РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Принципы преподавания математики, вместо эссе.

Основные принципы преподавания математики.

Раскрывая основные принципы своей работы, хочется порассуждать о том, ради чего, собственно, всё это делается. Какие преследуются цели, и в чём я вижу плоды собственной деятельности. Интересно, в чём можно высчитать результаты своего труда? Не вычислить ли их в конкретных единицах? Например, в килобайтах подсчитать объём информации, «застрявшей» в головах у детей? Или, вообще, в рублях? Какой доход даёт выпускникам именно эта информация ежемесячно? Или выяснить, сколько человек пошло по моим стопам? Или дойти до такой ограниченности, что просто пересчитать круглых отличников? Ограничимся ли? Но неужели цель нашей работы выпустить столько-то «круглых» отличников, Столько-то «квадратных», а остальное – зачислить в педагогический брак? Каким виртуозом должен быть учитель, чтобы не оказаться преступником!

Да, для многих ребят существует противоречие между их возможностями и требованиями программы. Как им помочь? Как оказаться полезными и для них? Видимо, осознавая целый комплекс противоречивых задач, и заговорили о личностно-ориентированном подходе. Перед нами не двоечник-троечник, а человек с нераскрытыми возможностями! Не будем попадать в «предательские капканы оценок и мнений». «Как не велики чьи-то творческие достижения, как не превосходны качества ума, таланта или физической красоты, есть нечто иное в человеке, ни с чем не соизмеримое» - сказал В. Леви. Вот с этих позиций и взглянем на каждого! При этом изменится и взгляд на предмет математики. Оказывается, это не набор азбучных истин. Это, во-первых, часть человеческой культуры, к которой мы должны приобщить, по мере возможности. И научить ценить не только материальные, но и духовные достижения человечества.
И, конечно, за всю историю человечества пока не найдено лучшего способа развития интеллектуальных и творческих способностей, чем при помощи математики. Вспомним школу Пифагора, где преподавались: гармония для «тренировки» души, арифметика для ориентации в «близко расположенной действительности». Астрономия – для того, чтобы иметь представления об окружающем мире и геометрия – для тренировки мозга, для развития логического мышления, получения базовых знаний обо всём том, что окружает человека. Мне кажется, что все перечисленные цели образования сохраняются и в наши дни. Только вот, хочу подчеркнуть, главный результат нам надо искать в том, насколько нам удалось развить ребёнка духовно средствами математики. Звучит несколько непривычно. Но все логические понятия и отношения, эвристические приёмы, вся удивительная строгость и стройность математики провалится в пустоту, если не найдёт отклик в душе ребёнка. И если преподавание математики этим главным целям не отвечает, никакое обучение не поведёт за собой развитие.
Если мы посмотрим на нашу проблему философски, то обнаружим, что в математике, а нашей жизни, в нашем обществе происходит «алгоритмизация», которую можно ощущать на разных уровнях.
На самом низшем – научиться действовать по указке (хоть и по указке, но всё-таки действовать!) Для многих и это достижение.
На более высоком – привычка к обобщению и систематизации сработает везде, где необходимо посмотреть на проблему более масштабно, философски. Алгоритмический стиль мышления, умение рассуждать строго, не совершая логических скачков и неполноты классификации, необходим будущим врачам и юристам, историкам и биологам, агрономам и лингвистам, короче всем тем, кому необходимо умение работать с большим объёмом информации.

Методика преподавания математики в настоящее время располагает большими резервами. И хотелось бы не просто вооружить учеников знаниями, умениями, навыками, а найти новые, более эффективные способы обучения школьников, развить их творческие способности. И поэтому хочется призвать в соавторы и процитировать известного ленинградского учителя А.А. Окунева: «Для меня, поиск и выбор способа ведения урока, связан с работой, по формированию умений наблюдать, анализировать, обобщать, строить гипотезы, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения, оперировать не только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при изучении темы целиком». Я с ним солидарна.
Только выдвинуть красивый девиз – это ещё не значит его достичь.
Вспомним, 30 лет назад, в пору нашей юности, очень актуально было создавать «всесторонне-развитую личность». А получалась иногда «разнообразно-набитая». Это если преследовали высокую провозглашённую цель любой ценой, забывая о здоровье, о свободе личности и о многом другом. Это если ребёнок послушно проглатывал всё, что ему преподносили, не чувствуя собственную программу развития.

А она существует, не зависимо от того, какие реформы терзают школу и какие модные парадигмы выдвигаются вновь и вновь, существует, не зависимо от того, на какую категорию сдаёт его учитель. И насколько программа развития каждого ученика созвучна нашим действиям, настолько мы и примем участие в его судьбе. Нам остаётся любить своих учеников, верить в них, и лишь соблюдая этот основной принцип работы учителя, можно надеяться воплотить в жизнь все остальные принципы научности, доступности, полноты и т.д.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.