РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Творческие мастерские как форма работы над проектами и поддержки одаренных детей.

Чеканова Людмила Леонидовна

Л.Л.Чеканова
Учитель информатики
МБОУ  «СОШ  № 6» г. Ангарска

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель

Каждый родитель, каждый учитель  хотел бы, чтобы его дети, ученики были  одарены, талантливы и гениальны. Зачастую нам кажется, что  предпосылки  лежат на поверхности, могут проявляться с первых шагов обучения, развиваются  ярко и не угасают. Практика показывает обратное, в некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. Если  мы хотим  выявить одаренных детей в общеобразовательной  школе, то  необходимо предложить им набор разнообразных видов деятельности, в которых они могли  бы найти себя и развить свои дарования.

Школьное расписание ограничено и поэтому, необходимо использовать внутренние ресурсы: педагоги, родители, приглашенные специалисты, помещения, оборудование…

Одна из форм работы над проектами  и  по выявлению и работе  с одаренными учащимися – «творческие мастерские». Все начинается с объявления  в школе: Внимание! Внимание! Внимание!  26 октября  в 16.00 приглашаем в творческие мастерские! Будем  творить, изобретать и фантазировать. За неделю  в классах находится маршрутный лист, в котором ученик может зарегистрироваться и   узнать, что нужно подготовить для работы.

Творческие мастерские дата_________________________

Маршрутный лист

Название мастерской

Руководитель

Материал/инвентарь

Место проведения

Время проведения

1

«Юные ораторы»

 

Тетрадь 12 листов, ручка

 

 

 

2

«Оч.умелые ручки»

 

Картон, клей ПВА, ножницы, линейка, карандаш

 

 

3

« Современные танцы»

 

Сменная обувь

 

 

4

«Знатоки природы»

 .

Тетрадь 12 листов, ручка.

 

 

5

«Веселый карандаш»

 

Альбом, краски, карандаши

 

 

6

«Секреты мыловарения»

 

Фартук, салфетки

100 руб

 

 

 

Название мастерской

Фамилия участника

«Юные ораторы»

 

 

«Оч.умелые ручки»

 

 

«Современные танцы»

 

«Знатоки природы»

 

«Веселый карандаш»

 

«Секреты мыловарения»

 

Руководителями мастерской могут быть учителя, родители, старшеклассники, приглашенные люди и т.д. Темы, которые выбирают руководители самые разнообразные, охватывающие два аспекта  поведения  одаренности: инструментальный  и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности.

Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
  3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Веер выбора, дает возможность не только определиться ребенку и взрослому, но и выстроить перспективы развития мастерской. А самое главное ребенок в сотрудничестве со своим родителем  или заинтересованным взрослым может получить поддержку, помощь и уверенность в своих силах.  В мастерских может работать от 2 до 15 человек. Время  проведения от 20 до 60 минут. При  желании мастерские могут продолжить работу в течение недели.  Желающие представить свои результаты  могут это сделать в различных формах проектов: газета, творческие работы на выставке, проспекты, буклеты, презентации и т.д. О том, как работали мастерские (фото, видео) можно увидеть на школьных телевизорах. Руководители после мастерских обмениваются впечатлениями, составляют рекомендации классным руководителям, родителям, предлагают новые темы для работы  или  подтверждают продолжение начатой. Данная форма организации различных видов деятельности очень мобильна: позволяет маневрировать в школьном пространстве школы, использовать имеющиеся  временные, человеческие и материально- технические ресурсы и главное не требует много затрат. Мастерские могут быть тематическими, направлены на один вид   деятельности или быть только родительскими.  Данная форма работы  над проектами показательна и стимулирует всех участников к созданию в определенное время  интересных работ.

Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Интересно. Понятно. Со знанием дела. Спасибо
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.