала детям ролевые игры, причём выбор роли предоставлялся на их усмотрение. Здесь-то я и подметила, насколько развита у ребят потребность подражать (и одновременно импровизировать), используя такие впечатления и наблюдения, которые мы, взрослые, зачастую пропускаем мимо глаз и ушей.

Если самостоятельность начинается с подражания, то и уроки самостоятельности должны начинаться с подражания. В группе продлённого дня автор таких уроков, разумеется, воспитатель. Уроки подражания - это прежде всего повседневное поведение воспитателя, его стиль общения с детьми, в котором необходимо сочетание доброты, мягкости и воли, уверенности в своих силах. Уроки подражания - это уроки культуры общения. Без неё нельзя, потому что детям в группе вместе жить и действовать, потому что группа - будущий коллектив.

В этом году у меня в группе первоклассники. Первый триместр позади. Самый тяжелый и сложный период первого года, дающий направление, куда, зачем и как двигаться и действовать, относительно благополучно прожит. Ребята адаптировались к условиям группы, они освоились, овладели новыми видами деятельности и отношениями. Не все, разумеется, одинаково, но в общем-то привыкли и к моим требованиям, и ко мне. И все уже достаточно устали. Устали от учения, от однообразия школьной обстановки, друг от друга и т.д. Было бы наивно полагать, что группа продлённого дня способна вполне заменить семью, а воспитатель - маму или бабушку, хотя стремиться к этому надо. Вследствие усталости и нетерпеливого ожидания осенних каникул у ребят несколько притупилось восприятие.

Да, трудно моим ребятам. Трудно, потому что в школе они проводят в два раза больше времени активной жизни, чем дома. И это времяпровождение сопряжено для них с колоссальными затратами энергии, запасы которой воссоздаются и расходуются каждым ребёнком индивидуально. Поэтому и организм каждого ребёнка приспосабливается к непривычным условиям по-своему. У одних заметна потребность в активной деятельности, играх, движениях. Другие же, что на первый взгляд странно, могут подолгу и неподвижно сидеть.

В такой ситуации необходимо чередование видов деятельности и переключения детей с одного вида на другой. Переключение - это прежде всего предоставление детям возможности отдохнуть, а то и взглянуть на своё занятие со стороны.

Взять ту же самоподготовку. О методике её проведения написано немало, но что-то не доводилось пока прочесть о том, как, учитывая физиологические особенности младших школьников, стимулировать их умственную деятельность. На сегодня самый распространенный способ - так называемая физкультминутка. Но, физкультминутка, минимально стимулируя умственную деятельность не даёт необходимого эффекта переключения. И это прекрасно видно по глазам детей, когда они приседают или разводят руками, мысли их по-прежнему в книжках и тетрадках. А вот, скажем, к месту прозвучавшая шутка или короткий, но интересный разговор - это уже своеобразный "допинг", бояться которого не стоит, потому что лучше пять минут потратить на установление в группе тишины, чем битый час - на объяснение и решение задачки, понять которую уже не под силу заторможенным от переутомления детям.

Возвращаясь к проблеме переключения, отмечу, что таковая возникает не только на самоподготовке. С каждым месяцем жизнь группы становится разнообразнее, но и распорядок дня мы должны выполнять. Как же совместить распорядок дня с разнообразием дня? Как уложить многоразовые чередования видов деятельности в режимные рамки? Признаться, эти вопросы мне долго не давали покоя, но всё же постепенно я убеждалась, что стремиться к выполнению распорядка дня по всем пунктам нет смысла. Есть лишь несколько режимных моментов, которые требуют учёта времени. В остальных же случаях необходимо считаться с рядом прочих факторов, начиная с погоды и кончая настроением ребят.

Мкртчян София Владимировна26.06.2016 2590 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar