РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Ретрофитинг" лабораторий

"Ретрофитинг" лабораторий

В соавторстве: Колосов В.И., Ласков В.П., Сусуркина Е.А.

На сегодняшний день главной задачей образовательных учреждений СПО, является подготовка высококвалифицированных кадров. Но их подготовка затруднена по ряду причин. Одной из них является разрыв между теорией – чему учат и практикой – что нужно уметь делать.

Ликвидировать этот разрыв можно с помощью модульных программ, выполняемых по инновационным образовательным технологиям, основанным на компетенциях, которые ориентированы на потребности работодателя и в случае правильной разработки и успешной реализации могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.

Но, все дело в том, что переход от стандартов старого поколения к новому связан с некоторыми трудностями, основными среди которых являются:
1. Отсутствие учебно-производственной базы, соответствующей современным требованиям
2. Недостаток квалифицированных педагогических кадров и, в первую очередь, преподавателей – практиков.
3. Отсутствие профильного опыта работы на производстве у преподавателей общепрофессиональных и спец. дисциплин, как то предписывают ФГОСы
4. Отсутствие учебной и методической литературы по модульному обучению.
5. Отсутствие должного финансирования на материально-техническое оснащение.
6. Отсутствие профильных предприятий для прохождения стажировок преподавателями.

Сегодня преподаватель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной системе обучения, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотношению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен преподаватель при активном участии студентов, но для этого нужна сильная, на современном техническом уровне, материальная база

Поэтому, понимая суть обозначенной проблемы, преподаватели Минусинского сельскохозяйственного колледжа, в частности заведующие лабораториями «Электрические машины и аппараты» и «Эксплуатация и ремонт электрооборудования и средств автоматизации», решили проводить модернизацию лабораторных стендов собственными силами, в стиле «ретро», т.е. использовать при этом уже имеющиеся электрические машины, агрегаты, электроустановки, стенды и металлоконструкции, а дополнительные новые комплектующие изделия, недостающие измерительные приборы и диагностическое оборудование приобрести через торговые сети.

Таким образом сокращается себестоимость одного стенда, которая составит 3-12 тыс. руб. вместо 250-300 тыс руб. Приобретать многофукциональные лабораторные стенды по баснословным ценам во-первых нет возможности, во-вторых нецелесообразно так, как при наполняемости групп 25-30 человек их надо иметь не менее 12-15 единиц, потому что, один стенд это всего лишь два рабочих места, в-третьих они имеют существенные недостатки в части практической деятельности обучающихся:

  • отсутствует сквозная наглядность;
  • студент не участвует конкретно в процессе сборки электрической схемы;
  • трудно проследить электрическую цепь в схеме;
  • студент не видит электрическую машину, которую испытывает;

Определенные сдвиги в этом направлении уже есть: в лаборатории «Электрические машины и аппараты» изготовлено и опробовано в учебном процессе 8 стендов, на колесах для их мобильности, а электрические машины установлены на уровне груди и расстоянии вытянутой руки студента, что очень удобно при выполнении работ на стендах

В кабинете-лаборатории «Эксплуатация и ремонт электрооборудования и средств автоматизации» проводится замена отдельных элементов электрооборудования на новые, по всем лабораторным стендам, ведется монтаж дизельной и бензиновой электростанций, дающих возможность студентам, качественно проходить не только теоретическую подготовку, но и учебную, а в дальнейшем и производственную практику, в условиях приближенных к реальным. Кроме, того приобретены и устанавливаются на лабораторные стенды новые современные типы измерительных приборов, средств контроля, автоматики и диагностики электрооборудования.

Все виды работ проводятся в тесном сотрудничестве со студентами-практикантами и кружковцами. Количество рабочих мест лабораторий позволяет проводить занятия по выполнению лабораторных работ сразу всей группой, применяя различные образовательные технологии.

В частности, «ретрофитинг» лабораторий позволит лучше и глубже использовать применяемые в образовательном процессе элементы технологии «Мастерских» и метод ускоренного обучения П.Я. Гальперина по разработке и составлению алгоритмов поиска неисправностей (АПН) на электрооборудовании. Студенты с повышенным интересом выполняют практические задания по разработке АПН, что подтвердилось при работе их уже за готовыми новыми и обновленными стендами.

Конечно без целенаправленной финансовой поддержки данного мероприятия, конечный результат может затянуться на неопределенное время, а хотелось бы выполнить эти работы побыстрей., так как для качественной оценки обучения необходимо завершить модернизацию в короткие сроки и набрать статистические данные за 2-3 года. Авторы статьи уверены в положительной динамике качества освоения электротехнических дисциплин.

Ласков Василий Петрович07.02.2015 6450 О начальстве...
Всего комментариев: 0
avatar