РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дислексия как причина плохой успеваемости

Дислексия как причина плохой успеваемости

Крапина Анастасия Сергеевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1 г. Фрязино Московской области.

Доклад на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы.

ДИСЛЕСКИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН БЕЗГРАМОТНОСТИ.

Тотальная безграмотность… Об этом сейчас говорят и по телевидению, и по радио, и дома на кухне, и с коллегами на работе. Это стало темой многих диспутов и конференций, с этой пресловутой безграмотностью мы с вами сталкиваемся каждый день на своих уроках. Кто виноват? И что делать? – извечные вопросы России. В чем проблема такой ужасающей прогрессии в области безграмотности? Мы часто слышим в ответ сетования, что дети не читают. Да, не читают. Причем это бывает даже в семьях, где для родителей книга первична по сравнению с телевидением и радио. Так что же происходит?

Дело в том, часто дети не читают не потому, что не хотят, а потому, что это составляет для них тяжелый, в буквальном смысле слова, труд. Ну а заставить себя трудиться, медленно, кропотливо, дано не каждому-то взрослому, не говоря уже о детях.

Почему так тяжело дается овладение техникой чтения? Многие слышали о так называемой дислексии. В нашей стране ее изучению уделялось до последнего времени мало внимания, тогда как именно Дислексия очень часто является причиной безграмотности, причиной того, что ребенок мало читает, или, читая, не понимает прочитанного. Я позволю себе рассказать, что можно предпринять, зная о такой проблеме ребенка, как Дислексия.

Итак, это специфическая неспособность к чтению (СНЧ). При дислексии ребенок испытывает трудности при декодировании написанных слов и при поиске их разговорных аналогов. Диагноз дислексии ставится в случаях, когда ребенок не обучается читать при сохранном интеллекте, отсутствии каких-либо психических заболеваний, которые могли бы объяснить этот дефект, при отсутствии в анамнезе падений или ушибов, которые могли бы привести к травме головного мозга, и при наличии адекватной его возрасту системы обучения.

Обычно наличие дислексии становится очевидным в младшем школьном возрасте, когда детей обучают чтению и письму. Эти навыки требуют усвоения специального фонематического кода, соединяющего написанные слова и их разговорные аналоги. В связи с тем, что дислексия проявляется в процессе обучения, ее считают специфической формой неспособности к обучению. Термин дислексия происходит от латинских корней dys – «трудный» и греческого lexis – «речь». Дислексия считается расстройством развития, вызываемым влиянием генетических или средовых (пре- и постнатальных) факторов. Мы все понимаем, что проблемы в чтении приводят к проблемам в обучении и по остальным предметам. Очень важно различать дислексию и простое отставание в чтении, связанное с нелюбовью к таковому, отсутствием мотивации к нему или недостаточным мастерством педагога.

Дислексия представляет собой расстройство, проявляющееся в течение всей жизни. Тем не менее, чтение дислексиков может быть улучшено в результате кропотливой педагогической работы, направленной на развитие и тренировку когнитивных процессов, включенных в процесс чтения.

Согласно современным теориям, в центре дислексии находятся два специфических дефицита – фонематический (неспособность разделять слово на фонемы) и дефицит, связанный с неспособностью быстро перерабатывать информацию, поступающую в визуальной форме (например, быстро называть нарисованные на бумаге предметы). Эти процессы не являются взаимодополняющими, известны случаи развития только фонематического дефицита, однако у дислексиков оба дефицита часто наблюдаются одновременно, причем в этом случае Дислексия поддается коррекции труднее, чем другие ее варианты.

Психогенетические исследования показали, что дети – дислексики часто имели родственников с трудностями в обучении чтению. Обнаружилось также, что обычно это дети с нормальным уровнем интеллекта. Ученые выдвинули гипотезу, согласно которой в различных семьях наследуются различные типы дислексии.

Авторы классифицировали дислексиков на:

  • Дислексиков преимущественно аудиторных, если история болезни и результаты тестирования свидетельствовали о фонетических ошибках, ошибках правописания и серьезных пунктуационных ошибках;
  • Дислексиков преимущественно визуальных, если анализ и результаты тестирования обнаруживали ошибки правописания при отсутствии пунктуационных ошибок и повышенную сложность в усвоении материала при использовании письменного или визуального способов его представления;
  • Дислексиков смешанного типа, если члены семьи подходили под характеристики обоих предыдущих типов.

Итак, получается следующее. Определение дислексика ложится, безусловно, на плечи учителей начальной школы, психолога и медицинских работников. Что далее? Мы должны относиться к такому ребенку, пусть такое сравнение не покажется вам страшным, как к инвалиду. Во всем мире общество подстраивается под инвалидов: для них сооружаются подъемники в транспорте, расширяются проемы квартир и т.д. И только наша страна считает, что инвалидность – это проблема самого инвалида. А это в корне неправильно!

Дислексия – это не проблема ребенка, не его недостаток, это его индивидуальная особенность, с которой ребенок появился на свет.
Что можно предпринять? Во-первых, конечно, отправить ребенка к психологу и логопеду. Во-вторых, элементарно пересмотреть свое отношение к такому ребенку, а значит, и оценки успехов или неудач в обучении его. В-третьих, известен такой случай, когда мама, узнав о такой проблеме ребенка, отдала его в музыкальную школу. Представляете визуального дислексика в музыкальной школе, где необходимо расшифровывать нотные знаки?! Ребенку повезло с учителем – она раскрашивала партитуру и фортепиано разноцветными красками. Дислексик – не дальтоник. К подобным ухищрениям мама и учитель стали прибегать в школе, и мальчику удалось окончить 10 классов на «четыре» и «пять». Следовательно, в-третьих, подстраиваться под ребенка. Аудиторному дислексику «противопоказаны» диктанты, или диктуйте только ему одному, медленно и четко проговаривая слова. Визуальному дислексику бесполезно давать списывать текст, это все равно даст плохой результат. Ему подходит диктовка или тест с четко, просто, а главное кратко сформулированными вопросами. Сложнее со смешанным дислексиком. Здесь нужно «раскрашивать буквы», то есть искать способы удачного усвоения материала на уроках дома.

Я работаю в 10 – 11 классах. В этом возрасте практически поздно что-либо исправлять. Но могу сказать, что если бы я знала, кто у меня в классе дислексик, многих проблем удалось бы избежать. Так, например, можно было бы определить ему наиболее приемлемый вариант сдачи выпускного экзамена, скорректировать работу на уроке, ведь большая часть лекции по литературе аудиторному дислексику просто непонятна. Остается добавить, что при получении нового класса, хотелось бы получать отдельно сведения о психологических особенностях каждого ребенка.

gaiane11.12.2011 25161 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

А если бы вы знали о методике Дейвиса, вы по другому взглянули бы на своих детей. Люди и в 40 лет исправляют дислексию.
avatar