РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование мотивации и повышения интереса на уроках физики.

Формирование мотивации и повышения интереса на уроках физики.
Формирование мотивации и повышения интереса на уроках физики.
 
Учитель : Андрианова Е.Ю.
ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404


Каждый учитель желает , чтобы его учащиеся хорошо учились ,с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Актуальность ее рассмотрения обусловлена:

  1. Переход на новые стандарты обучения.
  2. Обучение школьников приемам самостоятельного обучения.
  3. Мотивация учения как уровень психологического благополучия и развития школьника.

Ученика нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся.
Последние исследования психологов говоря о том , что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам , ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказалось , что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта , а по силе мотивации учебной деятельности.

Таким образом каким бы не был школьник без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется.

Возрастные особенности развития мотивации школьников по мнению психологов.

Подростковый возраст.

  • Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье.
  • Мотив избегания неудачи .
  • Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
  • Познавательный интерес.
  • Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
  • Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Старшая школа.

  • Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
  • Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
  • Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
  • Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
  • Внутренняя, собственная мотивация.

Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности , связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Традиционно принято различать две группы учебных мотивов:

  1. Познавательные мотивы , связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
  2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Познавательные мотивы включают в себя :

  1. Овладение новыми знаниями.
  2. Ориентация на усвоение способов добывания знаний.
  3. Самообразование.

Социальные мотивы включают в себя :

  1. Стремление получать знания на основе долга , ответственности, полезности .
  2. Заслужить авторитет.
  3. Стремление взаимодействовать с другими людьми , анализировать способы и формы сотрудничества.

Источники мотивации применяемые мной на уроках физики.

1. Интерес к информации: А знаете ли вы …

Пример тем

7 класс.
Глубину погружения человека.(Тема урока: давление жидкости и газа)
Подшипники можно делать из дерева и даже из материи.
Тема урока:( Сила трения)
В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шарик.( Тема урока: Воздухоплавание)
Что является самым мощным механической энергии
(Тема урока: Механическая мощность)

8 класс.
Сколько выделиться энергии при остывания Земного шара на один градус. ( Тема урока :Внутренняя энергия)
Кипятим охлаждая ( Тема урока: Кипение)

9 класс
Приливы в море
Сколько было Ньютону когда он открыл закон всемирного тяготения (Тема урока: Всемирное тяготение)
Если бы Энрико Ферми удалось полностью объяснить результаты своих опытов по искусственной радиоактивности, вызванной нейтронами, то весь мир уже в 1934 г. узнал бы о возможности создания атомной бомбы.(Тема урока: Радиоактивность)

2. Интерес к способу действия

Понять как это делается и сделать это лучше .
Я использую конструктор лего в преподавании физики.




Домашние эксперименты

Приведу примеры

ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО
Поставьте 2 обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь).
Посмотрите в него .
Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз.
Почему?
Постройте изображение.

МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ
Из капли воды можно сделать маленький микроскоп.
Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку
и на нее аккуратно посадить каплю воды.
Микроскоп готов!
Поднесите эту капельку к книге – буквы увеличились.
Чем меньше капля, тем больше увеличение.
В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так,
только капелька была стеклянная.

СМОТРИ, НЕ УРОНИ !

Положи на указательный палец левой руки квадратик плотной бумаги или открытку.
А сверху положи монету. Если ты резко щёлкнешь по краю квадратика, он вылетит прочь,
а монетка останется у тебя на пальце.
Цифровая лаборатория «Архимед» .

Позволяет продемонстрировать учащимся современные способы измерения физических величин , а также современного школьника привлекают информационные технологии .

3. Интерес к людям , организующим процесс и участвующие в нем.

Общение в ходе учебного процесса для многих школьников является стимулом к учебе.
Урок КВН заметно повышает интерес к уроку. Я провожу такие уроки в 7-8 классах.
За 10 дней я сообщаю тему, дату, список литературы. Формируем команды и группу учащихся которые готовят вопросы , участвует весь класс.
Пример тем

Ученые физики
Детские игрушки и физика
Как он работает
Тайна магнита

4. Потребность в самовыражении и самопрезентации.

В современном уроке учитель очень часто использует презентацию , но и ученик может проявить свои знания по физике и информатики подготовив свою презентацию для урока , а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.
Примеры тем.

  • Планеты солнечной системы
  • Радиация
  • Влажность .

Учащимся которые плохо владеют компьютером делают раскладушку.


Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды , а физический кроссворд сделанный учащимися , позволяет повторять пройденный материал в интересной форме.


5. Осознание значимости происходящего на уроке.

Ученик учится потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам , которые готовятся поступать в вузы.
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время .
Эти занятия включают в себя материал подготовки к ЕГЭ.

6. Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры.
Он появился в педагогике сравнительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут активизировать учебный процесс, а также служат средством развития теоретического и практического мышления, актуализации знаний. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра занимательна и интересна для них.

Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки (7-9 кл)и учащиеся их очень любят к ним специально готовятся , тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию.
Наиболее полюбившиеся игры у моих учеников:

1. Мозговой штурм
Время-5минут.
Выходят 6 учеников , дается тема ,это может быть текущая
или повторение , каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы , формулы и т. д .и делает шаг вперед , кто дальше прошел , тот и победил .
Это игру можно использовать как в начале урока , так и при закреплении пройденного материала , а также как один из видов смены деятельности.

2. Снежки
Берем мягкий мяч
Я начинаю игру , бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос , он отвечает на него , кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку.

Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.

Екатерина30.01.2012 94731 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо за интересный опыт. Обязательно буду применять в своей работе. Валентина.
avatar