РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе "Чему учат в школе?" Третья часть.

Ермолин Сергей Александрович

Современная наука без ложной скромности относит человека к биологическому виду Homo sapiens, т.е. «Человек разумный». В общем случае, наверно, это – справедливое определение, хотя в частностях разумность отдельных людей представляется весьма сомнительной.

К сожалению, название Homo sapiens не отражает то важное обстоятельство, что человек становится разумным только после продолжительного процесса обучения. Это подтверждают дети-маугли, в раннем возрасте оказавшиеся среди животных, Такие дети после их возвращения в человеческое общество не всегда осваивают даже прямохождение и членораздельную речь, не говоря уже о социальных навыках. Поэтому, наверно, название «Человек обучаемый» было бы более уместным для нашего биологического вида.

Человеческий мозг не меняется тысячелетиями, дети по-прежнему рождаются с нулевым интеллектом, а человеческая цивилизация, наука и техника развивается ускоряющимися темпами.

Эти соображения позволяют сделать предварительный вывод по первым двум частям данного эссе.

Школа берет на себя колоссальную ответственность, когда определяет, чему следует учить детей. Объем и структура знаний, которые необходимы современному человеку, постоянно меняются, а время на их освоение остается практически постоянным. Конечно, не стоит отвлекаться на выработку бесполезных или устаревших умений и навыков. С небывалой легкостью придумываются новые предметы. Если бы только новые! Одна из последних новостей: президент Российской академии образования профессор  Людмила Вербицкая призвала подумать над идеей о включении уроков церковнославянского языка в школьную программу. Интересно, как по-церковнославянски называется компьютер или Интернет?

С самого детства нас учат все, кому не лень. Впрочем, те, кому лень, тоже нас учат при всяком удобном случае. Я наивно полагал, что Российская академия образования для того и существует, чтобы процесс обучения базировался на научном фундаменте, чтобы в школах учили самому важному, не пытались всех научить всему, причем обучая всех одинаково по одним и тем же программам и оценивая всех едиными экзаменами.

Понимаю тех пожилых людей, которые рассказывают о том, как хорошо их учили в детстве, как им это пригодилось в жизни. Но время не стоит на месте. Не только сам первоклассник, но даже его родители не представляют, каким станет мир к моменту окончания школы. Постоянно составляются различные списки исчезающих профессий, в некоторых из них присутствуют даже бухгалтеры и библиотекари, юрисконсульты и нотариусы, журналисты и переводчики.

Для успешной работы учитель должен быть уверен, что он делает полезное дело, что знания, которые он дает учащимся, будут непременно использованы. Да и для самих обучаемых важность и полезность изучаемого предмета является основным стимулом учебы. Не думаю, что красивый почерк может быть привлекательной целью. Хотя допускаю, что каллиграфия развивает мелкую моторику и способствует умственному развитию детей. Хотелось бы увидеть результаты научных исследований, подтверждающие или опровергающие это мнение. Но даже если это так, я не верю, что в XXI веке для умственного развития человека необходима чернильница.

Как учить в школе? Над этим вопросом бьются тысячи учителей и методистов. Более сложный вопрос – чему учить в школе? – зачастую мгновенно решается политиками, руководствующимися конъюнктурными соображениями. Надеюсь, что такая практика останется в прошлом.

Так чему же учить в школе? Все чаще и чаще нам приходится задаваться этим вопросом, и каждый раз мы должны найти новый ответ, который от нас требует новое время.

Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.