РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интеграция основного и дополнительного образования с точки зрения администратора и педагога.

Интеграция основного и дополнительного образования с точки зрения администратора и педагога.

Антифеева О.Н.,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ГБОУ СОШ № 323,
учитель русского языка и литературы высшей категории.


Сегодня интеграция в школе предполагает как довольно конкретное, узкое решение вопроса интегрированного преподавания ряда учебных дисциплин, так и более широкое, концептуальное, сводящееся к созданию единого образовательного пространства, включающего основное и дополнительное образование. К этому стремится любое образовательное учреждение, потому что лишь в объединении всех составляющих учебно-воспитательного процесса возможны реализация Программы развития учебного заведения, решение конечной цели образовательной политики: создание условий для всестороннего развития личности, формирование у своих воспитанников целостного взгляда на мир, необходимых компетенций, без которых сегодняшнему подростку невозможно будет продолжить своё образование и развитие за пределами школы. Где бы ни оказался наш ученик по окончании школы, на производстве, в колледже, в вузе, армии, его успешность во многом зависит от сформированных в школе компетенций, отношений с окружающими, видения мира, оценки себя, своих возможностей, перспектив своего развития.

Проблему интеграции общего и дополнительного образования каждое образовательное учреждение решает по-своему, исходя из материально-технических, кадровых потенциалов, приоритетных целей и задач. Однако общим является, безусловно, одно – анализ администрацией и педагогами результатов реализации Учебного плана, учебных программ, тематических планирований, контрольных срезов, уровня обученности и успеваемости обучающихся по предметам. Каждый учитель совместно с администрацией анализирует достигнутое с точки зрения возникавших в процессе усвоения учебных программ трудностей, интереса учащихся, вызванного тем или иным материалом, проблемой, перспектив изучения предмета. Определяя основные направления интеграции основного и дополнительного образования, педагог в соответствии с целесообразностью, возможностями Учебного плана, требованиями к оптимально допустимой учебной нагрузке обучающихся выбирает формы их взаимодействия: факультатив, элективный курс, проект, кружок. Затем начинается работа по определению тематики, созданию программ данных форм деятельности.

Основополагающим во всём процессе является ученик, его интересы, требования к образованию, уровень обученности и воспитанности, траектория его развития. Поэтому немаловажную роль в процессе создания единого образовательного пространства играет работа с учащимися и родителями, проходящая в форме родительских собраний, на которых присутствуют все педагоги, администрация, школьный психолог, анкетирование с целью определения ожиданий родителей и учащихся от образовательного учреждения, психологических тренингов, тестирований, собеседований.

По окончании исследования мнений социума относительно желательного образования и развития ребёнка, работы над составлением программ дополнительного образования в нашей школе в апреле месяце традиционно проходит их презентация учителями и педагогами дополнительного образования. В зависимости от реальной востребованности элективных курсов, факультативов, проектов и кружков проходит необходимая коррекционная работа по уточнению тематики, изменению программ, предварительному формированию групп обучающихся. Безусловно, некоторые последующие коррективы вносятся и в сентябре нового учебного года, однако основная работа проходит в апреле – июне текущего года.

Условно интеграция основного и дополнительного образования может быть представлена очень несложной схемой:

Основным в этой цепочке является, несомненно, урок: именно его цели и задачи как основного элемента образования должны определять направления внеурочной деятельности в рамках единого Учебного плана основного и дополнительного образования.

В нашем образовательном учреждении приоритетными направлениями являются

  • развитие профильного химико-биологического образования,
  • научно-технического творчества обучающихся,
  • а также, естественно, подготовка к достойному прохождению государственной итоговой аттестации, что связано с дальнейшим будущим наших воспитанников, с профессиональной направленностью их интересов.

По программе реализации профильного химико-биологического образования школа работает уже в течение 5 лет.

Концепция профильного образования определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. В условиях общеобразовательного учреждения полностью реализовать идею профильного образования представляется несколько затруднительным. Решением данной проблемы является открытие на базе общеобразовательной школы химико-биологических классов, реализующих лицейское образование в углублённом изучении химии и биологии, системе элективных курсов естественнонаучной направленности и установлении связей с вузами по профилю. Специфика химической науки предполагает также сопряженность с такими предметами, как математика, физика, в проектной деятельности – с информатикой и ИКТ. В связи с этим в

Учебном плане школы предусматривается проведение дополнительных занятий и по данным дисциплинам. Новым этапом развития лицейского, химико-биологического образования стало подписание 24.04.2008 года образовательным учреждением договора о совместной деятельности с Московской государственной академией тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова о реализации 3-годичной образовательной профильной программы профессионального полного образования и неполного высшего образования естественнонаучного профиля, а также образовательной программы по направлению «Менеджмент».

В образовательном учреждении организованы Школьное научное общество учащихся и научное общество ИНТЭЛ (Интеллектуальная элита), которое на протяжении 3 лет сотрудничает с Малой академией МГУ им. М.В.Ломоносова. В рамках Детской ядерной академии обучающиеся участвуют в дебатах по актуальным проблемам современной энергетики. Всё это определяет направленность проектной деятельности, в которой получает развитие научное творчество и познание мира нашими учащимися.

И здесь находит своё отражение интеграции предметов естественнонаучного цикла в реализации интересов обучающихся по направлению «человек – природа». Объединяющей является проблема сохранения экологии и влияния на неё жизнедеятельности человека. Данная проблема представлена в тематике следующих элективных курсов, проектов:

Класс Тематика Количество часов
7 классы Экология животных 1
Химия чудес 1
7 – 8 классы Пути решения экологических проблем 2
8 – 9 классы Экология человека 2
8 классы Микроорганизмы как экологический фактор 1
9 классы Современная энергетика: проблемы и перспективы развития 1
10 классы Земля в объятьях Солнца 1
Химия наших эмоций 1
Твои возможности, человек! 1

Благодаря наличию в школе мастерских наши обучающиеся приобретают практические навыки работы на различных станках, что позволяет развивать научно-техническое творчество в рамках урочной и внеурочной деятельности. Большой популярностью среди мальчиков пользуются кружки «Умелые руки», «Судомоделирование», среди девочек – «Флористика: философия цветочной композиции». Проектные работы наших учащихся достойно представлены на окружных и городских выставках и конкурсах.
Включение обучающихся в активную проектную деятельность отвечает целям и задачам школы по выявлению и развитию творческого потенциала личности ребёнка. Причём, интерес к проектной деятельности проявляют не только мотивированные на приобретение знаний, успешные дети, но и, что очень важно, ученики, не справляющиеся с учебным материалом на уроке, испытывающие в силу разных причин определённые затруднения в усвоении знаний. Здесь, на занятиях, отвечающих его интересам, формируется активная познавательная позиции ученика, совершается некий самостоятельный выбор, и учение становится для него актуальным. Ситуация успеха, возникающая во время занятий интересным, практически значимым делом, снимает опасность закрепиться за обучающимся репутации нераскрывшейся, нереализованной личности: неуспешный в учёбе ученик не должен остаться неуспешным и в жизни.

Для учителя-предметника интеграция основного и дополнительного образования прежде всего связана не с возможностью – хотя и это немаловажно – проведения дополнительных занятий с целью устранения пробелов в знаниях учащихся, а с формированием познавательного интереса к предмету. При этом тематика факультативных занятий, элективных курсов, проектной деятельности может быть связана со сложными в усвоении учебного материала темами («Решение конкурсных задач по химии», «Решение задач повышенной сложности по физике», «Трудные вопросы биологии», «Трудные вопросы русской орфографии», «Секреты русской пунктуации»), с проблемами, вызвавшими сначала любопытство, а затем живой интерес ребят, углублённым изучением отдельных тем.
Важно, чтобы материал был подан на качественно ином уровне, важны результат и практическая значимость таких занятий.
Так, элективные курсы по литературе могут предполагать изучение жизни и творчества или какого-то определённого периода творчества писателя с открытием в нём учащимися неизвестных страниц: «За страницами учебника», «А.С.Пушкин в жизни и творчестве» и т.д.

Любой из них может быть спланирован как проектно-исследовательская деятельность учащихся, конечным продуктом которой явится создание методических разработок, пополнение учебного материала, педагогической копилки учителя: слайды, альбомы, рефераты, презентации.
9 класс можно считать завершающим этапом знакомства ребят с творчеством А.С. Пушкина в школе. Многое им уже известно, что-то предстоит узнать. Важно, чтобы это новое стало их самостоятельным открытием, поиском, а не навязанными сверху хрестоматийными знаниями, чтобы после окончания школы у ребят осталось желание обратиться к поэзии Пушкина за советом, поддержкой, ответом на вопрос. Цель работы данного спецкурса – развитие познавательной активности и самостоятельности школьников, воспитание чувства гордости, уважения к русской истории, литературе, к своему и чужому труду, литературное и гуманистическое образование.
Известно, что педагоги, работающие в 10 – 11 классах, планируют свою деятельность исходя из задач качественной подготовки выпускников школы к государственной итоговой аттестации. При несомненной специфике каждого предмета общим остаётся одно – наличие заданий повышенного уровня сложности, во многом предполагающих развёрнутый, обоснованный, стилистически и логически правильно построенный ответ. Поэтому не теряют своей актуальности факультативные занятия по стилистике русского языка, по обучению написанию сочинений разных жанров. Естественно, в планировании таких курсов могут быть сделаны любые акценты в зависимости от уровня подготовленности каждого конкретного класса.

Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться одной из самых сложных проблем.
В течение нескольких последних лет реформирование школьного образования имело тенденцию к постепенному отказу от сочинения как традиционной формы выпускного экзамена по литературе. Однако элементы сочинения, предполагающие определение авторской позиции, тематики, проблематики, стилистических особенностей текста, обязательно сохранятся в той или иной форме, в частности в части «С» ЕГЭ.
Существует более 40 видов письменных работ, среди которых – реферат, изложение, анализ поэтического и прозаического текстов, эпизода, рецензии, эссе.
Ученик сможет реализовать свои возможности, проявить себя как личность и добиться высоких результатов на экзамене, если будет готов к написанию сочинения разных жанров, если не будет стеснён в содержании, характере языка, лексике своей работы, в понимании необходимых литературоведческих понятий. По опыту можно сказать, что процесс развития письменной речи станет в этом случае более эффективным.

Программы элективных курсов по стилистике и сочинениям разных жанров позволяют познакомить учащихся с различными типами школьных творческих работ. Выявление жанровой особенности того или иного текста помогает учащимся овладеть различными способами изложения мысли. Подготовка к сочинению строится как работа над отдельными видами письменных работ, среди которых наиболее актуальными кажутся анализ эпизода, рецензирование, написание эссе. Умение написать именно эти виды творческих работ способствует эффективной подготовке выпускника школы к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, да и в традиционной форме.

Подводя итоги, хочется сказать, что интеграция основного и дополнительного образования станет реальной и практически значимой, если в реализации данной задачи объединятся усилия администрации и педагогов, если интеграция будет подчинена общей концепции образовательной политики школы и учитывать интересы всех участников образовательного процесса.

Антифеева Ольга Николаевнв05.04.2012 55720 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar