РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесозидающая деятельность учителя иностранного языка при подготовке учащихся к ЕГЭ

Здоровьесозидающая деятельность учителя иностранного языка при подготовке учащихся к ЕГЭ

Здоровьесозидающая деятельность учителя иностранного языка при подготовке учащихся к ЕГЭ

Урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников — все это ведет к потере здоровья детей. Поэтому каждый урок, каждое школьное мероприятие должно содержать в себе оздоровительный компонент, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию. 

Итоговой формой аттестации выпускников школ является ЕГЭ. Высокие результаты ЕГЭ наших выпускников говорят нам о высокой степени интереса к иностранным языкам и крайне низком уровне восприятия учащимися экзамена по иностранному языку как стресса — он не вызывает у детей страха или дополнительного беспокойства. Именно здоровьесозидающая направленность деятельности на уроках иностранного языка играет огромнейшую роль в мотивации к изучению предмета и в заинтересованности учащихся в сдаче этого экзамена.

Восприятие ЕГЭ его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх перед ЕГЭ, а положительное к нему отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ЕГЭ его участникам. Своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к экзамену будет способствовать успешному решению заданий, предлагаемых ЕГЭ. 

Комплексы упражнений, которые выполняет учащийся в процессе подготовки к экзамену и сопровождаемые пояснениями их психологического смысла, создадут условия готовности учащегося к тестированию, укрепят его уверенность в собственных силах, подготовят его к напряженным ситуациям тестирования. Каждому учителю важно помнить, что на результаты ЕГЭ влияют: уровень предметной подготовки, уровень тестовой культуры выпускника, психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.

Перед каждым учителем стоит задача повышения качества знаний учащихся, при этом учебный процесс должен быть спланирован так, чтобы не нанести вред здоровью учеников. Кроме того, должны быть созданы условия для повышения мотивации учащихся к изучаемому предмету через реализацию здоровьесберегающих технологий, путем создания комфортной обстановки обучения, использования индивидуальных особенностей каждого учащегося, предупреждения чрезмерного умственного напряжения.

При рассмотрении особенностей учебного процесса по иностранному языку можно выделить две группы критериев реализации здоровьесбережения:

  • формирование и развитие здорового образа жизни, воспитание активной жизненной позиции через содержание учебного материала; 
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся, снижение умственной утомляемости через организацию учебной деятельности.
При этом в организации и проведении урока необходимо учитывать обстановку и гигиенические условия в классе, число видов учебной деятельности, чередовать виды преподавания, использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческому самовыражению учащихся, поддерживать у детей веру в собственные силы, создавать ситуацию успеха.

При подготовке к ЕГЭ учителями иностранных языков используется масса компонентов здоровьесозидающих направленностей урока: и личностная ориентированность, и психологическая безопасность, и профилактическая направленность, и направленность содержания урока на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Различные разделы ЕГЭ предполагают и различные формы работы с ними, что позволяет нам производить смену видов деятельности на уроке, что, в свою очередь, снижает утомляемость и поддерживает динамику работоспособности учащихся. Следует отметить, что ЕГЭ по иностранному языку состоит из следующих разделов: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо. Несмотря на то, что в ЕГЭ отсутствует такой раздел, как говорение, именно говорение как таковое есть одна из целей преподавания иностранного языка. На большинстве уроков говорение запрещено или сводится к минимуму — ответу на поставленный учителем вопрос. Запрет на говорение является стрессом для ученика. На уроках же иностранного языка подобного запрета нет, как раз наоборот. На старшем этапе, при подготовке к ЕГЭ дети уже достаточно свободно владеют языком, чтобы излагать свои мысли на различные темы. И говорение в форме дискуссии с учителем, дебатов между собой, оценивания собственной работы и работы других учеников является одним из компонентов личностной ориентированности урока.

Говорение может быть использовано и при обучении любым видам речевой деятельности, в том числе, письму. К написанию работ в формате ЕГЭ рекомендуется приучать детей начиная с 9-го класса, а с 10-го практически вся письменная работа должна проводиться в формате ЕГЭ. Таким образом, на экзамене ученикам не приходится даже задумываться о форме написания, план ими соблюдается автоматически, они вынуждены думать лишь над содержанием, что существенно сокращает как время написания, так и нервное напряжение на экзамене.

При работе над разделом «Грамматика и лексика», при рассмотрении и обсуждении затруднений в грамматических и лексических заданиях используются также дискуссия с учителем и между собой, наряду с работой в группах и парной работой. Также, при подготовке практикуется взаимопроверка заданий, предполагающая парную и групповую работу.

При подготовке к разделу «Чтение» необходимо пользоваться системой предтекстовых упражнений. Кроме того, тексты должны выбираться с учетом возрастных особенностей учеников, интересных для них тем, среди которых значительное место занимают спорт, медицина, здоровый образ жизни, активный отдых и т. д. При работе над текстом используется также групповая и парная работа, способствующая психологической безопасности, таким образом, организуются отношения сотрудничества, поддержки, взаимопомощи.
Необходимо отметить, что небольшое, по сравнению с другими уроками, количество учащихся в группах при изучении иностранного языка позволяет больше использовать индивидуальный подход. Например, при оценивании письменных работ С1 и С2 проводится анализ конкретных ошибок и предлагаются рекомендации, т. е. составляется краткое письменное резюме по работе учащегося. Кроме того, ведется оценивание в формате ЕГЭ из расчета за С1 максимум 6 баллов (по трем критериям), за С2 — 14 баллов (по пяти критериям). Таким образом, учащиеся не только привыкают к подобной системе оценки, но и могут оценивать свои письменные работы поаспектно, анализировать свои слабые и сильные места.

Конечно, не стоит забывать и о создании положительного эмоционального настроя учащихся на урок и доброжелательных отношений на уроке. Прежде всего, это достигается за счет чувства юмора, в том числе, и при пресечении нарушений дисциплины. Этот осмысленный и сознательный приём при обучении иностранным языкам необходим на всех этапах, в особенности на старшем.
Подводя итог, можно сказать, что совокупность здоровьесберегающих технологий, а также эффективных методов и приемов в обучении иностранному языку поддерживает положительный психоэмоциональный климат на уроке, помогает избежать утомляемости учащихся и стрессовых ситуаций, что способствует мотивации, которая положительно сказывается на качестве знаний. 

Здоровьесберегающая деятельность при подготовке к экзамену в формате ЕГЭ не только полезна, но и необходима. Она не только повышает мотивацию к изучению иностранных языков, но и увеличивает эффективность подготовки и результативность прохождения экзамена в формате ЕГЭ.

Черткова Эля Павловна02.04.2013 11631 Немного о ЕГЭ...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

С большим вниманием прочитала статью,много полезного почерпнула.Спасибо за столь содержательное изложение материала smile
avatar