РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О системе работы по программе «Разговор о правильном питании» на начальной ступени образования

О системе работы по программе «Разговор о правильном питании» на начальной ступени образования
О системе работы по программе «Разговор о правильном питании» на начальной ступени образования

Эпиграф:
Учитель может сделать
для здоровья школьников
гораздо больше, чем врач
Н.К.Смирнов

Школьное питание

Перед современным обществом стоит задача воспитания здорового поколения. Рациональное питание - одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Реализация этой задачи в первую очередь ложится на плечи школы, которая является местом активной деятельности ребёнка в наиболее интенсивном периоде её развития.

Начало обучения в школе добавляет физические и умственные нагрузки к и так не простому периоду. Ведь с 6 до 12 лет происходят гормональные перестройки организма и его активный рост. Поэтому очень важным является подход к выбору продуктов, которые ребенок употребляет в период обучения в школе.

У детского организма, тем более, если это ребенок школьного возраста, есть определенные энергетические потребности. Ребенок половину дня проводит в школе, за это время он не только много думает, на что, кстати, уходит много энергии, но и много двигается, бегает. Значит, и питание школьников должно быть составлено таким образом, чтобы он был сытым и полным сил и энергии весь учебный день.

Достаточно часто бывает, что восполнение энергии происходит за счет высокоуглеводных продуктов, проще говоря, шоколада, конфет, печений, а также продуктов с большим содержанием жира. Это может повлечь не только развитие гастрита, но и спровоцировать проблемы с излишним весом, что, к сожалению, достаточно распространено сегодня.

Многолетние исследования и наблюдения медиков и педагогов показывают, что здоровое питание в начальной школе необходимо, так как малыши, не употребляющие днем горячую пищу, быстрее утомляются, становятся раздражительными, жалуются на общее недомогание, головную боль и снижение работоспособности. Кроме этого ежедневный нерегулярный прием пищи становится причиной развития заболеваний желудка, особенно в детском возрасте.

Питание в школьной столовой необходимо для каждого ребенка, так как обеспечивает горячим, а, главное, свежим сбалансированным питанием в течении всего дня. Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

Как же обстоит дело с организацией питания в школьной столовой? Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

В нашей школе разработана и реализуется программа «Школьное питание». Капитальный ремонт обеденного зала и пищеблока, введение в эксплуатацию нового технологического оборудования позволяет полнее решить вопросы организации рационального питания школьников. Применение и использование современного технологического оборудования координально меняет качество приготовления пищи, что позволяет решать вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся. С сентября 2009 года в школе реализуются программы «Школьное молоко», благодаря которой дети получают молоко 2 раза в неделю и «Чистая вода», которая предполагает наличие родничков со специальными фильтрами и кулеры с родниковой водой.

В школе проводятся серии открытых уроков в рамках методической недели по теме «Организация рационального питания школьников – ключевой фактор поддержания их здоровья и эффективности обучения».

Все эти факторы положительно влияют на здоровье каждого ребенка.


Курс «Разговор о правильном питании»


Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школа – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.

Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Необходимость программы «Разговор о правильном питании» вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья.

Сегодня все первоклассники средних общеобразовательных учреждений области обеспечены учебно-методическим комплектом. В увлекательной игровой форме дети знакомятся с гигиеной питания, узнают о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получают представления о правилах этикета. Программа «Разговор о правильном питании» предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках учебной и внеурочной деятельности в форме:

  • интегрированных уроков по правильному питанию (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, изо);
  • внеклассных занятий по правильному питанию;
  • праздников;
  • бесед;
  • классных часов;
  • однодневных походов в природу;
  • родительских собраний, круглых столов, семинаров;
  • в рамках проектной деятельности;
  • конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни.

Программа дополнительного образования


Результатом работы по данному курсу стала разработанная нами программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании», рассчитанная для обучающихся 1-2 классов. Данная программа является вариантом авторской программы «Разговор о правильном питании» авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А.Г.Макеевой, которая допущена министерством образования Российской Федерации.

Новизна программы состоит в том, что она в системе используется как на интегрированных уроках, так и во внеурочной деятельности. Программа предполагает использование компьютерных технологий, презентаций, проектной и исследовательской работы, а также сотрудничество учителя и родителей, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Цель – формирование у обучающихся представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

  • расширить знания учеников и родителей об основных правилах питания, сформировать готовность соблюдать эти правила;
  • научить детей и родителей правильно подходить к выбору продуктов для ежедневного меню;
  • активизировать познавательную активность обучающихся в вопросах здоровья;
  • создать условия для развития творческой активности обучающихся;
  • сформировать навыки коллективной работы: умение общаться, договариваться, помогать друг другу.

Использование комплекта в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Но в процессе реализации программы нужно помнить ещё об одном существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.

Таким образом, чем раньше ребёнок получит представление об основах правильного питания, узнает о важности правильного выбора продуктов на своём столе, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Пропаганда здорового питания важна ещё и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются им на всю жизнь.

Именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.


Источники:
  • Здоровое питание школьников: учебное пособие – авторы-составители Бочкарева Т.И., Абрамова И.В., Антонова Н.В., Мамутина Т.Б., – Самара: ГОУ СИПКРО, 2007.
  • Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Питание здорового и больного ребенка. – М.: Баян, 1994.
  • http://r45.tambov.gov.ru/files/doc/obraz/Postanovleniya/PROGRAMMA%20MODERN/Pitanie.odt
  • http://www.pitanierebenka.ru/taxonomy/term/35/0
Постульгина Елена Владимировна06.09.2012 62290 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar