РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Методика подготовки к ЕГЭ"- из опыта работы

МОУ «Нововоскресеновская СОШ»
Яремовская Н.М.
Учитель русского языка и литературы

 

«Методика подготовки к ЕГЭ»
(из опыта работы Учителя русского языка)
 
2010 г.


Введение.

Учителя-словесники привыкли обучать детей пониманию чужих текстов и созданию своих. С начальной школы мы учим читать, понимать основные мысли текста, делить его на части, составлять план, пересказывать – сначала устно, потом письменно; обсуждаем с учениками, как влияет на общий смысл текста употребление тех или иных слов, выражений, синтаксических конструкций, выясняем, какие языковые средства нам кажутся более или менее уместными в разных речевых ситуациях, то есть на практике знакомим с функциональными стилями. Кроме обычных изложений, учителя давно используют такие задания, как различные виды трансформации текста: выборочное изложение, сжатое (или краткое) изложение, составление плана, тезисов, конспекта; «перевод» текста в иной функциональный стиль. Не менее известны и так называемые творческие задания по созданию собственных ученических описаний, рассуждений, повествований. Параллельно подобная работа – наблюдение над текстами писателей и написание сочинений об этих текстах – ведется на всем протяжении изучения литературы в школе. Таким образом, можно сказать, что с первых лет обучения ведется подготовка к итоговой аттестации по русскому языку – к написанию изложения или сочинения. А это значит, что с введением аттестации в форме ЕГЭ для нормально и добросовестно работающего учителя почти никаких радикальных изменений не происходит: мы будем делать то, что и раньше считали необходимым, и ни в коем случае не превратим весь одиннадцатилетний учебный процесс в натаскивание к выпускному экзамену, форма проведения которого может измениться еще не раз.
Однако на завершающем этапе необходимо сосредоточиться на специфике именно теперешнего экзамена, изучить весь круг вопросов, с ним связанных, чтобы экзамен оказался успешным для выпускников и их учителей, поэтому тема для самообразования выбрана не случайно: «Методика подготовки к ЕГЭ».

Работа велась в течение нескольких лет, были определены этапы работы:

  1. изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися;
  2. создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ – тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде;
  3. использование этого материала в работе по подготовке к ЕГЭ.
  4. прохождение курсов повышения по данной проблеме.

В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей:

- создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.

Исходя из целей, определила задачи:

• создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;
• способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;
• расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.

Определился круг вопросов, которые можно назвать «Организационными минимумом», это:

1. Назначение экзаменационной работы.
Оценка общеобразовательной подготовки по русскому языку выпускников с целью их аттестации и предоставлению возможности для последующего поступления в средние и высшие учебные заведения.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.
Основными нормативными документами, используемыми в аттестации являются:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Итоговая аттестация 11-го класса опирается еще на один нормативный документ:
3) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
Кроме нормативных документов, при подготовке материалов к ЕГЭ 11-го класса, используются рекомендованные Министерством образования и науки РФ:
– Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.
– Примерные программы среднего (полного) образования – М.: Дрофа, 1999.
3. Объекты проверки.
Итоговая аттестация включают в себя проверку лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Текстовые задания в той или иной степени связаны с проверкой всех видов компетенций. Однако наиболее важным результатом подобных заданий является проверка именно коммуникативной компетенции, понимаемой преимущественно как:
– владение разными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо);
– умением воспринимать (понимать) чужую речь;
– умением создавать собственные аргументированные высказывания на основе прочитанного текста.
Таким образом, в ЕГЭ отражается коммуникативно - деятельностный подход к обучению родному языку.
4. Структура экзаменационной работы.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей:
Часть 1 (А1–А31) содержит задания с выбором ответа.
Часть 2 (В1–В8) содержит задания с кратким ответом.
Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание.
5. Время выполнения работы.
В 11-м – 3 часа (180 минут). Рекомендуемое время выполнения третьей части работы ЕГЭ-11 (написания сочинения) – 90 минут.
6. Условия проведения экзаменов.
В 11-м классе школьник сам организует свою работу, отводя написанию сочинения столько времени, сколько считает необходимым. Организаторы, со своей стороны, отвечают лишь за получение школьниками КИМов.
7. Учебники и учебные пособия, рекомендованные для подготовки к экзамену.
При подготовке к обоим экзаменам рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ:
8. Изменения в контрольных измерительных материалах по русскому языку происходят ежегодно.

В течение первого года была создана Программа элективного курса для 10-11 классов, являющаяся модифицированной, созданной при помощи программы Нарушевича А.Г. «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку».

 

«Подготовка к ЕГЭ»
элективный курс для учащихся 10 -11 классов


Пояснительная записка

Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России, - это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка.
В связи с этим необходимо целенаправленное, обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к заданиям А, В, С.
Курс состоит из семи тем и трех контрольных работ. Материал занятий структурирован в соответствии со спецификацией ЕГЭ по русскому языку. Каждая тема посвящена определенному разделу языка, содержит разбор типичных заданий, сложных случаев языкового анализа, упражнения и тесты. Промежуточные контрольные работы предполагают выполнение теоретических и практических заданий по русскому языку. Итоговая контрольная работа связана с разработкой календарного планирования курса русского языка в старших классах, ориентированного на подготовку к ЕГЭ.
Программа модифицированная, составленная на основе программы Нарушевича А.Г. «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку», 2007 г.

Цель данного курса:

- помочь учащимся старших классов через разработанную систему уроков, заданий, упражнений повторить и углубить знания учащихся о системе языка, совершенствовать их учебно - языковые и коммуникативные умения.

Задачи курса:

1) совершенствование практических умений, связанных с анализом различных языковых явлений:
- языковой анализ слов;
- словосочетаний;
- предложений;
- текстов;
2) совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

Тематический план:

№ Название тем и занятий Кол-во часов
1. Тема 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум.


2. Тема 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тесты.

3. Тема 3. Морфемика. Словообразование. Типология занятий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения. Тестовые задания.
Контрольная работа №1 (Фонетика. Лексика. Фразеология. Морфемика).

4. Тема 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты.

5. Тема 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа и предложения. Синтаксические нормы. Синтаксические упражнения и тестовые задания.

6. Тема 6. Орфография и пунктуация. Типовые задания. Принципы русской орфографии и пунктуации.
Обобщающее повторение. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тесты.
Контрольная работа №2. (Морфология. Культура речи. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.)

7. Тема 7. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Языковые средства выразительности.

Итого: 68ч.

Содержание курса:

Тема I. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
1.1. Фонетическая система русского языка.
Основные фонетические процессы.
1.2. Безударные гласные на месте ударных о, а, э.
Фонетический разбор.
1.3. Произношение отдельных сочетаний чт, чн.
Произношение согласных перед е в заимствованных словах.
1.4. Ударение. Акцентологические нормы.

Тема II. Лексика. Фразеология.
2.1. Лексика русского языка как система.
2.2. Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы).
2.3. Паронимы и парономазы.
2.4. Фразеология.

Тема III. Морфемика. Словообразование.
3.1. Основные аспекты изучения морфемики и словообразования.
3.2. Морфемы, их типы и функции.
3.3. Морфемный анализ.
3.4. Словообразовательный анализ.
Контрольная работа №1.

Тема IV. Морфология и культура речи.
4.1. Род имен существительных.
4.2. Формообразование имен существительных и прилагательных.
4.3. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных.
4.4. Переход одной части речи в другую.

Тема V. Синтаксис и культура речи.
5.1. Словосочетание. Способы подчинительной связи между словами.
5.2. Простое предложение. Двусоставное и односоставное.
5.3. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.
Сложноподчиненные предложения.
5.4. Синтаксические нормы.

Тема VI. Орфография и пунктуация.
6.1. Безударные гласные корня.
6.2. Правописание приставок.
6.3. Правописание суффиксов. Н и нн в различных частях речи.
6.5. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
6.6. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом и.
Знаки препинания при вводных конструкциях.
6.7. Двоеточие и тире в сложном предложении.
Контрольная работа № 2.

Тема VII.Написание сочинений.
7.1. Основные требования к содержанию сочинения.
Проблема текста.
7.2. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
7.3.Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.
7.4. Языковые средства выразительности.
7.5. Итоговая контрольная работа.

Литература:

1. Нарушевич А.Г.Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку \\ газета «Русский язык». № 12\ 2006.
2. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку\\ газета «Русский язык», №№ 17 – 24\ 2007.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. М., 2003.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.
М.: Русский язык, 1987.
5. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение. 1980.
6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2002.
7. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2006,2007. Русский язык.

К темам, данным в программе, созданы различного типа упражнения для повторения и тренировки, после повторения тем проводятся контрольные работы.
В начале всех занятий проводится знакомство с заданиями ЕГЭ, их структурой, бланками и порядком и правилами их заполнения.
Для работы индивидуальной, для определения круга вопросов повторения проводится тренировочный тест –только часть А, только часть В. После проверки оформляется для каждого ученика таблица, где отражены ошибки и замечания, намечается индивидуальная работа.

Лист учета ошибок


Ф.И. Учащегося
Безударные гласные в корне слова
Чередование гласных в корне слова
Словарь Непроизносимые согласные в корне слова И и Ы после Ц, после приставок на согл. О/ Е после шипящих Ь после шипящих З и С в приставках Приставки ПРЕ- и ПРИ- Написание суффиксов существительных Написание суффиксов прилагательных Написание суффиксов причастий, деепричастий, глаголов Написание окончаний существительных Написание окончаний прилагательных и причастий Личные окончания глагола Написание наречий (слитно/раздельно) Производные предлоги Написание союзов НЕ с разными частями речи Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий Различение НЕ и НИ Слитное и дефисное написание местоимений и наречий Слитное и дефисное написание сложных прилагательных Различение односоставных предложений Однородные члены предложения Обобщающие слова при однородных членах Однородные и неоднородные определения Обособленные определения Причастный оборот Несогласованные определения приложения Обособления обстоятельств Деепричастный оборот Обособление дополнений Так, к теме «Орфоэпия» составлен словарик из слов, чаще всего встречающихся в нашей повседневной жизни. Работа с ним проводится почти на каждом занятии – либо в форме орфоэпического диктанта, либо ролевой игры, либо простого проговаривания вслух в течение 5 минут и т.д.

Орфоэпические нормы

АгронОмия
акрОполь
анАлог
анАпест
анАтом
алфавИт
апартамЕнты
апокАлипсис
апострОф
арАхис
аргумЕнт
архитЕкторов
в аэропортУ, аэропОртов,
аэропОрты
баловАть, балУется,
избаловАть,
балОванный,
избалОванный
бАнты
блАговест
блЮда, блЮдам
буржуазИя
бурокрАтия
валовОй
вероисповЕдание
вЕстерн
вЕчеря
вобралА
воздухопровОд
вперегонкИ
галА-концЕрт
гЕнезис
гЕрбовый
граждАнство
давнИшний
добелА
доголА
докраснА
дОверху
дОнизу
донЕльзя
дефИс
договОр, в договОре,
договОры
договорЁнность
еретИк
звонИть, звонИт, позвонИт,
перезвонИт, дозвонИтся
завсегдАтай
зубчАтый
Издавна
изОгнутый
изобретЕние
инженЕров
инсУльт
исключЕнный
Искра
исконИ
испокОн векОв
Издавна
каталОг
каллигрАфия
каучУк
кАшлянуть
квартАл
клАла
кОкон
кОнусов
кормЯщий
кренИться, кренИтся
корЫсть
красИвее
крестьЯнин
крЕмы
кладовАя
клялАсь
колОсс
кОлледж
косИтся
кУхонный
кремЕнь
лилАсь
мышлЕние
медикамЕнты
мЕстностей
миновАть, минУю, минУет
надОлго
недУг
намЕрение
началА
навЕрх
наведЕн
наделИт
новорождЁнный
насторожЕ
нАвзничь
наОтмашь
начАв
нащЁлкать
обеспЕчение
ободралА
ободрИть
обойдЁнный
Остов
оптОвый
пАсквиль
пОхороны, на похоранАх
приговОр
придАное
пломбировАть
пломбирОванный
паралИч
отдалА
отлучИт
отогналА
Отрочество
оцененА
партЕр
переключИт
пулОвер
премировАть
прибЫть, прИбыл, прбылА
принЯть, прИнял, принялА,
принятА, принЯв,
принЯвший
понЯть, понЯвший, понЯв
процЕнт
прозорлИвый
простынЯ, простынЕй
рАнчо
рЕфери
свЁкла
склАды
срЕдства
слИвовый
сОгнутый
созЫв
сОзданы, созданА, создалАсь
сорвАл, сорвАли, сорвалА
сУдно
стАтуя
столЯр
соболЕзнование
тОрты, с тОртами
танцОвщик, танцОвщица
углубИть
украИнец, украИнский
умЕрший
упрОчение
факсИмиле
феЕрия
фенОмен
хвОя
ходАтайство
цемЕнт
цепОчка
чЕрпать, исчЕрпать,
исчЕрпанный
шпрИцы, шпрИцем
шофЁр, шофЁрский
щавЕль
щекОтно
экспЕрт
экспЕртный
юрОдивый

При повторении «Фонетики», «Лексики», «Морфологии», «Синтаксиса» используются задания по тематическому принципу. Сначала повторяется теоретический материал, для этого используются презентации, затем подробно, по темам выполняются и разбираются задания. Например, по теме «Сложносочиненные предложения» предлагаются такие задания:
1. Найдите сложносочиненное предложение.
1. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.
2. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.
3. Форейтор тронул и карета загремела колесами.
2. Найдите "четвертое лишнее”.
1. Все подробности разговора были переданы русскому императору и война началась.
2. Он отдал казаку поводья снял и отдал бурку расправил ноги и поправил на голове картуз.
3. Он замолк и с минуту продолжалось страшное для княжны Марьи молчание.
4. Никто не ездил по улицам и редко слышались шаги пешеходов.
3. Какое из предложений является сложносочиненным?
1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
2. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
3. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших "ура!” новому главнокомандующему.
4. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.
В части В вызывают наибольшие трудности выполнение заданий В8- определение языковых средств – к сожалению, за несколько уроков нельзя научить понимать и чувствовать слово, его особенности, в том числе те выразительные средства, которые помогают увидеть и красоту слова, и вообще текста, отрывков из произведений великих писателей, которые предлагаются на экзамене.
Работа по формированию языкового чутья должна вестись еще в начальных классах, в среднем звене, постепенно усложняя сведения из года в год.
В выпускных классах идет повторение, обобщение сведений по нескольким направлениям:
- знание терминов (тропы, фигуры речи, средства и т.д.);
- составление памяток, таблиц по теме;
- работа с текстами великих мастеров слова;
- выполнение тренировочных заданий из материалов ЕГЭ.

При работе по написанию сочинений используются задания типа «Следуя за мастерами слова», которые помогают разобраться и с языковыми средствами, и попробовать свои силы .

Путь в лесах – это километры тишины и безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, лиловые колокольчики на полянках, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
( По К. Паустовскому).
Задания:
1) Можно ли изобразить данный текст красками? Что бы вы нарисовали?
2) Сколько может здесь картинок? Почему?
3) Благодаря каким языковым средствам создается динамика, ощущение движения, ведь глаголов почти нет?
4) Почему К.Паустовский не употребляет глаголы? Попробуйте заменить существительные сочетаниями с глаголами. Что изменилось?
5) Используйте существительные, обозначающие действие \ признак как предмет, при написании микросочинения на тему «Путь зимой в школу – это….

Предлагаются комплексные задания, объединяющие и часть А, и В, и С.

Текст 1


Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Камышовая кошка

(1) Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.(2) При попытке добыть живую камышовую кошку меня упорно преследовала неудача. (3) Либо зверь не попадал в ловушку, либо не удавалось сохранить пойманное животное живым и здоровым.
(4) Однажды ранним февральским утром меня разбудили приятели, сельские ребята. (5) Перебивая друг друга, они спешили сообщить важную новость: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался!». (6) Я через несколько минут был уже у дяди Прохора. (7) Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. (8) Лапа хищника была крепко зажата капканом. (9) Как только кто-нибудь из толпы пробовал приблизиться к нему, кот взъерошивал шерсть, шипел и прыгал навстречу. (10) Но короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. (11) Сообразив, что при таких прыжках ценное животное может сломать себе лапу, я сбросил с себя куртку и, прикрыв ею лицо, приблизился к зверю. (12) Он повторил свой маневр и опять бессильно упал на землю. (13) Тут я мигом накинул на кота свою куртку и навалился поверх нее своей тяжестью. (14) Зверь был связан. (15) Я осторожно снял с его ноги капкан, смазал йодом и перевязал рану на его ноге. (16) Потом кота посадили в клетку. (17) Он вел себя странно. (18) Он не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и делал вид, что не замечает окружающих его людей. (19) Так прошло два дня. (20) Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу, любимую пищу кота на воле. (21) Вначале курица, боявшаяся опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась и даже начала нахально ходить по спине лежащей кошки. (22) Хищник не обращал на нее никакого внимания. (23) Прожив еще два дня, камышовый кот погиб, а курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была выпущена на волю. (24) Жалко было потерять такую добычу, но что делать! (25) По- видимому, кот был слишком стар, чтобы примириться с потерей свободы!

(По Е. Спангербергу)

Задание 1. Какая мысль не выражена в тексте?
1) Диких животных трудно приручить.
2) Редких животных трудно беречь, охота на них запрещена.
3) Животное, выросшее на воле, не может примириться с потерей свободы.
4) Взрослый хищник лучше погибнет, чем будет жить в неволе.

Задание 2. Определите стиль и тип речи.
1) Публицистический стиль, описание.
2) Художественный стиль, повествование.
3) Разговорный стиль, повествование.
4) Художественный стиль, описание.

Задание 3. Какое лексическое значение имеет слово экспедиция в этом тексте?
1) Ответственное задание, поручение, роль.
2) Мероприятия для осуществления какой-либо важной хозяйственной задачи.
3) Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью ловли.
4) Поездка, поход в отдаленную местность с исследовательской целью.

Задание 4. Из предложений 18-21 выпишите действительные причастия настоящего времени.
Задание 5. Среди предложений 18-25 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Задание 6. Среди предложений 9-15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Задание 7. Среди предложений 7-18 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
Задание 8. Среди предложений 19-25 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора.
Задание 9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Главный герой рассказа – камышовый кот. Автор говорит о нем практически в каждом предложении, используя __________ . При этом эмоциональный накал рассказа передается с помощью ______________ .

Список терминов:
1) метафора;
2) ирония;
3) фразеологизм;
4) восклицательные предложения;
5) сравнительный оборот;
6) синонимы.
Задание 10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность учащихся. Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С. Эта часть задания считается самой сложной как в выполнении, так и в организации работы по обучению написания сочинения по данному тексту.
Ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. Незнание этих терминов приводит к тому, что задание понимается неверно и выполняется неправильно, поэтому проводится отдельная работа с толкованием слов, составлением Памяток, например, таких:

Памятка

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования,
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.
Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

Затем подробное рассмотрение на разных этапах занятий в форме словарных диктантов (правописание), проверочных работ «Назови иначе», «Определи слово по толкованию»
На первом этапе приходится очень подробно разбираться с каждым ключевым словом, для этого созданы разного типа планы сочинений (подробные, поэтапные и т.п.), памятки, алгоритмы, например, такие:

Композиция сочинения:
1.Вступление:
а) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой;
б) краткая справка об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивает в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста.

2. Основная часть - комментарий собственно проблемы:
а) характеристика позиции автора по проблеме;
б) собственное мнение –согласие –несогласие – аргументация;
в) примеры и доказательства.

3. Заключение:
а) итог всего сочинения;
б) энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения;
в) яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения.

План сочинения:

1. Вступление:
- время написания произведения,
- сведения об авторе (если известны).
2. Формулировка проблемы (проблем), поставленной (поставленных) в тексте :
- какие вопросы автор поднимает в тексте,
-размышление о теме, затронутой автором.
3. Комментарий к проблеме:
-характеристика актуальности проблемы, поднятой в тексте;
- пояснения по поводу заявленной вами проблемы,
-ваша интерпретация текста.
4. Авторская позиция:
-анализ 2-3-х основных мыслей автора, изложенных в тексте:
- комментарий к ним,
-отношение автора к проблеме(героям).
5. Выражение собственного мнения:
- согласие-несогласие с автором,
- приведение аргументов (не менее 2-х), доказывающих вашу точку зрения или авторскую.
6. Заключение:
- основные выводы,
- обобщенный ответ на вопрос.
Так, выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли. Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?
Следует сосредоточиться на проблеме, которая 1) находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно; 2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.
Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например:
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает важную проблему…
Автора текста волнует проблема…
Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…
Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин.
Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это…
Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.
Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.
Следует осторожно использовать подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.
Как показывает наш опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Можно предложить далее такую поэтапную работу:

Формулируем проблему, комментируем…
Памятка
1. К какому типу принадлежит эта проблема?
(социальная, философская, экологическая, нравственная )
2. Актуальна ли она в наши дни? В чем ее значимость для общества?
3. Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий?
4. Почему эта проблема привлекла внимание автора?
5. Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
6. К каким выводам автор подводит читателя?

Т.е. комментировать – это
Своими словами пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем задумывается.
Задание:
• Прочитайте текст.

(1) Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.
(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно.
(6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах.
(7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.
(8) Работа имеет высший смысл – это путь по- настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду.
(По Ю.Бондареву).

•Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Труд есть основа осмысленной жизни человека.
Б) Труд есть основа величия человека.
В) Труд есть основа богатства человека.
Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.
• Какое высказывание вы бы взяли в качестве эпиграфа?
А) Не работа сушит, а забота.
Б) Без дела жить - только небо коптить.
В) Всех работ не переработаешь.
Г) Трутни горазды на плутни.
• Определите проблематику этого текста (____________________________________________________).
• Выделите главную проблему (____________________________________________________).
• Используя вопросы памятки, прокомментируйте проблему.

Авторская позиция…

Может быть выражена
Четко, прямо, непосредственно:
• в названии текста;
• в отдельных предложениях текста;
• через ряд аргументов.
Через модальный план текста:
• риторические вопросы;
• риторические восклицания;
• порядок слов;
• лексические повторы (ключевые слова);
• оценочную лексику;
• модальные слова и частицы.

• Прочитайте текст.

(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

( По А.Герберу)

• Какова тема этого текста?
(______________________________________________________________________)
• Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную.
(_______________________________________________________________________)
• Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию.
Определите способ выражения авторской позиции, сформулируйте ее.
(_______________________________________________________________________)

Один из способов успешного выполнения части С- это организация групповой работы, которая тоже может быть разной:
1 этап - «Все вместе».
Всему классу предлагается один текст для работы. Учитель читает текст, обращая внимание на главные моменты. .Затем устно(коллективно) начинается отработка каждого пункта, каждого абзаца с учетом памятки «Критерии оценки части С».
Лучшие варианты проговариваются или записываются.
После завершения всей работы учитель может предложить свой вариант сочинения в сравнении с ученическим.
2 этап - Самостоятельный.
Всем предлагается несколько текстов из произведений известных писателей, публицистов, литературоведов с заданием написать сочинение, опираясь на несколько памяток(«План сочинения») и «Критерии оценки части С».
3 этап – Групповая работа с сочинениями нескольких вариантов, проверенных и непроверенных.
Идет анализ, поиск и классификация ошибок.
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стеклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, темные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своем долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.
И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…
(По В.Конецкому)

Фрагмент сочинения
В чем состоит подлинное назначение искусства? Философы, писатели, музыканты, художники разных эпох пытались найти ответ на этот вопрос. Одни считали, что искусство должно приобщать человека к прекрасному, другие видели в искусстве рупор общественных идей, третьи – источник развлечения… Интересный аспект этой проблемы раскрыл В.Конецкий.
По мысли автора, подлинное искусство дарит человеку радость, ощущение полноты жизни, которое неразрывно связано с чувством родины. Не случайно при виде птиц на палубе теплохода в памяти автора, находящегося вдали от родины, всплывает знакомый с детства образ – картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина, изображающая раннюю весну, поражает зрителей своей простотой и глубоким пониманием русской природы. Действительно, полотна знаменитых русских пейзажистов – Левитана, Серова, Коровина – особенно близки и дороги тем, кто с детства влюблен в красоту природы России, кому знакома «русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной».
Таким образом, позиция В.Конецкого заключается в следующем: одна из важнейших функций искусства – будить в человеке чувство родины.
Находятся типичные ошибки при комментировании проблемы:
• комментарий подменяется пересказом;
• излишне подробно цитируется исходный текст;
• выделена одна проблема, а комментируется другая;
• при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
Можно предложить работу(сочинение), оформленную в виде таблицы, где на полях будут указываться различного вида ошибки- логичекие, речевые, пунктуационные, орфографические, выставлены и подсчитаны баллы по «Критериям».
Такая работа помогает видеть в будущих своих работах ошибки, не допускать их.
4 этап – Выполнение тренировочных тестов, предложенных учителем и самостоятельная работа с пособиями.

Урок в 11 классе
Подготовка к написанию части С
ЕГЭ по русскому языку
Цели урока:
1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту:
2) совершенствование навыков анализа текста;
3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
I. Работа с текстом.


В.В. Вересаев
Об авторе статьи: Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), прозаик, литературовед, критик, врач по специальности, автор известного произведения «Записки врача», созданного на автобиографическом материале.
(1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.
(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».
(14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.
(15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.
(16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.
(20) Много ли тогда напишешь?
(21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?
(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.
(По В.Вересаевау)
1. Определите и сформулируйте тему текста. (При формулировке темы обращайте внимание на ключевые слова.) Запишите формулировку темы.
Примерная формулировка темы
Писательство – вот тема, к которой обращается автор текста.
2. Сформулируйте основную проблему текста, запишите формулировку.
Примерная формулировка проблемы
Каким же должен быть писатель? Над этим вопросом задумывается автор текста.
3. Прокомментируйте проблему, ответив на следующие вопросы:
1) Почему отказ от собственной профессии губителен для молодого автора?
2) Какое языковое средство помогает подчеркнуть мысль о том, что писатель, бросивший свою профессию, утрачивает и литературный талант?
3) С какой целью В.Вересаев дважды прибегает к тавтологии жить в жизни?
4) Каким фразеологизмом автор статьи обозначает творческое состояние человека, ставшего «профессиональным» литератором?
5) Почему словосочетание «набирает материал» (предложение 13) автор текста заключает в кавычки?

Примерный комментарий к проблеме
По мнению В.Вересаева, молодой перспективный автор, отказавшийся от своей профессии, сделавший литературу источником дохода, перестает быть настоящим писателем.
Метафора и на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет помогает выразить мысль о том, что писатель утрачивает свой талант, если вырывает себя из обычной, привычной ему жизни.
Фразеологизмом вариться в собственном соку автор текста определяет состояние человека, лишенного ярких жизненных впечатлений, и свое ироничное отношение к писателю, который стремится черпать материал для произведений извне, Вересаев выражает словосочетанием «набирает материал». Прибегая к тавтологии надо жить в жизни, В.Вересаев говорит о том, что писатель должен быть активным участником жизни, а не ее созерцателем.
4. Сформулируйте идею текста, ответив на следующие вопросы:
1) Для чего автор вводит в рассуждение диалог с предполагаемым оппонентом (предложения 14, 22)? ( Оппонент – противник в споре.)
2) Как В.Вересаев решает проблему?
Примерная формулировка идеи
Переходя от рассуждения к диалогу с предполагаемым оппонентом, автор статьи хочет убедить нас в том, что человек должен заниматься своей основной профессией, а писать в свободное время.
Идея текста такова: для того чтобы быть хорошим писателем, не надо заниматься литературой профессионально: тогда все написанное будет «полноценно, нужно».
5. Напишите вступление к сочинению. Постарайтесь во вступлении поразмышлять о том, какие книги интересны читателю и какие авторы вызывают у вас интерес.
Примерное вступление
Все мы читаем книги, художественные и научные, интересные и полезные, развлекающие нас и заставляющие задумываться о жизни. И у каждого из нас, наверное, возникал вопрос: почему об одной книге мы забываем на следующий день после прочтения, а к другой постоянно возвращаемся, перечитывая по несколько раз?
Думаю, многое зависит не только от нашего восприятия литературы, но и от мастерства автора, его художественной убедительности.
6. Напишите о своем отношении к идее текста, приведя не менее двух аргументов, подтверждающих или опровергающих авторскую позицию.
Материал для размышления
А.П. Чехов и М.А. Булгаков были по профессии врачами и долгое время занимались лечением людей. Л.Кэролл, автор книг «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», был математиком, а написание книг было его хобби. В.С. Высоцкий, профессиональный актер, известный стране своими поэтическими произведениями, всю жизнь играл на сцене и в кино.
Примерные аргументы «за»
С автором текста трудно не согласиться: всем нам известны примеры, когда человек, не являясь профессиональным писателем, добивался признания и любви читателей.
Вспомним известного английского математика Л.Кэролла. Его замечательные книги «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», написанные для племянницы, известны всему миру и любимы детьми многих поколений.
Гениальный русский писатель А.П. Чехов, служа врачом долгие годы, говорил о том, что медицина для него законная жена, а литература – незаконная. И именно благодаря занятию медициной он создал рассказы «Лошадиная фамилия», «Палата № 6», ставшие классическими.
По-разному можно относиться к творчеству современного автора детективов А.Марининой, но то, что человек, много лет прослуживший в милиции, старается заинтересовать читателя своей работой, вызывает уважение. И, может быть, романы А.Марининой популярны именно потому, что о тяжелой службе в милиции нам рассказывает не выдумщик, а профессионал, человек знающий и любящий свое дело.
Примерные аргументы «против»
…Таким образом, автор пытается убедить нас в том, что писательство не должно быть профессией и что человек, создающий литературные произведения, должен заниматься творчеством в свободное от работы время.
Эта мысль вызывает сомнение. Во-первых, полагаю, что человек, занимающийся чем-то профессионально, способен достичь больших успехов в любом деле, нежели человек, для которого это дело является хобби. Например, хоккеист какого-нибудь клуба добьется большего, чем, скажем, игрок дворовой команды.
Во-вторых, есть писатели, которые, занимаясь только литературой, стали классиками. Федор Михайлович Достоевский, например, окончив военно-инженерное училище, почти сразу же вышел в отставку и занимался только литературой – делом всей жизни. И жизненными впечатлениями, необходимыми для создания произведений, гениальных в художественном и в психологическом плане, он не был обделен… Поэтому, думаю, главное для писателя – это не наличие или отсутствие «основной» профессии, а талант.
II. Подведение итогов урока. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по тексту В.Вересаева.

Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
Литература:

1. Нарушевич А.Г.Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку \\ газета «Русский язык». № 12\ 2006.
2. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку\\ газета «Русский язык», №№ 17 – 24\ 2007.
3.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. М., 2003.
4.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.
М.: Русский язык, 1987.
5.Столярова Е.А. Стилистика русского языка. Пособие для подготовки к экзаменам. М.,2004.
6.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение. 1980.
7.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2002.
8. Шапиро.Н.А.. Опыты анализа художественного текста. М.: МЦНМО, 2008.
9. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. М.: АСТ: Астрель, 2009.
10. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2006,2007,2008,2009. 2010. Русский язык.

Яремовская Наталья Михайловна25.01.2012 283711 Немного о ЕГЭ...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Скоро ЕГЭ, надеюсь поможет
avatar
Презентации на 23 февраля