РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование здоровьесберегающего пространства в школе-интернате

Выборнова Анна Михайловна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
государственного казенного общеобразовательного оздоровительного учреждения для детей,
нуждающихся в длительном лечении,
«Санаторная школа-интернат №21» ,
преподаватель высшей квалификационной категории
с.Подлужное,
Изобильненский район, Ставропольский край

С самого рождения дети XXI века окружены всевозможной электроникой и компьютерной техникой: компьютеры, смартфоны, планшеты, электронные книги и другие гаджеты. Гаджеты – слово-то какое неприятное! И они-таки привлекают внимание детей больше, чем игрушки и книги, лишают подрастающее поколение радости живого общения. Не так часто, а порой и вовсе не встретишь на улице детвору, гоняющую мяч, играющую в «жмурки» или «салки». Наши дети практически «обездвижены». Сидя у монитора компьютера, дети погружаются в виртуальное пространство. В результате им трудно отличить реальный мир от виртуального. Электроника активно используется в школах. И, казалось бы, здесь, в школе, должны быть созданы благоприятные условия для формирования современной, здоровой личности как физически, так и психологически.

Информатизация российского образования, расширение инновационной деятельности, создание технологичной среды в школе приводят к необходимости решения проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания школьников, их психологической адаптации. Помочь решить эту проблему в условиях образовательного учреждения, коим является ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21», может формирование здоровьесберегающего пространства в школе-интернате. Для детей школы-интерната образовательная среда является некоторым домом, заменяющим семью, и успехи в учебной деятельности влияют на их эмоциональные переживания, некоторым образом «сглаживая» и повышая уровень психологической адаптации.[1]

Организационная культура школы-интерната является одним из ведущих факторов, который может, как способствовать, так и препятствовать укреплению здоровья детей и взрослых. Ее основными компонентами являются: особенности устава школы-интерната и норм школьной жизни; стиль управления администрации, характер отношений по вертикали; психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений по горизонтали; организационно-педагогические условия учебно -воспитательного процесса; внешняя коммуникационная среда и место школы-интерната в ней; наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. 

Проблемы здоровья традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. При этом на практике медицинские работники давно занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. А как же профилактика? Но именно в образовательном учреждении использование профилактических программ является обязательным. В учебно-воспитательном процессе ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» действует профилактическая система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, уменьшения их неблагоприятных последствий.

Все обучающиеся ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» осваивают общеобразовательные программы Министерства образования и науки РФ. В школе-интернате созданы условия для обеспечения базового образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, позволяющие продолжать работу по совершенствованию воспитания, оздоровления, адаптации воспитанников в современном социуме. Важным фактором в сохранении здоровья ребенка является профессиональный подход к организации учебно-воспитательного процесса. Неотъемлемой частью учебного процесса является использование здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, - реализация приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении.[2] Педагогический коллектив школы-интерната активно использует время уроков различные приемы и методы, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования  и основного общего образования. Функционируют кружки и секции:

  1. «Юный художник».
  2. «Техническое творчество».
  3. «Умелые ручки».
  4. «Хореографический».
  5. «Юный лингвист».
  6. «Я и мой мир» (психология)
  7. «Сенсорная комната».
  8. «Болтунишки» (коррекция речи у младших школьников).
  9. «Тренажерный».
  10. Секции «Баскетбол», «Волейбол»
  11.  «Мир музыкальных образов» (вокальный)

Вся работа учителей и воспитателей школы  направлена на повышение  качества учебно-воспитательного процесса, внедрение активных форм, методов и приемов обучения, творческую реализацию программ обучения и воспитания, оптимизацию учебной, психической и физической нагрузки для сохранения  и укрепления здоровья школьника. В школе-интернате трудятся 39 педагогов: 22 учителя и 15 воспитателей. (высшей категории – 12, первой – 10, соответствие занимаемой должности – 17) Моложе 25 лет – 5 человек, 25-35 лет – 8 человек, 35 и старше – 26 человек (из них пенсионеров – 10 человек.)

Наряду с решением учебно-воспитательных задач санаторная школа-интернат выполняет функции оздоровительного учреждения. На базе школы-интерната функционирует «Центр профилактики социально-значимых заболеваний». В зависимости от диагноза дети получают профилактическое оздоровительное или медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры. Усиленное шестиразовое питание, щадящий оздоровительный режим, чистый лесной воздух в климатически оздоровительной зоне, расположенной на территории природного государственного Заказника «Подлужный» – основные оздоровительные факторы.

Главной целью пребывания детей является физическая и социальная реабилитация, которая включает следующие разделы:

  • организация и контроль санитарно-гигиенического режима (это правильное чередование учебного труда с отдыхом и пребыванием на воздухе, щадящий режим);
  • полноценное, калорийное, витаминизированное, рациональное шестиразовое питание;
  • психологическое сопровождение (сенсорная комната, индивидуальные и групповые тренингы, беседы и консультации с педагогом-психологом);
  • индивидуальный подход к физическим нагрузкам (группы здоровья, ЛФК);
  • физиотерапевтическое лечение (ингаляции, УВЧ, УФО, электрофорез, постдуральный дренаж, массажные процедуры);
  • галотерапевтический оздоровительный комплекс (лечение светом, запахом, парами NaCl, релаксационными упражнениями и музыкой);
  • два раза в год проводятся углубленные врачебные осмотры (диспансеризация) узкими специалистами ЦРБ, выявляется патология;
  • лечение соматических заболеваний, выявленных врачами;
  • химиопрофилактическое лечение: ежегодно после оценки реакции Манту – осенью и весной;
  • использование природно-климатических факторов;
  • своевременное оказание медицинской помощи при обращении, включая необходимые консультации в районных и краевых больницах, тубдиспансере.

Медицинская служба значительно шире по объёму и содержанию по сравнению с другими школами-интернатами, так как включает в себя все основные разделы лечебно-профилактической и оздоровительной работы общеобразовательных учреждений.

Администрация и медико-педагогический коллектив санаторной школы-интерната постоянно уделяют особое внимание  заботе о здоровье воспитанников. Ежегодно на заседаниях медико-педагогического совета рассматриваются вопросы анализа результатов лечебно-оздоровительной работы в течение учебного года. Так как более 70 % детей из малообеспеченных, асоциальных семей, то первоочередной задачей медико-педагогического коллектива является задача научить ребенка бережному отношению к своему здоровью, понимать, что здоровье – это дар, который надо бережно хранить как любое творение природы.

Наряду с учебной деятельностью воспитанники активно отдыхают, участвуют в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различных направлений и уровней. Ежегодно участвуют в краевой Спартакиаде.

Важную роль играет инфраструктура образовательного учреждения. Несколько  слов о школе-интернате…

ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» представляет собой трехэтажное здание с учебным корпусом и спальным корпусом. В учебном корпусе расположены соответственно учебные кабинеты. В спальных корпусах имеются гигиенические комнаты (душевые кабины, биде). Также функционирует банно-прачечная, где дети купаются, сдают одежду для стирки и т.д. Там же работает швейная мастерская по ремонту одежды.

В школе-интернате есть актовый зал, спортивный зал, два оборудованных тренажерных зала (один в помещении, второй на специальной площадке, расположенной на улице), велопарк, сенсорная комната, летний парковый класс, в котором дети имеют возможность заниматься на открытом воздухе в соответствии с сезоном и погодными условиями (в саду оборудованы из природного материала посадочные места и зона для педагога, где дети рисуют, читают, пишут, наблюдают за природой)

В школе-интернате круглосуточная охрана (ЧОП «Кавказ»). Ведется внешнее видеонаблюдение и внутреннее видеонаблюдение по периметру территории школы-интерната. Вся информация поступает на пульт охраны. Въезд и выезд на территорию учреждения осуществляется по приказу директора согласно заявке сотрудников (служебный транспорт, службы доставки продукции и т.д.) Все визиты посетителей фиксируются в Журнале посещений (предъявляется паспорт посетителя и озвучивается цель визита).

Родители могут беспрепятственно навещать своих детей, забирать на выходные дни (если есть возможность). Однако в каникулярный период школа-интернат не работает. В связи с этим родители заблаговременно информируются воспитателями и классными руководителями о сроках окончания четверти и необходимости забрать ребенка на сезонные каникулы (осенние, зимние, весенние, летние). Дополнительные каникулы для первоклассников в феврале предусмотрены, как в других школах, но если у родителей нет возможности забрать ребенка на неделю домой в связи с территориальной отдаленностью, финансовыми трудностями или по другим причинам, то дети остаются в школе-интернате под присмотром учителя и воспитателя. С ними проводятся спортивно-оздоровительные, интеллектуально-развивающие и другие мероприятия. Могут быть организованы экскурсии (по погодным условиям).

На мой взгляд, идеальная школа – школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство, процесс, кстати, бесконечный.

Литература:

  1. Петрова Н.Ф., Четникова А.Н. Роль психологической адаптации в жизни школьников, воспитывающихся в школе-интернате / Материалы III-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых СКФУ «Университетская наука – региону». – 14 апреля 2015. – С.205-209
  2. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». - №6 (43). – 2013. – С. 139-140
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.