РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Управление ДОУ (по материалам деятельности ДОУ)

Пасекова Л.А.

Управление ДОУ

Организационно-правовое регулирование деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Уставом о дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида и на основе нормативно-правовой документации.
Финансово-хозяйственная деятельность дошкольного учреждения осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной «Учредителем».
Материально-техническая база ДОУ соответствует современному уровню образования, санитарным нормам, требованиям техники безопасности, правилам пожарной безопасности и постоянно развивается. Для детей организована работа 7 групп: 1 группа раннего возраста и 6 групп для детей дошкольного возраста.
Наряду с имеющимися типовыми помещениями в ДОУ оборудованы и оснащены: спортивный и музыкальный залы (совмещенный), кабинет для занятий изобразительной деятельностью, медицинский блок, состоящий из приемной, процедурного кабинета, изолятора, физиотерапевтического кабинета. Детский сад располагает оборудованной территорией с игровыми площадками по количеству групп, которые оснащены современным оборудованием фирмы «КСИЛ» - детские площадки, а также спортивной игровой площадкой.

Управление педагогическим процессом в современных условиях связано с поиском новых эффективных подходов в воспитательно-образовательном процессе, которое находит свое отражение во внедрении и использовании эффективных подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением.

В основе педагогического процесса необходима инновационная деятельность, в которой должны отражаться:
- стратегическое планирование развития инновационной деятельности;
- моделирование предметно-развивающей среды;
- планирование целостного педагогического процесса;
- целостной системы воспитания и обучения;
- комплексно-тематический принцип планирования;
- научно-методическое сопровождение педагогического процесса;
- взаимодействие с семьей;
- подготовка педагогических кадров.

Целью планирования педагогического процесса является создание целостного образовательного продукта, соответствующей интеграции воспитательно-образовательной деятельности. Планирование в дошкольном учреждении предусматривает разработку последовательных действий (годовой, перспективный, календарный планы), систему работы, расчет объема работы по времени и предполагаемый материал.

Содержание образовательного процесса.


Дошкольное учреждение осознанно осуществляет выбор современных образовательных комплексных и дополнительных программ, их сочетание с парциальными, которое направлено на целостное развитие личности детей.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается различными комплексными, дополнительными, парциальными и коррекционными программами [2], и технологиями[3].

Программно-методическое обеспечение, учебно-методические комплекты обеспечивают современный уровень дошкольного образования. Методический кабинет, в котором собран современный психолого-педагогический и литературный материал по разным направлениям, учебно-методические комплекты современных программ и технологий, аннотирование литературы, опыт работы педагогов, дидактический материал по основным образовательным программам и др. оказывает основательную поддержку педагогам. Для оценки педагогической деятельности воспитателей и специалистов разработаны критерии (карты, схемы, рекомендации и пр.). Использование разнообразных программ и технологий обеспечивает качественную реализацию требований дошкольного образования, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, а также его интеллектуальное и социальное развитие.

Организация развивающей педагогической среды в группах и ДОУ обеспечивается разными видами деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Педагоги ДОУ творчески подходят к конструированию моделей предметно-развивающей среды, обеспечивают продуктивность ее использования для развития личности ребенка, его способностей, самостоятельности, инициативности и творчества [4].

Медицинская служба сопровождения.


Осуществление индивидуального подхода к ослабленным и часто болеющим детям организуется в тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.
Медицинским персоналом в ДОУ изучается анамнез о соматическом состоянии ребенка, проводится индивидуальное обследование с целью выявления отклонений в развитии, ведется документация установленного образца, отражающая развитие ребенка, динамику его состояния.
По результатам обследования детей даются рекомендации в соответствии с выявленной патологией.

Виды деятельности:
- Организационная – составление системы оздоровительных мероприятий; проведение семинаров; участие в педагогических советах; анализ заболеваемости; подведение итогов.
- Оздоровительно-профилактическая - осмотр детей; диспансеризация, обследование энтеробиоз, RM; оздоровительные мероприятия; контроль за соблюдением режима дня и ДА, подбором мебели.
- Организация питания – составление общего меню и для детей страдающих пищевой аллергией.
Методики оздоровления:
- витамины, минералы, адаптогены, фитотерапия (витаминные сборы, отвар шиповника), медикаментозная терапия,
- закаливание, воздушные ванны, оздоровительные ходьба и бег, дыхательные упражнения, психогимнастика, рефлексотерапия, соблюдение режима дня и ДА,
- массаж, ЛФК, ФТЛ по показаниям,
- профилактика ОРВИ,
- профилактические прививки. В дошкольном учреждении проводится систематическая организационно-методическая работа с кадрами: педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, педагогические часы, МПП - совещания, производственные и рабочие совещания, на которых решаются конкретные задачи. Это дает педагогам возможность обмениваться актуальной информацией; обсуждать современные методы и приемы обучения и воспитания детей; организовывать предметно-развивающую среду; использовать дифференцированный и индивидуальный подходы к воспитанникам; анализировать показатели физического развития и здоровья детей; подводить итоги работы.

В детском саду используются вариативные системы закаливания, массаж; проводятся фито-, витаминотерапия и др. При этом оздоровительные процедуры являются частью не только процессов ухода и воспитания, но и самого содержания обучения, способствующие тем самым становлению у дошкольников ценностей здорового образа жизни. Педагогами ДОУ разработана система воспитательной и оздоровительной работы с воспитанниками «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе». Широко используется планирование познавательно-валеологических занятий «Цветок здоровья».

Сложившаяся гибкая модульная система воспитательно-образовательной и оздоровительной работы актуальна для создания оптимальных условий гармоничного развития каждого ребенка. В ней присутствуют необходимые рекомендации и материалы, которые позволяют педагогам правильно планировать и успешно проводить физкультурно-оздоровительную работу [5].

Система воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в детском саду по осуществлению в педагогическом процессе модели идеально здорового ребенка.

Цель.
Охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт.
Система способствует формированию у воспитанников устойчивых навыков и привычек к здоровью, здоровьесберегающего взаимодействия с миром, овладения знаниями об оздоровлении, формирование здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего сознания.

4 блока модульной системы воспитательно-образовательной и оздоровительной работы

- I блок гигиенический - создание условий обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию режима работы в ДОУ.
- II блок оздоровительный - оздоровление часто и длительно болеющих детей, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, создание определенных условий.
- III блок физическое воспитание - формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.
- IY совместный блок - всестороннее грамотное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Содержанием всех этих форм деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно максимально быстро и эффективно приблизить всех субъектов здоровьесберегающей деятельности к конечному желаемому результату – модели идеально здорового ребенка.

Методическая работа с кадрами.

Важными ресурсами для достижения поставленных целей является кадровое обеспечение, между которым распределены полномочия и ответственность за выполнение функций. Коллектив работоспособен, ответственен, владеет коммуникативной культурой, креативен. В ДОУ задействован личностный подход, направленный на повышение квалификации педагогов, его заинтересованности в использовании эффективных методов, технологий в повседневной работе. Повышение профессиональной деятельности педагогов основывается на анализе педагогической деятельности педагогов и отражается в карте профессиональной деятельности с учетом собственных объективных оценок самого педагога.

Профессиональный уровень и педагогическое мастерство педагоги повышают через различные формы обучения: самообразование, МО, творческой группе, КПК, участие в семинарах и т.д., что позволяет внедрять в воспитательно-образовательный процесс новые методики и технологии; ежегодно участвовать в конкурсах педагогического мастерства, международных конференциях, распространять и публиковать свой опыт, проходить аттестацию. Необходимо отметить, что педагоги не только овладевают знаниями о возрастных закономерностях развития воспитанников, но и осваивают и применяют коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, тесно взаимодействуют с их семьями.

Кроме традиционных форм работы проводятся семинары-практикумы «Это может ваш малыш», «Лесные истории», «Литературные вечера» и др. Широко используются тематические, творческие, педагогические проекты: «Зимняя мозаика», «Репка», «Звуковая мозаика» и др. Данная форма взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка, а это значит, что в дошкольном учреждении создается эффективная система базовой подготовки ребенка к школе. Проектный метод обучения включает полный комплект разнообразного материала, что позволяет педагогам профессионально конструировать и эффективно проводить занятия с детьми, т.к. педагоги объединяют серию занятий по нескольким разделам, связанным между собой единым проектом для целостного детского восприятия мира. По результатам диагностических исследований можно сделать вывод, что выпускники дошкольного учреждения готовы к школьному обучению, а многие из них показывают высокий уровень готовности. Дети активны, любознательны, уверены в себе, мотивационно-потребностная сфера направлена на успешное решение познавательных задач. При обучении в школе у воспитанников не возникают особые затруднения, связанные с их интеллектуальным развитием и социально-психологической адаптацией к школе.

Развитие творческого потенциала педагогического коллектива.

Методическая работа с кадрами – это целостная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя; на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а, в конечном счете – на совершенствование воспитательного и образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников. Для обеспечения повышения профессиональной и методической компетенции педагогов необходимо внедрение инновационных технологий способствующих повышению уровня и качества педагогического мастерства.

Применение инновационных технологий направлено на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые позволяют развивать самостоятельность, воображение, творческие способности детей.
Работа детского сада в инновационном режиме это: постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к детям для удовлетворения их индивидуальных склонностей и интересов; интегрированное обучение, направленное на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей; сочетание различных программ и технологий для обеспечения гармоничного и всестороннего развития воспитанников; здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе; проектный метод обучения; использование нетрадиционных художественных техник.

Социальная служба сопровождения связана с усилением контактов ДОУ с микро - и макросоциумом. В детском саду существует определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения: городским музеем города Павловска, детской библиотекой, ДТЮ, спортивной школой, музыкальной школой, которая успешно осуществляется на практике. Педагогами ДОУ проводится работа по преемственности со школами № 464, № 638 и др. Дошкольное учреждение пользуется хорошей репутацией учителей начальных школ микрорайона. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.

Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей. Поэтому работа педагогического коллектива нашего детского сада направлена на развитие педагогики сотрудничества: установлении доверительного делового контакта между семьей и детским садом; привлечении и соучастии родителей к сотрудничеству в решении воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Основная работа с родителями это педагогическое просвещение и включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Педагогический коллектив использует разнообразные формы работы с родителями (консультации, родительские собрания, открытые занятия, практические занятия, мастер-классы, творческие проекты, совместные мероприятия и др.). Главная задача педагогов ДОУ – проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимного понимания и поддержки. В основу реализации работы с семьей заложены следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
- помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

Использование и внедрение эффективных методов в управлении – это успех работы дошкольного образовательного учреждения, который означает непрерывный творческий процесс, в ходе которого организация педагогического труда приводится в соответствии с постоянно изменяющимся уровнем развития содержания и методики обучения и воспитания.

Управление инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении и реализации инновационных стратегий, слаженной работой и взаимодействии структурных подразделений, всего педагогического коллектива и позволяют достичь положительной динамики, высокой эффективности образования.

Сноски

[1]
Статья подготовлена по материалам деятельности ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга.

[2]
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» разработана авторским коллективом авторов (Н.О. Березиной, И.А. Бурлаковой, Е.Н. Герасимовой и др. науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина); «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина; «Физическая культура - дошкольникам» Л.Д. Глазыриной; «Здоровье» В.Г. Алямовская; «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Крюкова С.В., Слободяник Н.П.; «Программа обучения для детей с ФФНР» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

[3]
Ранний возраст – «Сенсорные способности малыша» Э.Г. Пилюгина; комплексное развитие, воспитание и обучение детей до 3-х лет Г.Г. Григорьева; коррекционно-развивающие занятия «Мой мир» С.А. Козлова; игровая деятельность – «Играем, играем…» О.А. Скоролупова; речевое развитие «Программа развития речи» О.С. Ушакова; развитие в изобразительной деятельности «Природа и художник» Копцева; развитие музыкальной деятельности «Ладушки» И. Каплунова; развитие элементарных математических представлений – «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера»; основы естественнонаучных представлений – «Детское экспериментирование» И.Э. Куликовская; развитие экологической культуры «Юный эколог» С.Н. Николаева; развитие элементарных представлений о человеке в истории и культуре – «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева. Л.Д. Маханева; охрана здоровья и физическое развитие – «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном учреждении» Н.С. Голицына, «Игровой стретчинг» Назарова, «Ритмопластика»; приобщение ребенка к социальному миру «Я - человек» С.А. Козлова и другие.

[4]
Опыт работы организации развивающей среды «Развитие творческой активности ребенка-дошкольника в предметной среде детства» был представлен на районном конкурсе педагогических достижений «Грани творчества - грани мастерства» в 2008 году. Творческая группа педагогов стала лауреатом конкурса.

[5]
Презентация системы физкультурно-оздоровительной работы проходила в 2006 г. для руководителей оздоровительных садов Пушкинского района.

Используемая литература

1. Белая К.Ю.От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 176 с. – (Страна чудес).
2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова Ю.В. и др. Дошкольное образование. Словарь терминов/ - М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3. ГолицынаН.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
4. Женилко М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/ Под ред. Н.Ф. Дика. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Фенрикс, 2006. – 416 с. (Сердце отдаю детям).
5. Новикова Г.П. Управление дошкольным учреждением в современных условиях: Пособие для руководителя ДОУ. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с. – (Библиотека детского сада).
6. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.
7. Полякова М.Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды: Методические рекомендации для дошкольных работников. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 83 с.
8. Прохорова Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ или Как загораются искорки творческого поиска. - М.: «5 за знания», 2007. -128с. (Развитие креативности дошкольников).
9. Прохорова Л.Н. опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. - М.: «5 за знания», 2007. – 256 с. (Развитие креативности дошкольников).
10. Солнцева О.В., Крулехт М.В., Бабаева Т.И. Дошкольная педагогика. Программа дисциплины и методические рекомендации к ней. Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 204 – 126 с.
11. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. (Учебное пособие).
12. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 262 с. (Метод. биб-ка).
13. Честнова Н.Ю. Как обустроить детский сад? / Н.Ю. Честнова.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 252, [1] с. – (Серия «Сердце отдаю детям»).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены