РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Советовать легко...

Рыжкова Мария Александровна

Я – первокурсница!

И теперь мне с этой высоты видны недочеты школьного обучения. Хочется облегчить жизнь теперешним школьникам.

Методы и методики обучения в школе меняются с течением времени – это естественно и понятно. Что плохо, так это то, что сами эти перемены не имеют своей методики, и перемены оказываются чересчур радикальными и быстротечными. Что было бы хорошо? Чтобы эти перемены не задевали учащихся, пусть они затрагивают тех, кто их проводит.

На мой взгляд, возможно провести значительные изменения в качественной стороне подготовки учащегося к поступлению в вуз почти незаметным образом. Надо лишь признать очевидное, что предлагаемые меры лежат на поверхности, а для их реализации не потребуются большие деньги.

Математика, физика и химия – столпы всей системы знаний человечества, столпы, поддерживающие цивилизацию. Знакомство с ними необходимо всем, хотя полученные по этим дисциплинам навыки изрядно улетучиваются из головы на второй день после выпускного. По этой причине, безусловно, необходимо достаточно рано разделить учеников на явных "материалистов” и очевидных “гуманистов” – с 9 класса было бы правильно. С этого момента начинается целенаправленная подготовка к вузу по избранному направлению. Если позже кто-то захочет перейти из одной группы в другую, то сможет легко закрыть пробел в недополученных знаниях, да его и не будет, т.к. такая смена будет означать, что ученик уже усиленно занимается понравившейся темой. И эти учащиеся ничуть не пострадают: как при первоначальном выборе – это был их выбор, так и во второй раз – желание сменить направление дальнейшего обучения, если оно обосновано верой в свои силы в новом амплуа, не обернется непосильным трудом, ведь это еще не вуз, а только школа. Зато основная масса абитуриентов сможет не оглядываясь готовиться к своим главным экзаменам.

Но вот знакомство с иностранным языком в течение многих лет и с печальным результатом – неоправданная роскошь. А ведь в будущей жизни он может стать одинаково нужным всем – и физикам и лирикам. Школьная программа иностранного языка очень полновесна: каждый, кто овладеет школьным планом изучения языка, должен свободно читать, писать и объясняться на этом языке. Но отношение к уроку иностранного языка, по традиции, такое же, как, к примеру, к пению или рисованию.

Значит, надо поставить изучение языка на такую методологическую основу, чтобы нельзя было бы ограничиться одним посещением урока и домашним заданием. Важно, чтобы учащийся много читал на чужом языке. Нетрудно организовать двухнедельные непрерывные отрезки времени, когда бы ученики могли испытывать «погружение в язык». Это можно сделать, пригласив, в плановом порядке, студентов старших курсов ин-яза, скажем на зимние каникулы, да и летние также, – все это по типу лагерей, так популярных на западе. Встреча должна быть тематической, например, семинар по истории, биологии, географии – по вкусу. Многочасовые разговоры на чужом языке закаляют волю и тренируют выносливость «мученика науки».

Урок физкультуры раздражает всех: те, кто занимается спортом как следует – урочные часы для них бесполезны; те, кто смотрит на спортсменов снисходительно и спорт не любит – для них это обуза и пользы никак не может принести.

Физкультуру необходимо сделать факультативом – с пометкой «обязательный предмет». Это дикость, когда физкультура находится в расписании уроков в одном ряду и с недотрогой-математикой, и с царственной литературой, и может прийтись и на второй и на третий, и, что уж вовсе никуда не годится – на первый урок. Получается так, что позанимавшись от души бегом или волейболом, приходит учащийся на урок истории мокрым от пота, возбужденным и не готовым должным образом воспринимать тему. А если на физкультуре "просачковать", едва передвигаясь по спортзалу, чтобы не взмокнуть, то зачем нужно тратить драгоценное время на такую ерунду? Ведь пишут, что детские годы самые плодотворные в плане усвоения знаний, так и надо их наполнять полезными знаниями и умениями.

Каждый сможет выбрать свой вид спорта и заниматься им в обязательном порядке во внеучебное время. Если при современной системе занятий все учащиеся остаются никудышными в спортивном отношении, то в предлагаемом варианте все будут разрядниками, т.е., настоящими спортсменами.

Помимо собственно обучения детей грамоте, школа несет ответственность и за воспитание молодых людей. Среди прочего важно назвать патриотическое воспитание.

Неоднократно приходилось слышать из уст самых высоких гостей телевидения: у нас мало уделяется внимания патриотическому воспитанию. Откроем страничку http://www.prindlepost.org/highschoolessay/ (от 15 декабря 2015), и тут же приходит понимание отчего США считают, что имеют право на силовую гегемонию в мире, на право судить всех и вся и т.д. и т.п.. Тема сочинения “Prompt: Does the United States have a moral responsibility to intervene in countries where human rights violations are occurring?”. Возьму на себя смелость перевести и дать легкий комментарий: « Prompt:…» – это даже не «тема», а прямое побуждение «Подсказка:…». Итак, еще раз: «Подсказка: Несут ли Соединенные Штаты моральную ответственность за вмешательство в дела других стран, где проявляются случаи нарушения прав человека?» – как говорится: «слушайте, слушайте и не говорите потом, что не слышали!». Найдется ли среди американцев тот, кто сказал бы «нет» такому призыву?

А что тут удивительного? Наполеон продолжает оставаться национальным героем Франции, аэропорт в столице Монголии Улан-Баторе носит имя «Чингиз-хан», а в китайском Тай Бее недалеко от станции метро им. Чан Кайши находятся Мемориальный зал Чан Кайши – не самые положительные персонажи! Почему же наших граждан без конца терзают сомнения по вопросу: Волгоград это Сталинград или что? Патриотизму это не способствует.

Самые «сильные» программы по патриотическому воспитанию должны быть направлены на младшие классы: в этом возрасте привитые детям знания о том, чем можно гордиться за свою Родину, уже не растеряются в последующие годы. Учебники младших классов советского времени не знали себе равных по части внедрения материалов, задевающих патриотические струны.

Совершенно необъяснимо, «с точки зрения банальной эрудиции», почему вузы проводят «день открытых дверей» «только раз в году» и только для школьников одиннадцатого класса. Не правильнее ли было бы постоянно подогревать интерес к высшему образованию, в течение 2-3 последних лет учебы в школе? Что вообще мешает «выделить квоту» для посещения лекций по интересующим предметам? Пусть 2-3 места в аудитории пару раз в год будут отведены для учеников 11 класса. Пусть они сидят там тише травы и ниже воды, пусть. Эти ученики, может статься, вынесут с этих лекций больше самих студентов: осознание правильности выбора и стремление завоевать это место на законных основаниях, поступив учиться в этот вуз.

Школу населяют еще учителя, учебники и оценки. В целом, все учителя желают своим ученикам только добра и оценивают их знания по достоинству. Кто хочет учиться, и не пропускает ни одной страницы учебника, тот может заворожить этим обстоятельством любого учителя.

Было бы удивительно не увидеть здесь затронутой тему ЕГЭ. Совета нет, а ответ прост. Перед ЕГЭ все равны друг перед другом, как биатлонисты в снежную метель. Вот только подготовка к ЕГЭ в течение учебного года несколько дерганая, многоэтапная, а ЕГЭ все равно приходит внезапно, как зима в Сибири.

Может быть, методика проведения реформ образования не станет такой же точной наукой, как математика, но пусть, хотя бы, станет такой же содержательной и интересной, как … история математики.

Рыжкова Мария Александровна18.11.2016 830 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar