РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение метода проектов во внеклассной работе по иностранному языку

Гераскевич Наталья Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Ковальская Марина Александровна,
студентка 4 курса,
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов.
Обучение через деятельность ведет к овладению искусством коммуникации. Особую значимость в решении коммуникативных задач приобретает метод проектов. Интеграция знаний через творчество обучающихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию и интерес к языку.

Проект (от лат. брошенный вперед) – 1) план, замысел, 2) разработанный план, совокупность документов для создания какого-л. сооружения или изделия, 3) предварительный текст какого-л. документа [1, с. 1061].

Проектирование – процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния. Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план. [2]

Принятое понятие «проекта» предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. при этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации. В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие. Поэтому следует отличать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов.

Е.С. Полат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагоги¬ческой технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конст¬руировать свои знания, умений ориентироваться в информацион¬ном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, по¬исковых, проблемных методов, творческих по самой сути» [3, с. 13].

В отличие от фронтального или индивидуального обучения, в условиях которого обучающийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечая только «за себя», за свои успехи и неудачи, проектная технология создает условия для вза¬имодействия и сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятель¬ности [4, с. 125].

Метод (технология) проектов – это одна из технологий в обучении, в том числе в обучении иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. По существу проектная технология – это взаи¬модействие в ходе обучения и обучение в системе социального вза¬имодействия, при котором учащиеся принимают и выполняют раз¬личные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и др.) и приучаются, готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия [4, с. 125].

При этом результатом деятельности всегда является продукт, который разработали участники проекта для ее разрешения. Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных компетенций, т. е. умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности.

Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство меж¬культурного взаимодействия. [5]

Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором обучающиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В процессе организации работы в рамках метода проектов мы придерживались четкой последовательности этапов решения проекта, выделенной М.А. Ступницкой.

Первым этапом работы над проектом является проблематизация, которая заключается в оценке имеющиеся обстоятельств обучения и формулировке проблемы. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.

Второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

Третий важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.

Четвертый этап проектного цикла – реализация имеющего плана.

Пятый завершающий этап работы – самооценка и рефлексия. Полученный результат сравнивается с первоначальным замыслом, если необходимо, вносятся исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.

Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.

Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы, иными словами разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате – проектном продукте. Завершается проект обычно презентаций найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта. Презентация – это витрина проекта. [6, с.10]

Однако основная задача заключается в выявлении эффективности метода проектов в процессе обучения иностранному языку. С этой целью был проведен эксперимент на базе общеобразовательного лицея в 7 классе. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения. Эксперимент был кратковременным и предполагал сохранение связи и преемственности экспериментального урока с другими уроками по иностранному языку.

В констатирующем этапе эксперимента основной целью являлось определение уровня сформированности коммуникативных навыков и умений обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. С этой целью было проведено тестирование, проанализированы контрольные работы учеников за предыдущий модуль и текущие контрольные работы, по результатам которых появилась возможность определить уровень сформированности у обучающихся лексических навыков аудирования, чтения, письма, диалогической и монологической речи.

В тестировании приняли участие обучающиеся 7 класса в количестве 15 человек. При тестировании были получены следующие результаты: общий суммарный балл за выполнение заданий теста и всех рассматриваемых контрольных работ составляет в данном случае 3,8 балла (по пятибалльной шкале), что соответствует 76% качественной успеваемости группы. Было выявлено, что большинство учеников имеют затруднения с написанием письменных работ и использованием лексики. Навыки диалогической и монологической речи у них на достаточно хорошем уровне.

Также была проведена устная беседа с учениками класса для выявления уровня мотивации к изучению английского языка. По результатам беседы можно сказать, что ученики мало заинтересованы в изучении английского языка.

После анализа данных тестирования, контрольных работ и беседы было разработано внеучебное мероприятие по английскому языку по теме «How to improve our English». Целью подобного мероприятия на формирующем этапе эксперимента стало использование метода проектов для развития мотивации к изучению английского языка и развития навыков монологической и диалогической устной речи.

Длительность мероприятия составила 40 мин. Для реализации поставленной цели ученики были разделены на три группы по пять человек.

На этапе формулирования цели и задач проекта обучающимся было предложено видео, где автор рассказывал о достоинствах изучения английского языка.

После просмотра ученики выразили свое мнение, согласие и несогласие с автором видео. В конце обсуждения ученики пришли к выводу, что изучение английского языка является важным и необходимым для них. Но, как заметили обучающиеся, на данный момент их уровень владения языком недостаточный для свободного общения на изучаемом языке.

Эти рассуждения и привели учеников к главному вопросу: Как улучшить наши знания английского языка?

На следующем этапе ученики в группах должны были обсудить поставленный вопрос, оформить проект в виде коллажа и защитить свой проект перед классом. Каждая группа получила вопрос и информацию для обработки и обсуждения.

Вопросы для обсуждения в группах были следующие: Как развить навыки чтения? Как развить навыки говорения?  Как правильно использовать жесты и язык тела?

Обучающиеся были ознакомлены в начале работы над проектом с требованиями к защите: от каждого ученика группы требовалось монологическое высказывание; доводы и факты, представленные группой, должны быть убедительными; группа должна ответить на вопросы оппонентов.
По виду деятельности проект, представленный в виде коллажа, можно обозначить как информационный. По характеру координации – с открытой координацией, т.к. предполагал консультационно-координирующую функцию руководителя проекта. По продолжительности проект являлся краткосрочным, т.к. проводился в течение одного занятия.

В процессе реализации проекта были соблюдены этапы работы:

  1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике – просмотр видео, обсуждение видео, выявление проблем в изучении английского языка;
  2. выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез – обсуждение учениками класса вопроса, как улучшить знания, умения и навыки английского языка;
  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; оформление результатов в виде коллажа;
  4. защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

После проведения мероприятия на констатирующем этапе эксперимента проводилось анкетирование учеников. По результатам анкетирования было выявлено, что у обучающихся повысился интерес к изучению английского языка, они нашли полезным для себя проектный вид деятельности. Оценки за контрольную работу после проведения мероприятия были значительно лучше оценок за предыдущую контрольную работу.

Обучение учеников иностранному языку с использованием проектной деятельности привело к развитию интереса и мотивации к изучению английского языка, и как следствие – к развитию навыков и умений английского языка.

Проекты – личностно ориентированный вид работы, так как обучающиеся при подготовке проекта изучают интересные для них темы. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, искать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми. И, наконец, обучающиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.

Список использованных источников

  1. Большой энциклопедический словарь / под ред И. Лапиной, Е. Маталиной, Р. Секачева и др. М.: АСТ: Астрель, 2008. 1248 с.
  2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: основные понятия и термины – авторы-составители М. Ю. ОЛЕШКОВ, В. М. УВАРОВ - Москва: , 2006. – 143 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
  4. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: Дрофа, 2003. 96 с.
  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с. (Метод, биб-ка).
  6. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/М.А.Ступницкая. учебно-методическое пососбие. - М.:Первое сентября, 2010. - 44 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены