РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
(Старинная китайская поговорка)

В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество, познавательная активность. Учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает - самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями. Выбрать такой метод обучения, который бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся начиналась как можно раньше, с начальной ступени обучения и носила творческий, поисковый характер.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик может обрести интерес к учебе, если ему дать возможность самому что-нибудь «открыть». В начальных классах особенно важно привить интерес ребенка к учебной деятельности. Каждый урок должен быть праздником, маленьким представлением, доставляющим радость ученикам и учителю. Для развития творческой и активной личности большие возможности дает проектно-исследовательская деятельность.

Учебный проект как метод обучения это – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта .

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Родители, желающие развить в своем ребенке интерес к новым открытиям и стремящиеся воспитать его, как личность, которой интересно познание окружающего мира, не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

В каждом новом классе у меня всегда находятся и заинтересованные родители, и одаренные обучающиеся. Таким детям для полной нагрузки не хватает тех знаний и заданий, которые дают в школе. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности.

Я, как учитель в методе проектов ценю сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся же в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. В своей практике я чаще использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации. Целью учащихся в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого учащиеся проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов
я стараюсь проводить на уроках обобщения или изучения нового материала.

Темы проектов могут быть разнообразные.

Уже с 1 класса мои ученики совместно с родителями готовили проекты: «Книжка-раскладушка», «Любимое число», «Что дает лес», проект-экскурсия «Куда течет река», «Летательные аппараты», «Время», «Курить -здоровью вредить», защита которых проходила в рамках урока.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции.

В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Самостоятельное открытие учеником даже малой частицы знания доставляет ему огромную радость, удовольствие, позволяет ощутить свои силы и возможности. Эти положительные эмоции школьник хранит в своей памяти и желает ощутить их снова. Так возникает интерес к познанию нового, мотивация к знаниям.

Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление, коммуникабельность. Применение компьютерных технологий позволяет детям создавать интересные и содержательные презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, выводы и результаты работы.

Умение кратко и убедительно рассказать, о себе и своей работе востребовано в современном обществе. Мои ребята успешно выступали на школьных («Я познаю мир наук»), муниципальных («Грани творчества») и областных («Юный исследователь») (2011/2017 уч. г.) конференциях и конкурсах.

Были представлены исследовательские проекты на темы: «Чтобы вечно помнить детство», «Село Новоникольское – капелька России», «Чего больше: музыки в математике или математики в музыке», «Коты – разумные существа», «Коса – девичья краса», «Условия появления и развития плесени», «Отчего прививка защитит меня».

В сфере обучения и воспитания использование проектной деятельности решает сразу несколько задач:

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
  • Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
  • У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
  • Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
  • Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно верить, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться.

Девизом проектной деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво,
да сами».

И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь сделать им свои маленькие, а может и большие открытия.

Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены