РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогический проект «Трудотерапия - один из методов реабилитации больных туберкулезом подростков»

Педагогический проект «Трудотерапия - один из методов реабилитации больных туберкулезом подростков»

1. Введение

Главная задача в педагогическом плане реабилитации больного туберкулезом подростка в нашем санатории - создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; всемерное раскрытие способностей подростков, формирование духовных ценностей и творческого мышления

Коллектив педагогов-воспитателей санатория работает над темой: «Социальная реабилитация подростков в условиях санатория, направленная на укрепление защитных сил организма и развитие творческих способностей»

Один из методов реабилитаций больных подростков в

санатории является «трудотерапия».

С медицинской точки зрения.

Продолжительная бездеятельность больных в стационарных условиях в период лечения туберкулезного процесса является отрицательным фактором, который лишает организм симулирующего влияния трудовой деятельности и отрицательно сказывается на его настроении и больной сильнее ощущает свою оторванность от общества и своих сверстников.

Исследования ряда НИИ и практических учреждений показали, что своевременное включение в режим больного дозированного труда благоприятно влияет на окислительно-восстановительные процессы, на функциональное состояние его высшей нервной деятельности и способствует нормализации физиологических и обменных процессов.

Труд предотвращает отрицательное влияние бездеятельности на поведение больных, они становятся более дисциплинированными, серьезнее относятся к выполнению лечебного режима.

Таким образом, дозированный труд больных туберкулезом в санатории не только имеет значение самостоятельного лечебного метода, но нормализуя физиологические функции организма, и дисциплинируя поведение больных, одновременно способствует успешному проведению всего комплекса других лечебных мероприятий. Все это дает основание назвать такой метод - «трудовой терапией».

В связи с этим возникает необходимость и в условиях санатория  организовывать всевозможные трудовые процессы,    допустимые для всех      возрастов, применяемые в соответствии с психофизическим состоянием и склонностями детей.

Известно, что функциональное состояние органов дыхания, кровообращения и нервно-психического состояния у детей и подростков резко отличается от аналогичных показателей у взрослого человека.   Поэтому  адаптация к труду у подростков происходит гораздо медленнее. Это подтверждается тем, что при прочих равных условиях работы (физическая нагрузка) у них утомление наступает гораздо раньше.

Эти   анатомо-физиологические процессы, происходящие в организме детей и подростков, вызывают необходимость создать для них такие условия   труда,   при   которых   были бы   исключены   факторы,   вредно   действующие   на   молодой   организм, и   в то же время привлечь их к полезному   посильному труду.

С педагогической точки зрения.

Трудовое воспитание подростков выявляет самые разнообразные их способности, развивает у них интерес к  труду,  любознательность, высокую общественную и производственную культуру. Сочетание  учебы  с  физическим  трудом помогает раскрыть у подростков индивидуальные способности. Воспитание у детей профессиональных навыков является важнейшим условием будущей трудовой деятельности.

Важное воспитательное значение  имеет  привлечение  детей  и  подростков  к бытовому  труду.   Такими  видами  труда  является  самообслуживание, уход за собой и своими вещами,   постельными принадлежностями, мелкий ремонт санаторного имущества   и   т.д. Ребята должны научиться сами стирать, гладить, выполнять небольшой ремонт своих вещей, стремиться создать уют в палатах, привыкать к аккуратности и порядку.

Велика   роль труда в развитии мышления.   По мере овладения трудовыми навыками развиваются его новые формы техническое, практическое, логическое.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление   о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка в процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чеке в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности.

Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде,   подросток познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. В результате трудовой деятельности происходит существенные изменения. Прежде всего,   изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива   и   педагогов.

Таким образом,  трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс,   ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.   

Радикальным образом изменяется его самооценка.   Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет подростка.   Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В процессе трудовой деятельности у подростков воспитывается трудолюбие, интерес к различным видам груда, умение работать в коллективе и для коллектива.   Вследствие коллективного труда подростки получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в санатории. Одним из главных показателей влияния труда на больного подростка в нашем санатории является положительная динамика состояния здоровья подростка.

  1.  Основное содержание проекта

В противотуберкулезных учреждениях могут применяться различные трудовые процессы в зависимости от местных условии, контингента больных, и длительности их стационарного лечения.

Применяя трудотерапию у больных туберкулезом, лечебное учреждение может ставить перед собой задачи:

  1. Использование труда как лечебного фактора
  2. Получение новых трудовых навыков
  3. Улучшение физического и эмоционального состояние больного подростка, координации его движений
  4. Воспитание у подростка трудолюбия и интереса к различным видам груда

ЦЕЛЬ: Полная реабилитация больных туберкулезом подростков

Организация трудовых процессов в санатории для детей и подростков требует соблюдения ряда гигиенических условий.

В распорядке дня трудотерапии уделяется время - утром с 11 до 12 часов или во второй половине дня с 17 до 18 часов, При наличии школьных занятий для учащихся - с 17 до 18 часов. В летнее время трудотерапию рекомендуется проводить в утренние часы и желательно на воздухе.

Гигиеническое (оздоровительное) значение всех видов труда значительно повышается, когда подростки работают на свежем воздухе (закаливающий эффект).

Трудотерапия на свежем воздухе предусматривает следующие работы

  1. Цветоводство - посадка, прополка, полив и прочий уход за цветами.
  2. Различные подсобные работы, в том числе садовые.

Например: окучивание кустов, их посадка, пересадка приготовление цветочных клумб, вскапывание и переноска земли и т.д. Больных также можно привлекать и к стрижке кустов, уборке листьев, обрезке сухих ветвей, расчистке  дорожек и др. видам работы; зимой - для уборки дорожек от снега

В течение года подростки могут:

  1. Заниматься в различных кружках:
  • кройки и шитья (моделирование, раскрой и пошив одежды, гильоширование, бисероплетение и др.)
  • в художественной мастерской (роспись по дереву, макраме, вязание на спицах и на вязальных машинах, изготовление мягкой игрушки и кукол, изделия из папье-маше, кожи, коклюшки)
  1. Выполнять посильные работы по благоустройству санатория и своих отделений.

Важно, чтобы работа не носила формальный характер. Для этого педагогам-воспитателям, кружководам необходимо увлечь и заинтересовать подростков предстоящей работой.

Трудотерапию необходимо назначать с учетом здоровья подростков.

Формы работы могут быть разными;

  • индивидуально для отдельных больных;
  • формировать подростков в небольшие группы с определенным заданием для каждой;
  • организовать работу для большого количества детей (поставить перед ними общую цель (например, весной - уборка территории) и распределить их по группам на разные участки работы и  т.п)

Трудотерапия назначается при полной адаптации подростка к санаторным условиям и только с разрешения лечащего врача.

При назначении трудотерапии врачом учитываются возрастные, индивидуальные особенности, состояние здоровья больного, а также для каждого подростка устанавливается характер режима и продолжительность работы. 

 В санатории «Дружба» установлено несколько режимов трудотерапии:

  • щадящий;
  • тренирующий;
  • общий (основной).

Для лучшей наглядности все рекомендации сведены в одну таблицу.

Лечебный

     режим

Физическая

Нагрузка

Продолжи-тель­ность работы по времени

Вид   работ

 

Место

проведения

Метод.

указания

1

ЩАДЯЩИЙ

Труд без

физического

напряжения

20 - 30 минут в день

Все виды рукоделия, рисование и

т.п

Помеще-ние кружка кройки и шитья, худо-жествен. мастерская

Следить за самочувствием ребенка (контроль каждые 10 минут)

2

ТРЕНИРУЮ­ЩИЙ

Дозированный труд с незначительным физическим напряжением, с индивидуаль-ными ограничениями (подъем тяжестей до

5 кг.)

40 минут. Отдых через каждые 10 минут.

Посильный труд по благоустройству   территории - с\х виды работ: рыхление земли, ухаживание за цветами (прополка, полив), сбор листьев и травы граблями, стрижка кустов, травы и другие виды легких работ).

Работа в кружках

Терри-тория

санато-рия

 

Поме-щение

кружков

Следить за состоянием здоровья подростка, не допускать переутомления. Летом - головной убор от солнца, перчатки на руки.

3

ОБЩИЙ

(ОСНОВНОЙ)

Без ограничений все виды труда по показаниям

1 час н более. Отдых через каждые 15-20 минут в зависимости от вида выпол-няемых  работ

Все виды труда по показаниям. Летом - садовые и огородные работы (копать, поливать, рыхлить землю, делать клумбы и т.п.);

Зимой - расчистка или уборка снега. В течение года - работа в кружках.

Территория

санатория,

помещения

кружков,

отделений

Не доп-ть

переутом.

Обеспечить

подростков

необх.

садовым инвентарем,

рабочими

перчатками.

Соблюдать технику

безопасности

 

3. СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ.

3.1.              НАБЛЮДЕНИЕ

С помощью наблюдений изучаем важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и т.д. Используется оно также для изучения взаимоотношений в подростковом коллективе.

3.2.              ЭКСПЕРИМЕНТ

В результате эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения подростку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться.

Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнить свои успехи с успехами других учащихся.

Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так как одних учащихся он располагал впереди себя. На основе ответов испытуемых определяются ранговые места испытуемого по самооценке.

3.3.              АНКЕТИРОВАНИЕ

При изучении основных трудовой деятельности старшеклассников с помощью анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду. В анкете предусматривается возможность самостоятельного ответа по заданному вопросу.

В анкету включается шкала полярных баллов, которая требует оценки привлекательности для опрашиваемого того или иного условия труда

Предлагаемая шкала: «очень нравится» - «6», «нравится» - «5», «больше нравится, чем не нравится» - «4», «больше не нравится, чем нравится» - «3», «не нравится» - «2», «очень не нравится» - «1».

3.4.ОБОБЩЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Этот метод предусматривает сбор и обобщение сведений о личности, получаемые различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера темперамент) проявляются по разному, поэтому сведения собираются от разных  лиц. Оценки будут различны, что позволяет более полно охарактеризовать личность.

3.5.МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКА.

4.  ЖЕЛАЕМЫЕ СРОКИ.

Уже через 3 месяца пребывания в санатории и благодаря общесанаторным мероприятиям, а также ежедневной «трудотерапии» у подростков формируются коммуникативные навыки, раскрываются их творческие способности; подросток полностью адаптируется в условиях санатория, режим санатория дисциплинирует подростка, что ведет к улучшению здоровья.

5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  • Формирование коммуникативных навыков
  • Раскрытие творческих способностей
  • Изменение самооценки
  • Адаптация подростка в санатории
  • Получение навыков работы
  • Улучшение состояния здоровья

6. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

  •  У подростка формируются коммуникативные навыки. Это происходит благодаря совместным мероприятиям.
  • Подросток меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
  • Изменяется самооценка под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет подростка.
  • Переход от самооценки к самопознанию.
  • Подросток получает навыки работы общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию его в санатории.
  • Дисциплинирует больных подростков.
  • Улучшает состояние здоровья.
  • Раскрывает творческие способности подростка (работа в кружке кройки и шитья и художественной мастерской; оформление клумб и цветников на территории санатория).

7. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДАННОГО ПРОЕКТА

  1. Введение в действие
  2. Плановое наблюдение
  3. Систематический контроль
  4. Текущий анализ
  5. Плановое подведение итогов
  6. Обсуждение результатов

8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ

  • Для обобщения структуры семей, привлечения родителей к воспитательной работе
  • Для решения задач работы с родителями
  • Для создания щадящего режима организации лечения, регулирования нагрузок больных детей
  • Для организации контактов с подростками в целях взаимоотношения положительным опытом - закрепления достоинств личности
  • Для индивидуального подхода в обучении и воспитании, помощи в организации самовоспитания, в преодолении недостатков характера
  • Для формирования воспитательных задач и индивидуальной работы
  • Для сплочения коллектива, развития недостающих качеств личности подростка, поднятия престижа неавторитетных ребят
  • Для распределения нагрузок, с целью развития социального опыта, воспитания средствами деятельности

Царёва Наталья Петровна01.09.2015 12680 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar