РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ принципов здоровьесберегающих технологий

Анализ принципов здоровьесберегающих технологий Анализ принципов здоровьесберегающего обучения в МБОУ СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов г.Климовска Москвской области.

Введение.

Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям – системе мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Физическое здоровье:

  • это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
  • это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
  • это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
  • моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
  • это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.
Главная цель нашего педагогического коллектива МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г.Климовска - формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, сохранение и укрепление физического здоровья школьников, формирование основ здорового образа жизни.

Сегодняшнюю ситуацию в школе необходимо рассматривать через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребёнок, ты - ценность». Такая позиция определяет совершенно новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников.

Важнейшая составляющая процесса здоровьясбережения – строгое соблюдение санитарно – гигиенических требований в процессе обучения.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводит к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит голова, живот) – но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это не многие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?

Помимо семьи развитию двигательной активности детей самое серьёзное внимание должна уделять школа. Что мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении? Это отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства. Почему проблему сохранения здоровья детей нужно решать комплексно, а не эпизодически?

Пример-урок физической культуры в нашей школе. Как он проходит?

На уроке активно работают те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные сидят на скамье запасных. При этом у детей масса аргументов в защиту себя (разрешение родителей, ссылка на плохое самочувствие, боли в животе, насморк и т.д.). Но даже если дети постоянно посещают уроки физкультуры, то это недостаточно, чтобы вырасти здоровым физически и духовно. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должна сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детям полюбить себя, своё тело, соё здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни.

Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости (продолжительность урока до 35 минут, учебного дня и учебной недели, организация самого урока, расписание уроков, перемены).

Практика показывает, что в 1 классе уже к началу четвёртого урока скорость и точность работы значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. Падение работоспособности к четвёртому уроку особенно заметно к концу недели.
В связи с изложенным можно достаточно определённо сказать, что с точки зрения охраны здоровья детей в начальной школе должно быть не более трёх уроков в день. Однако это пока невозможно из-за объёма учебной программы.

Следовательно, нужно искать новые способы по освоению всё более усложняющегося для понимания детей учебного материала за меньшее количество учебных часов. Решение этой задачи мы видим в разработке новых средств и методов преподавания, направленных на активизацию резервных возможностей детей.

Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей, на их работоспособность.
Наиболее распространённая структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность и не создаёт необходимых условий для развития.
Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает чередование различных видов деятельности. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой отодвигают развитие утомления.

Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня и учебной недели способствует правильное составление расписания уроков. Совершенно недостаточно чтобы при составлении расписания уроков вопросы охраны здоровья детей отодвигались на второй план.

Работоспособность детей как в течение дня, так и в течение недели заметно колеблется. Анализ дневной динамики работоспособности показывает, что первый урок не очень продуктивный, так как приходится на фазу «вхождения» в учебный процесс. Второй и третий уроки способствуют периоду оптимальной, устойчивой работоспособности и, следовательно, максимально продуктивны.

При анализе недельной динамики работоспособности детей установлено, что самым малопродуктивным днём является понедельник, а наиболее продуктивным днями – вторник и среда.

Таким образом, при составлении расписания уроков необходимо учитывать и недельную динамику работоспособности.
Важную роль в сохранении работоспособности играют валеологические паузы. Они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей – это на 10-15- й и 25-30-й минутах. Средняя продолжительность пауз 30-60 минут.

На уроках математики во время выполнения физических упражнений дети больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.

Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Ни для кого не секрет, что дети, имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда так успешны в учебе. Возможность для таких детей провести активную переменку, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога о них и их возможностях, помогает детям быстрее войти в коллектив. И такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

Приведу в качестве примера упражнения, психологическое назначение которого – развитие умения понимать друг друга без слов, умения общаться, развитие наблюдательности, сопереживать и помогать друг другу.

Изучив рекомендованную литературу по теме «Принципы здоровоьесберегающих технологий» работу Смирнова Н.К. «Руководство по здоровьесберегающей педагогике» (2008) на мой взгляд особое внимание следует уделить принципам несовместимости и психофизиологической комфортности. Проанализировав свои собственную работу в классе на уроках иностранного языка, я сделала вывод, что именно эти два принципа должны стать основополагающими в моей дальнейшей работе. Очень верно отметил Смирнов Н.К., говоря, что «любая польза от учебных достижений школьника не перевесит того вреда, который будет нанесен его здоровью постоянным состоянием стресса на уроках. Состояние комфорта – не значит расслабление, отказ от активной деятельности. Оно определяется эмоциональным фоном, вектором деятельности: с удовольствием, интересом, увлеченно, или «из-под палки», вынужденно. Обучение, замешанное на страхе и подавлении личности ребенка, не только разрушает эту личность, но и ее физиологическую основу». Именно от нас, учителей, и зависит это психоэмоциональная атмосфера на уроке. Будем стараться придерживаться этого принципа.

И еще хочется привести цитату вышеупомянутого автора по принципу несовместимости: «Тренировка механической памяти и усердия, связанное с усвоением готового знания – не то, для чего дети приходят в школу. Именно такая организация образовательного процесса – главная причина переутомления и утраты интереса к обучению. И наоборот: формирование личности ученика и продвижение в развитии происходит в процессе его собственной познавательно деятельности, направленной на «открытие» нового знания. В этом случае актуализируются личностно значимые мотивы, возникает творческая энергетика, которая защищает организм ребенка от переутомления». Такой подход требует творческого отношения к своей работе, и это способствует развитию как личности ученика, так и личности самого учителя. Следует помнить об этом принципе при планировании своих уроков. Личностно -ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к здоровью - это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей активной здоровьесберегающей жизненной позиции. Здоровьесберегающими технологиями являются те, использование которых идет на пользу обучающимся. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и интерес к уроку. Этому не научит ни один учебник. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.

В нашей школе ведётся пропаганда здорового образа жизни: внеклассные мероприятия (классные часы, беседы), функционирование военно-патриотического клуба, участие в районных соревнованиях, спартакиадах.

Регулярно проводится диагностика и мониторинг здоровья:

  • медосмотр 2 раза в год;
  • мониторинги по состоянию здоровья учащихся (по полугодиям);
  • проведение медосмотров узкими специалистами;
  • приглашение медработников с беседами на классные часы;
  • диагностика школьной тревожности;
  • анкета напряжённости;
  • психологическое обследование детей.
Проводится профилактика заболеваемости обучающихся. В школе соблюдается тепловой, световой, питьевой режим. Организовано двухразовое питание. Создана благоприятная психологическая обстановка. Работает психолог. Ежегодно функционирует детский оздоровительный лагерь. 

Обеспечивается двигательная активность обучающихся:

  • динамические паузы в начальных классах;
  • спортивные часы и секции во всех классах.
Таким образом, рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

В заключение, хочется сказать, что только всеобщее желание и усилия помогут нам и нашим детям стать здоровыми душой и телом. Реализация принципа гуманизма, развитие человекоориентированной школы требует создания такой здоровьесберегающей среды, которая продуктивно «работала» бы на физическое, психическое и социальное здоровье ребёнка. Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Джовании Боккаччо сказал: «Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает». Здоровья нам и нашим детям!

Список литературы
  • Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. – М, 2004 
  • Педагогика и психология здоровья. (Сборник трудов кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья). – М, АПКиПРО, 2003 
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2006 
  • Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М., 2009
  • Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. – Кемерово, 2011 
  • Руководство по управлению здоровьесберегающими процессами в образовательном учреждении. (Тематический сборник) – М., 2012 
  • Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – №№ 1-12, 2012 г. (материалы Смирнова Н.К. по здоровьесберегающим технологиям) * 
  • Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. – М., 1988 год. 
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 год. 
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год.
Щербакова Светлана Игоревна06.03.2014 30410 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar