РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование информационной культуры современного педагога в условиях сельской адаптивной школы

Формирование информационной культуры современного педагога в условиях сельской адаптивной школы

Михайлова Татьяна Николаевна,
заместитель директора школы по научной работе,
МОУ СОШ №18 с.Харагун Хилокский район

Формирование информационной культуры современного педагога в условиях сельской адаптивной школы

Понятие «информационная культура» практически во всех источниках имеет примерно один и тот же смысл. Экономический словарь дает такое определение: «Информационная культура - знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет».

Н.И. Гендина под информационной культурой учителя понимает одну из составляющих общей культуры личности, связанную с социальной природой человека и являющуюся продуктом его разнообразных творческих способностей. Она отмечает, что информационная культура учителя характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.,

Профессионализм современного учителя заложен в простых истинах и составляет концепцию учительского труда, его общественную пользу и значимость.

Вот эти истины:

  • Я знаю, чему надо учить.
  • Я знаю то, чему надо учить.
  • Я знаю, как научить.
  • Я понимаю, что эти знания нужны людям.
  • Я вижу, что люди благодарны мне за работу.
  • Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.
Наука выделяет 4 модели современного учителя:
  • учитель;
  • учитель-новатор;
  • учитель-исследователь;
  • учитель-профессионал.
На сегодняшний день учитель – профессионал - это человек, способный действовать в пространстве современной культуры, обладающий умениями проективной деятельности, компетентный в оценке перспективных школьных технологий и имеющий собственную авторскую позицию в педагогике. Это информационно культурный человек.

Информационная культура это не только показатель уровня его профессиональной компетентности, но и условие его конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг.

Учитель обладает информационной культурой, если он:

  • умеет организовать поиск образовательной информации на автономном компьютере и в сети Интернет;
  • умеет работать с отобранной для учебного процесса информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся;
  • знает выпускаемые ведущими компаниями и рекомендованные Министерством науки и образования пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий по своему предмету и имеет представление об эффективности применения их в учебном процессе;
  • умеет использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении;
  • умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач;
  • способен составлять небольшие, но необходимые в учебном процессе педагогические программные средства.
Для формирования информационной культуры педагога в общеобразовательном учреждении должна быть создана такая система, которая мотивировала и помогала бы учителю совершенствовать свой информационно-культурный уровень. 

Эффективным решением в этой области для МОУ СОШ №18 с.Харагун Хилокского района стало:

  1. Создание единого информационно пространства школы (в 2008году школа стала краевой экспериментальной площадкой по созданию ЕИП в сельской адаптивной школе)
  2. Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: учителей, школьников, администрации, родителей
  3. Организация эффективного взаимодействия между всеми субъектами информационно-образовательного пространства школы.

Для формирования информационной культуры всех педагогов школы на первом этапе необходимо было сформировать мотивированный интерес к использованию компьютерных технологий. В качестве действенных мотиваторов для учителей-предметников явились:

  • необходимость повышения профессиональной компетентности;
  • востребованность информационных технологий коллегами;
  • использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности учителя, участие в конкурсах различных уровней;
  • активное использование учениками ИКТ;
  • осознание практической пользы от применения ИКТ
На сегодняшний день реализация задуманного в школе осуществляется через создание единой локальной сети и через работу информационного центра, который включает в себя: медиатеку, школьную газету «Портфельчик», сайты школы и библиотеки, и школьное телевидение. Школа имеет хорошую материально-техническую базу и для педагогов созданы по возможности оптимальные условия использования ИКТ в своей работе. Сегодня учителя нашей школы активно и с большим интересом используют на своих уроках интерактивную доску, документ-камеру, цифровой микроскоп, единую компьютерную сеть, информационный продукт «КМ-школа», систему голосования VOTUM. Для учителей и учащихся в течение дня открыт компьютерный кабинет где, используя сеть Интернет можно подготовиться к урокам и другим мероприятиям. Систематически в школе проводятся семинары-практикумы, на которых педагоги рассказывают о своих методических находках в использовании ИКТ, получают практические рекомендации. Учителя стали активно принимать участие в различных профессиональных конкурсах.

Третий год в ОУ работает школьный телеканал «Новая волна», работа которого осуществляется в рамках краевой экспериментальной лаборатории. Телевизионные проекты, которые создают ребята под руководством учителей, позволили сделать школьную жизнь интересной и разнообразной: «Школьные новости», «Модная штучка» (новые тенденции молодежной моды), «Уголок удивительных фактов» (познавательные сериалы об истории, искусстве, мире природы, путешествиях, традициях и обычаях разных стран и народов), «Поздравительная открытка», «АБВГДейка» (мультфильмы, программы для младших школьников).

Создание единого информационного пространства школы это один из оптимальных способов формирования информационной культуры учителя. 94% учителей нашей школы активно используют ИКТ на своих уроках и во внеурочной деятельности, что позволяет им не только формировать свою информационную культуру, но и формировать ее у своих учеников.

Список литературы.

1. Гайдарева, И. Н. Социокультурная среда как фактор формирования информационной культуры личности/ И. Н. Гайдарева. – Майкоп: Аякс, 2002

2. Гендина, Н.И., Кудрина, Е.Л. Информационная культура личности или информационная грамотность: Российский и международный форматы обсуждения проблемы: Материалы Конференции «Крым–2004»/ Н.И.Гендина, Е.Л. Кудрина.-М.:Наука, 2004г.

3. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. –М.: Междунар. акад. Информатизации, 2005г.

4. Харунжев, А. А, Харунжева, Е. В. Формирование информационной культуры при внедрении компьютерных технологий в управление образовательным учреждением/ А. А. Харунжев, Е. В. Харунжева. - Киров: Изд-во Вят. гос. гуманитар. ун-та, 2004г.

Михайлова Татьяна Николаевна25.04.2013 13240 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar