РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственно-правовая культура и правовое воспитание у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

"Нравственно-правовая культура и правовое воспитание у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Это объясняется двумя основными причинами:
  • необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения воспитанников;
  • степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.
Данные показывают, что дети, поступая в детский дом, имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

Изучение в детском доме вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Первичные результаты тестирования уровня сформированности правовой культуры показали, что у большинства воспитанников среднего и старшего возраста уровень правовых знаний, умений и навыков, ниже среднего. (44-48% от общего числа воспитанников)
В связи с данными результатами возникла необходимость в разработке и внедрении программы по правовому воспитанию - «Патриот и гражданин России». В основе программы лежит три составляющих аспекта культуры гражданина – нравственный, правовой и политический.

Работу по нравственно-правовому воспитанию в детском доме, осуществляем с начального звена, так как основы правосознания должны закладываться как можно раньше. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.
В процессе работы по нравственно-правовому воспитанию мы стремимся научить детей уважать закон РФ, уметь использовать его в жизненных ситуациях, осуществлять раннюю профилактику правонарушений.

Всего этого можно достичь через решение следующих задач:
- создать основу для формирования современного правового мышления, способствовать формированию социальных, нравственных и правовых ценностей;
- сформировать социально-правовую активность и умения в применении положений законов;
- повысить уровень правового сознания.
Вся работа по нравственно-правовому воспитанию направлена формирование ценностно-правовых ориентаций, которые являются социально-значимым механизмом, позволяющим повышать знания о нравственных, правовых и моральных ценностях и превращать их в личные убеждения.
Для формирования нравственных и ценностно-правовых ориентаций и взглядов были апробированы методики анализа и моделирования конкретных правовых ситуаций, тематическая дискуссия, метод правотворчества, индивидуальный и др. Создание воспитательной среды обеспечило целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения воспитанников, выработку у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права.
Эти методы очень важны для успешного прохождения этапа воспитательного процесса – формирование чувств, эмоционального переживания, знаний взаимосвязи права и морали, правомерного поведения.

Воспитанники усваивают правовые нормы лучше, когда включены в деятельность, направленную на решение практических задач по применению юридических норм. Так, например, воспитанники самостоятельно составляли правовые документы (гражданско-правовой договор, исковое заявление, приказ и пр.) применяя метод правотворчества. Используется метод анализа конкретных проблемных ситуаций правового характера, суть которого состоит в том, что мы искусственно создаем в учебном процессе ситуации заимствованные из профессиональной практики.

На конец второго года реализации программы были выявлены следующие результаты: Основная часть воспитанников, по критерию «Уровень сформированности нравственно-правовых знаний», имеют уже высокий уровень – 20,83%, средний – 41,67%, ниже среднего – 37,5%. Полученные результаты подтвердили, что работа по данной программе способствует достижению более высокого результата и повышению уровня сформированности нравственно-правовой культуры у воспитанников детского дома.
Таким образом, как результат программы ребенок четко должен знать: Я – человек, гражданин:
-Неизбежно вступаю в общество;
-Учусь в нем себя вести;
-Через это приобретаю качество личности, новые знания и навыки, жизненный опыт;
-Вырабатываю мировоззрение и гражданскую позицию.
Мартынова Оксана Петровна02.11.2011 51170 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar