РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС на уроках естественно-научного цикла

Сотникова Элеонора Сергеевна

Автор: Сотникова Элеонора Сергеевна

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности.

В связи с этим это требование стало являться приоритетным и в ФГОС основного общего образования. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, способных реализовать сегодняшние запросы общества является метод проектов.

И так, чем этот метод лучше?

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектам.

Следовательно, перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Наличие единственно используемой, традиционной классно-урочной системы для ребёнка и его родителей на сегодняшний день не даёт выбора инструментария для образования. Происходит нарушение принципа демократичности.

Сегодня учебное проектирование может гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.

В ходе овладения методом проектов ребята приобретают:

1) Овладения новыми видами умений, навыков, способов деятельности. Решить задачи проектов возможно различными путями, а это и создаёт условия для формирования индивидуальной образовательной траектории отдельно взятого ученика.

Таким образом, выполнение проектов во многом основано на формировании учащимся индивидуальной образовательной траектории в процессе их выполнения. Она является результатом взаимодействия учеников с образовательной средой и основана на реализации индивидуальных интересов, мотивов, выбранных самим школьниками действий поступков. Как следствие этого работа над проектами связана с личностным ростом школьника, развитием его познавательных потребностей, углубленным изучением учебного материала, а также личностным и профессиональным самоопределением.

2) Целенаправленное использование определенной совокупности учебно-познавательных средств, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся.

3) Умение ставить проблему и поиски путей ее решения, которые инициирует активную мыслительную деятельность. И.Д. Чечель считает, что современный учебный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств школьников. Поиски решения проблемы нередко приводят к оригинальным, нестандартным путям и способам деятельности, которые, в свою очередь, стимулируют новые познавательные потребности и интересы.

4) Организации учебной деятельности учащихся строится в соответствии с определенными этапами проектной деятельности. Такая организация технологична. При этом конструирование учебный процесс строится не столько на логике учебного предмета, сколько на логике проектной и исследовательской деятельности учащихся.

5) Умение ориентироваться на решение практически важной проблемы. Выполненные школьниками проектов должно иметь личностную или общественную значимость, приводить к реальным, осязаемым результатам, которые можно применить в практической деятельности. Важно, чтобы полученные результаты, новые знания и освоенные способы деятельности имели реальное практическое применение, иллюстрирующее, где и как они могут пригодиться в жизни.

6) Осознание необходимости использования синтеза знаний, способов деятельности для реализации проекта, часто с привлечение содержания из других учебных предметов (интегрированность знаний)

Вывод: Есть прекрасные слова К.Д. Ушинского: "Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения"

Проектная деятельность обучающихся подтверждает эти слова. Поэтому новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, отводят одно из ведущих мест в ООП образовательного учреждения проектному обучению, так как оно создает условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Как оценить учебный проект?

  • Во-первых, об учителе: метод проектов, безусловно, только тогда успешен, если он идет от ученика. В моём случае это было так. В летний период ребята работали в УПБ, каждый день доили коров. Заинтересовал вопрос: а качество молока на ферме какое? А уступает ли оно качеству молока на личных подворьях? Какое вкуснее? Вопрос не праздный! Но без меня разрешить этот вопрос они не смогли. Я поняла, что если возникает вопрос, то моё учительское внимание необходимо, так как необходима поддержка, а в дальнейшем, как показала работа, и поощрение учеников. И так: без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.
  • Во-вторых, об учениках: работать над проектом могут только те дети, которые способны к планированию. А таких фактически нет! Одна из моих главных задач была – научить планировать. То есть взрастить таких учеников. Им было трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи; искать пути их решения, осуществлять и аргументировать выбор; действовать самостоятельно (без моей подсказки); сравнивать полученное с ГОСТом; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

Но в результате нашей совместной деятельности, первое, что я увидела, это разную мобильность и активность своих учеников. Первой была Кристина Уварова, которая предложила описать качество молока по внешнему виду, цвету, то есть по органолептическим показателям качества молока. Оттолкнувшись от её идеи мы стали планировать, уточнив цели. Ребята включились в «добывание знаний». Определились с источниками информации: два ребёнка решили обратиться к кандидату с/х наук К.И. Юрченко (гл. зоотехнику СХПК «Россия»), а трое к интернет-ресурсам. У каждого по-своему прошёл процесс мотивации, рефлексия и собственная оценка себя. Ребята увидели, что они по-разному могут делать выбор и включаться в работу, осмысливать свой выбор и результаты собственной деятельности.

Самое важное, что не только дети оценили себя на этих этапах, но и я, как учитель. Я всех похвалила (но сейчас думаю, что возможно этого делать не стоит), отметив, кто какой вклад внес в совместную работу.

Важный вопрос: кто будет представлять коллективный проект. Кто будет выступать на школьной научно-практической конференции? Кто будет отвечать на вопросы слушателей? Как оценить труд ребёнка?

В условиях введения ФГОС нового поколения в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что – только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Я бы ввела текущую оценку за проект по основным этапам. Критериями оценивания должна считаться деятельность учащегося на данном этапе.

Какие типы проектов я использую:

Исследовательские проекты.

Они совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

Примеры:

  1. «Особенности экологии домового воробья (Passer domesticus Linnaeus, 1758) на территории ст. Григорополисской»
  2. «Видовое разнообразие покрытосеменных растений Прикубанского леса»
  3. «Санитарное состояние Прикубанского леса »
  4. «Качественное определение соли в молочных продуктах»
  5. «Моя карманная химическая лаборатория в помощь при изучении минералов ст. Григорополисской»
  6. «Электрическая активность головного мозга в зависимости от типов высшей нервной деятельности»
  7. «Современное распределение и численность прыткой ящерицы (Lacerta agilis) и болотной черепахи (Emys orbicularis) на Западе Ставрополья (в районе станицы Григорополисской)»
  8. «Влияние БАЖК на рост и развитие телят»
  9. «Исследование соединений хрома. Получение хромово-калиевых квасцов»

От исследовательской деятельности учащиеся получаю творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, стилю поведения, принятому в научном обществе. Он знает “взрослую жизнь” не только по школе, он иногда вхож в научные круги, он становится “кумиром” ребят, которые рады видеть в нем свой идеал. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте, – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.

Одной из самых продуктивных находок считаю идею привлечения к работе с детьми представителей большой науки ( кандидат с/х наук Данилова Л.Г., СГАУ), специалистов-агрохимиков базового хозяйства СХПК «Россия» (Жидков Н.И.), лаборанта агрохимической лаборатории базового хозяйства СХПК «Россия» (Филиппенко О.И), чтобы ребята не просто узнали что-то, чего нет в учебнике, а, в сущности, занялись строительством себя как личности в сотрудничестве с теми, кто не просто знал и умел больше, но и сам был личностью неординарной и интересной.

Творческие проекты.

Они не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, рекламный буклет, видиофильмы.

Примеры:

  • Рекламный буклет «Правильное питание в школе и дома»
  • Рекламный буклет «Познай мир вокруг себя»
  • Видео «Пару слов о сахаре»

Игровые проекты.

Они также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Примеры:

  • «Пластический и энергетический обмен – две стороны единого процесса метаболизма».
  • Подготовка игровых проектов: психологов, физиков, биохимиков, группы «За здоровый образ жизни»

Информационные проекты.

Они направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Большенство из них можно отнести к мини-проектам.

Примеры: доклады, сообщения – презентации: «Пять эпох жизни на Земле», «Птицы – краснокнижники», «Самые маленькие собаки».

Практико-ориентированные.

Эти проекты отличает самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.

Примеры: проект «Мы против фастфуда», проект «Разные подходы к понятию термина «жизнь»

Главное достоинство проектной и исследовательской технологии – высокая эффективность процесса формирования у учащихся – будущих специалистов, в самых разнообразных областях: социальной, научно-технической и хозяйственной деятельности- интеллекта и важнейших способностей к самообразованию и саморазвитию.

Сотникова Элеонора Сергеевна11.04.2016 9440 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 0
avatar