РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование универсальных учебных действий в ходе работы над учебным проектом по математике

В связи с введением нового государственного образовательного стандарта второго поколения в обучении математике главная роль отводится формированию ключевых компетентностей обучающихся: предметных, метапредметных, личностных. Важной составляющей математической компетентности является сформированность универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений.

Принято выделять следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия определяются как «действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания».

Регулятивные универсальные учебные действия – действия, направленные на организацию учебной деятельности обучающихся.

К познавательным универсальным учебным действиям относятся общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия – действия, позволяющие обучающимся гибко адаптироваться в системе межличностных отношений «ученик – ученик», «ученик– учитель» , строить эффективное партнёрское сотрудничество для достижения целей.

Успешность формирования УУД зависит от многих факторов, один из них: благоприятная развивающая среда, созданная учителем.

Методы формирования этой среды могут быть различны. Одним из методов работы может стать метод проектов, в основе которого лежит организация творческой, исследовательской деятельности учащихся.

В своей работе я использую метод проектов несколько лет.

Первый проект, реализованный во внеурочное время с учащимися 7 класса, назывался «Проверяем свои знания!» и был рассчитан на 9 недель.

В 7 классе в нашем лицее заканчивается изучение курса «Решение нестандартных задач». Ребята успешно применяют полученные знания в олимпиадах и математических играх различного уровня. Но использовать эти знания в дистанционных олимпиадах им ещё не приходилось. Для участия была выбрана Всероссийская телекоммуникационная олимпиада по математике, которую проводила Академия информатизации образования, Воронежский государственный педагогический университет.

Это была соревновательная командная вопросно-ответная игра, направленная на внедрение в учебный процесс проектного метода, с использованием e-mail и www для связи между группами учащихся из различных городов. Участвуя в данном проекте, ребята смогли применить полученные знания в новых условиях, получили навыки коллективной работы, проявили фантазию, творческую активность. По результатам олимпиады наша команда заняла третье место.

Опыт, полученный в результате реализации этого проекта, был применён в дальнейшей работе. Появились проекты: «Оригами и многогранники», «Пифагор и его замечательная теорема», «Способы решения квадратных уравнений», «Что мы знаем о числах?», «Декартова система координат».

При проведении проекта к нему создаётся сопровождение. Это может быть сайт или презентация, на которых размещены цели, задачи проекта, сроки продвижения по проекту, направления исследовательской деятельности учащихся, творческие задания, список литературы и источников, которые необходимы учащимся для работы. При работе над первым проектом я выбрала для себя наиболее приемлемую форму оформления – форму презентации.

Групповые и индивидуальные проекты ежегодно пополняют методическую копилку уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, применяются в работе с учащимися нового набора.

Метод проектов можно использовать для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного или двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. Примером может служить проект «Декартова система координат», который был рассчитан на 2 учебных часа и два часа самостоятельной работы. В результате появились замечательные презентации «Зоологический сад в прямоугольной системе координат», «Ботаника на координатной плоскости».

Для решения крупных задач, направленных на углубление и расширение знаний по математике, используются так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы. Примеры таких проектов: «Проверяем свои знания!», «Пифагор и его замечательная теорема», «Способы решения квадратных уравнений», «Что мы знаем о числах?». Защита этих проектов проходила на занятиях спецкурса и на школьной научно – практической конференции.

Как происходит поэтапное формирование УУД в процессе использования метода проектов?

На организационно - подготовительном этапе (планирование) формируются личностные (самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация и др.) и регулятивные (постановка учебной задачи, планирование и прогнозирование, познавательная инициатива) УУД. Совместно с учениками осуществляем выбор темы, определяем цели исследований, намечаем предварительный план, сроки продвижения по проекту, делимся на группы.

На поисково-исследовательском этапе осуществляется сбор информации. Учащиеся осмысливают и обрабатывают собранный материал. Дальше – продукт. Таким образом, формируются познавательные (анализ, синтез, обобщение, структурирование знаний, моделирование способов решения проблемы, выбор средств решения задач, использование символических средств) УУД, а также регулятивные (волевая саморегуляция, планирование, прогнозирование, познавательная инициатива, контроль и оценка) и коммуникативные (формулирование и аргументация собственного мнения, координирование в сотрудничестве разных позиций, учёт разных мнений) УУД, так как обучающиеся сами организуют, планируют, контролируют и корректируют свою деятельность.

На информационно – презентативном этапе формируются личностные (внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха), регулятивные (осуществление самоконтроля по результату и способу действий, коррекция действий) УУД. Обучающиеся представляют свои результаты - продукт проекта, выполняют его оценку и самооценку своей работы (рефлексию). Защищая проект, ученики реализуют свои творческие способности, анализируют успешность её выполнения.

Необходимо также отметить, что вся работа строится на известных дидактических принципах: принцип деятельности (дети самостоятельно добывают знания), принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями обучения), принцип целостности (формирование целостного восприятия мира), принцип минимакса (предлагается материал на максимальном уровне, обеспечивается усвоение на уровне государственного стандарта), принцип психологической комфортности (снятие факторов стресса, создание позитивной атмосферы), принцип вариативности (формирование способности сделать адекватный, осознанный выбор), принцип творчества (создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности).

Чтобы оценить результаты работы по формированию УУД, провожу опрос участников до начала работы и после реализации проекта.

Например, при работе над проектом «Декартова система координат были получены следующие результаты:

1. Коммуникативные УУД.

До работы над проектом на вопрос «Нравится ли вам работать в команде?» положительно ответили 33% учащихся, затруднились ответить 50%, отрицательный ответ дали 17%. После работы положительно ответили все 100% учащихся.

На вопрос «Умеете ли вы договариваться с одноклассниками?» до работы над проектом положительный ответ дали 17%, «Не всегда»,- ответили 50%, «Нет»,- ответили 33%, а после окончания работы результаты изменились. «Да»,- ответили 75%, «Не всегда», - 25%.

На вопрос «Умеете ли вы находить компромиссы?» до работы над проектом 17% учащихся ответили положительно и 83% затруднились с ответом, а после работы «Да»,- ответили 50%, «Нет», - 8%, затруднились с ответом 42%.

2. Регулятивные УУД.

На вопрос «Как вы умеете организовать свою работу?» до работы над проектом 33% учащихся ответили: «Хорошо», 50% - «Средне», 17% - «Не умею». После работы «Хорошо» - 75%, «Средне» - 25%.

До работы над проектом на вопрос «Умеете ли вы ставить цель?» 42% ответили: «Да», 25% - «Нет» и 33% затруднились с ответом. После окончания работы «Да»,- ответили 67%, затруднились с ответом 25% и «Нет», -ответил 1 ученик (8%).

На вопрос «Умеете ли вы выбирать средства достижения цели?» «Да»,-ответили 17%, «Нет»,-25%, затруднились ответить 58%. После работы над проектом «Да»,-ответили 67%, 25% затруднились с ответом и 8% ответили,-«Нет».

Результаты самостоятельной работы по теме «Координатная плоскость» были следующие:

  • «5» - 58%
  • «4» - 42%.

Проведённый мониторинг показал, что проектная деятельность является достаточно эффективной формой работы по формированию УУД.

Список литературы:

  1. Кезина Л.П., Кузнецов А.А. и др. ФГОС общего образования. Окончательный вариант от 15 февраля 2011. Москва- 2010 г.
  2. Асмолова А.Г. Учебные действия в основной школе: от действия к мысли». М.: «Просвещение» - 2011г.
  3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Москва: «Просвещение» - 2008.
  4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Изд-во «Профи». – ЦПО. – 2003. – 5с.
  5. Кузнецов А.А., Пинский А.А., Рыжаков М.В., Филатова Л.О. Профильное обучение: ответы на основные вопросы. – М.: Изд-во «Русский журнал». – 2004.
  6. Куклина Т.В. Дидактические условия организации общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2004.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены