РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Образовательный проект «Я – исследователь» как механизм становления ключевых профессиональных компетенций педагогов

Образовательный проект «Я – исследователь» как механизм становления ключевых профессиональных компетенций педагогов

Автор: Михеева Светлана Васильевна

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (от 26 августа 2001г. №630) отмечается, что изменения в образовании предполагают ориентацию не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Большинство первоклассников приходят в класс как в новый мир, в котором им откроется множество интересных вещей. К сожалению, далеко не все учителя справляются с решением этой задачи. Любознательность, отличающая первоклассников, исчезает к третьему классу начальной школы.
Причинами возникновения этих проблем является недостаточный уровень подготовки учителей к педагогической деятельности в условиях инновационных процессов в школе .

Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги по-новому организовать весь образовательный процесс в школе. В свою очередь это связано с организацией усвоения школьниками знаний и умений в форме проектной деятельности.

Таким образом, выявлены основные противоречия, сложившиеся в области теоретического обеспечения учебно-воспитательного процесса в начальной школе по включению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность:

  • между социальными задачами образовательной парадигмы и существующими педагогическими условиями обучения в начальной школе;
  • между потенциальными возможностями и потребностями младших школьников по овладению новыми знаниями, умениями и навыками, формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности в исследовательской деятельности и реальным опытом организации такой деятельности;
  • между объективными потребностями практики, требующей привести в движение и реализовать образовательный и развивающий потенциал учебных предметов в начальной школе, и недостаточным уровнем подготовки педагогов.

Другими словами, проблема педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников оказывается весьма актуальной, но не всегда успешно решаемой.

В рамках указанной проблемы было проведено исследование, целью которого стало формирование профессиональной компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Задачи:

  1. Выявить и проанализировать потребности педагогов Северной территории Свердловской области в овладении навыками организации детского исследования.
  2. Ознакомиться с опытом педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников, определить проблемное поле.
  3. Апробировать экспериенциальный метод организации семинара-практикума для педагогов по овладению навыками сопровождения детского исследования.

Проектная деятельность школьников – форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения. Основным содержанием проектной деятельности является: диалогический характер общения учителя и ученика, структурные и функциональные связи основных элементов проектной деятельности, внешние и внутренние условия ее протекания.

Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена следующим образом:

1. Реализует деятельностный подход в обучении
2. Построен на принципах проблемного обучения
3. Способствует развитию конструктивного критического мышления школьников
4. Обеспечивает формирования основных компетенций учащихся, т.е. умений:

  • проблематизации;
  • целеполагания;
  • планирования деятельности;
  • самоанализа и рефлексии;
  • сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;
  • самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей);
  • презентации хода самостоятельной деятельности и её результатов;
  • коммуникативности и толерантности.

5.Способствует развитию внутренней мотивации к учению
6. Основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения

Очевидно, что сопровождение педагогом детского исследования предполагает иную позицию педагога (не руководителя, а координатора, исследователя), использование иных методов взаимодействия с детьми (диалог, сотворчество, открытие). Педагогам необходимо научиться оперировать понятиями, категориями научного исследования; применять способы, приемы, методы практической конст¬руктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пере¬смотру и совершенствованию педагогики общения. Результатом такой формы общения становится «не сумма знаний, навыков и умений…, а способность к самоформированию. Человек выступает как субъект собственной деятельности, собственного формирования и развития» .

Опрос 150 педагогов образовательных учреждений Северной территории Свердловской области на основе анкет, разработанных А.В. Леонтовичем , показал следующее:

  • интерес к организации проектно-исследовательской деятельности со школьниками проявлен у
  • 36% педагогов начального звена,
  • 18% педагогов среднего звена,
  • 44% педагогов старшего звена.
  • среди причин, препятствующих внедрению метода проектов в образовательный процесс в школе, педагоги называют:
  • некомпетентность педагогов – 68%
  • цейтнот – 41%
  • проблемы содержания («дети никак не догадываются, а подсказывать нельзя») – 32%
  • трудоемкость – 23%
  • нерезультативность («дети не умеют читать, писать…») – 8%
  • отмечают развивающий характер проектного метода 44% опрошенных.
  • организуют проектно-исследовательскую деятельность в образовательном процессе
  • систематически – 12%
  • периодически – 24%
  • в рамках конкурсов – 30%
  • не организуют исследования – 34%.
  • видят возможности проектно-исследовательской деятельности для профессионального совершенствования 25% педагогов.

Необходимость инновационных изменений в образовании и полученные в ходе исследования данные стали основанием для разработки образовательного проекта «Я – исследователь».

Цель проекта – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности педагогов путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи проекта:

  1. Формирование у педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности.
  2. Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с обучающимися.
  3. Содействие развитию творческой исследовательской активности педагогов.
  4. Стимулирование интереса к методологии фундаментальных и прикладных наук.
  5. Содействие становлению ключевых профессиональных компетентностей ПиРР.
  6. Популяризация лучших методических разработок по организации учебно-исследовательской работы с обучающимися.

Грани деятельности в рамках проекта:

  • Создание проблемно-практической группы педагогов Северной территории Свердловской области.
  • Проведение системного семинара «Проектно-исследовательская деятельность в современной школе»:
  • Круглый стол «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников» (февраль 2007 г.);
  • «Развитие исследовательской деятельности детей» (май - июнь 2007 г.);
  • «Экспертиза детского исследования» (сентябрь 2007 г.);
  • «Методика сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников» (октябрь – ноябрь);
  • «Оценка сформированности исследовательской компетенции учащихся» (декабрь).
  • Организация и проведение Регионального этапа конкурса «Я – исследователь» (2006г.).
  • Подготовка методических пособий:
  • Проектная и исследовательская деятельность в современной школе.
  • Конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

При разработке программы мы исходили из того, что овладеть искусством руководства можно только примерив на себе весь управленческий цикл. Принимать решения в состоянии только тот, кто неоднократно пропустил через себя весь алгоритм принятия решения, не допустив при этом отступлений от этого алгоритма, кто не раз брал на себя реальную ответственность за дело и кому это бремя решения привычно. Чужой опыт инновационной (управленческой, любой другой) деятельности ничего не даст, если не попробовать внедрить что-то новое самому. Причем, внедрить именно с нулевого цикла, с зарождения своей, пусть, скажем, неказистой и маленькой, но – своей идеи).

Ведущими средствами является использование:

1. Продуктивных педагогических технологий:

  • исследовательская (или частично-поисковая) работа;
  • проблемное обучение, в том числе практические задания;
  • организация дискуссионных форм работы;
  • технологии развития критического мышления.

2. Рефлексии и анализа опыта – своего и коллег – в процессе обучения.

3. Других активных методов и средств обучения:

  • изучение конкретных случаев;
  • приглашение на занятия специалистов, работающих в данной сфере;
  • квазипрофессиональная и профессиональная деятельность;
  • практическая работа в местном сообществе;
  • лекция или монологическое представление информации;
  • эвристическое взаимодействие;
  • алгоритмизированное взаимодействие;
  • взаимодействие по принятию совместного решения;
  • исследования семей и местных сообществ;
  • культурно-исторический метод;
  • обучение смежным профессиям;
  • работа с наставником; видеотренинг;
  • чтение литературы;
  • просмотр фильмов и их обсуждение

Основным условием формирования профессиональной компетентности в руководстве детским исследованием является выбор руководителем системного семинара экспериенциального (experience – англ., в переводе опыт) метода преподавания. Экспериенциальное преподавание – это обучение в процессе практики, точнее рефлексии либо над своими действиями и поступками, либо над действиями и поступками окружающих людей ). Организация занятий с группой в режиме диалога и обсуждения – неотъемлемая составляющая экспериенциального обучения.

Модель преподавания представлена на схеме

личный опыт ------ рефлексия ------ трансформация представлений

В данной модели обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации или же результатов обработки информации, работы над заданиями, сколько в процессе обсуждения, интеракции, когда на эмоциональной волне участники высказывают различные суждения. По мнению М.В. Каминской педагогический диалог «есть особый жанр диалогической речи, в результате которого историческое наследование знания случается как событие» . Важно, чтобы каждый участник отражал наблюдения, вел записи.

С этой целью на каждое занятие проблемно-практической группы или семинар нами разрабатываются рабочие тетради на печатной основе.

Разработка материалов тетради происходит по следующей схеме:

  1. Прогнозирование руководителем семинара предполагаемых точек зрения, гипотез участников семинара на вопросы, явившиеся предметом знания в науке.
  2. Раскодирование смысла гипотез участников семинара с позиций имеющихся установок их наличного опыта, знаний, языков описания (операциональные значения, наглядные образы, натуралистические формы мышления).
  3. Структурирование реальной событийной ситуации для участника в форме вопросов. Фиксация их в виде заданий в тетради.
  4. Поскольку исследуемый предмет или явление всегда недоопределено руководителем семинара, он авторски воспроизводится в результате коммуникативных актов с авторами текста предмета, участниками семинара как несовпадение реального и идеального предметов.
  5. Результат – новое знание осмыслено, понятно, субъектно изъяснено как смысловое отношение, в рамках которого сделано открытие. Смысловое отношение – это та «конфигурация связей и отношений между равными элементами ситуации деятельности и коммуникации, которая создается или восстанавливается человеком, понимающим текст» .

В процессе взаимодействия участников семинара происходит становление исследовательской позиции педагогов. А. С. Обухов рассматривает ее как значимое личностное основание, исходя их которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но обладает потребностью искать и находить ранее им неизведанное .

С нашей точки зрения, в решении проблемы подготовки педагогов к организации проектно-исследовательской деятельности в школе необходимо подходить через инициирование сотворческих отношений, понимаемых нами как отношения взаимной поддержки, усиления и развития.

В качестве перспективы дальнейшего исследования считаем важным рассмотреть способы фиксации результатов воплощения замысла участниками программы в реальной педагогической практике.

Список литературы

  1. Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.
  2. Кондаков А. М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 2005.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 2002. - №6. - С. 16.
  4. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 44 с.
  5. Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 18 – 23.
  6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению – М., Ось-89. 2006.
  7. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 99 – 11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2006, – 240 с., с.11.
  8. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  9. Философско-психологические проблемы развития образования, 1981, с. 36
  10. Чечель И.Д.Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, 1998.
  11. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995. – с. 562.
Михеева Светлана Васильевна03.07.2015 15490 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar