РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конспект урока по изобразительному искусству: «Веселые узоры»

Конспект урока по теме: «Весёлые узоры»
 
Выполнила
Кляпицкая Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
Смоленск
2012

Цели урока:
Обучающие (образовательные): познакомить с произведениями и ис­торией развития полхов-майданской росписи; учить рисовать симметричные элементы в узоре (путем сгибания бумаги относительно оси симметрии).
Развивающие: развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчи­вость на роспись мастеров, пространственное воображение.
Воспитывающие: воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, любовь к математике.

Оборудование:
1) изобразительные: лист бумаги, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка и подставка для кистей; работы по теме «Симметричные фигу­ры», таблички с понятиями «симметричные фигуры», «ось симметрии», «декоративно-прикладное искусство», «узор», «ритм»; картинки с изобра­жением изделий полхов-майданской росписи;
2) натуральные: образцы декоративно-прикладного искусства (расписная де­ревянная доска, вязаные варежки с вышивкой, керамическая ваза), образ­цы произведений полхов-майданской росписи (грибок-копилка, шкатулка, матрешка).

План урока:
1) Организационное начало.
2) Объяснение нового материала. Беседа.
3) Инструктаж к практической работе.
4) Практическая работа.
5) Подведение итогов.

Ход урока
  • Этапы урока
  • Деятельность учителя и учащихся
  • Примечания

I. Организационное на­чало.
Задачи: ор­ганизовать и настроить ре­бят на работу.
- Ребята, выйдите из-за парт, станьте ровно. (Ровно стоят около парт, приветствуя учителя). Сейчас урок изобразительного искусства.

II. Объяснение основного материала. Беседа.
Задачи: по­знакомить ре­бят с изделиями мастеров Полхов-Майдана, учить вы­делять особен­ности роспи­си.

- Сегодня на уроке мы будем выполнять деко­ративную работу – рисовать узор. Эти узоры вам будут служить для выполнения другого за­дания. На уроках технологии вы будете делать бумажные салфетки, а сегодняшние узоры слу­жить их украшением.
Посмотрите на предметы, которые я прине­сла на урок. Эти красивые вещи не только слу­жат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас мира.
Все эти предметы относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Декора­тивно-прикладное искусство – это искусство создания красивых вещей, которые можно ис­пользовать в повседневной жизни. Например, когда мне надо поставить цветы в воду, то я для этого беру красивую вазу, а не стеклянную банку. Если я вяжу для ребенка варежки, то украшу их вышивкой. А если задумаю укра­сить кухню, то для этого распишу деревян­ную доску.

Декоративно-прикладное искусство широко используется в нашей жизни. Посмотрите во­круг – все стенды и репродукции картин, кра­сочная роспись на стенах нашего кабинета и в коридорах школы – это тоже относится к деко­ративно-прикладному искусству. Люди издавна занимались созданием красивых вещей, не только полезных, но и украшающих нашу жизнь. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно-прикладных изделий. Эти вещи, выполненные умельцами, наиболее ярко передавали нацио­нальные особенности, характеризовали быт и обычаи разных народов.

В первом классе вы узнали о таких народных промыслах, как Хохлома, Дымково, Городец, Гжель. А сегодня перед вами произведения еще одного известного в России народного промыс­ла – Полхов-Майдана. Посмотрите, какие кра­сочные, нарядные вещи создают мастера Пол­хов-Майдана. Но эти вещи не только радуют глаз, они еще служат нам в жизни.
Как служат? Это – грибок-копилка, а это - шкатулка для мелких предметов. Посмотрите, какими выразительными кажутся цвета, ис­пользуемые мастерами.

С помощью чего они добиваются этого? Ху­дожники каждый элемент росписи обводят чер­ным контуром, и за счет этого каждый цвет ка­жется намного более ярким.

А какие элементы чаще всего используют ма­стера полхов-майданской росписи? Характер­ными элементами этой росписи являются цве­ты с пятью лепестками, ягоды смородины и яблоки. При этом у мастеров у мастеров Пол­хов-Майдана есть свой секрет. Чтобы цвета были еще более «звучными», художники снача­ла все элементы росписи покрывают желтым цветом, а затем уже расписывают красным, зе­леным цветом. И все-таки небольшой краешек у яблока и у цветка серединки остаются нетро­нутыми – желтого цвета. Я надеюсь, что вам понравились произведения умельцев из Пол­хов-Майдана. В этих праздничных и жизнера­достных узорах народные мастера отражают любовь к родному краю.
Сейчас мы говорили об узоре. Что это? (Узор-сочетание одного или нескольких одина­ковых элементов при украшении предмета).
- А кто помнит, что такое ритм? (Ритм созда­ется, когда есть чередование элементов).

На столе стоит доска, варежки, ваза.
Прикрепляю табличку с понятием.

  • демонстрация карти­нок
  • ставлю вперед ко­пилку, шка­тулку, мат­решку
  • наблюдение, вопросная форма
  • Прикрепляю таблички с понятиями

III. Инструктаж к практической ра­боте.
 

Задачи: под­готовить де­тей к практи­ческой рабо­те.
- Сегодня мы выполним очень веселый узор, и приемы для его исполнения будут необычны­ми. Ягоды делаем с помощью приема тычка, а листья - приемом прикладывания кисти с до­рисовкой кистью так, как это делают народ­ные мастера. Помните, что вы сегодня выпол­няете узоры, которые будут служить украшени­ем бумажных салфеток, которые вы изготовите на уроках технологии. Поэтому надо работу выполнить очень аккуратно. В этом вам помо­жет линия симметрии – это линия, которая де­лит ту или иную фигуру на две равные и похо­жие части. В декоративных работах эта линия имеет большое значение.
- Ребята, помните песика, который гулял по лу­жайке, а потом посмотрел на себя в зеркало, и мы рисовали его отражение? Еще мы наносили каплю краски на одну половину листа и полу­чали совершенно одинаковые фигуры (отпечат­ки) по разные стороны от прямой линии (линии сгиба); прокалывали обе части сложенного ли­ста булавкой и получали 3 точки (вершины тре­угольника), расположенные на одинаковом рас­стоянии от линии сгиба; так же при наложении получали совершенно одинаковые половинки – целую елочку, обе части которой одинаковы. Все это, как вы помните, симмеричные отобра­жения. Мы уже знаем, что такое «симметрич­ные фигуры», научились определять оси сим­метрии. Сегодня мы применим свои знания на практике. Чтобы приступить к рисованию эле­ментов полхов-майданского растительного узо­ра, нам понадобятся: лист бумаги, гуашь, ки­сти, баночка с водой, клеенка; работы, сде­ланные вами по теме «Симметричные фигуры», палитра, тряпочка и подставка для кистей. Посмотрите, как я буду использовать линию симметрии.

Сопровождаю показом работ.

Прикрепляю таблички с понятиями

IV. Практическая работа.
Задачи: упражнять в рисовании симметриичных фигур на примере ха­рактерных элементов полхов-майданской рос­писи.
- Расположите лист горизонтально. Разделите его на две равные части по вертикали (сложи­те).

- Теперь в правой части нарисуйте схематично яблоки (кружки) и листья (треугольники) про­стым карандашом.

- Желтым цветом закрасьте сначала кружки справа и сложите обе части листа; затем жел­тым цветом прокрасьте треугольники (будущие листья) справа, тоже сложите обе половинки листа. Что наблюдаем? (В левой части фигуры (отпечатки) находятся на том же расстоя­нии от линии сгиба, что и фигуры, нарисован­ные изначально в правой части. Это симмет­ричные фигуры, а линия сгиба – ось симметрии).
- Проработайте каждый из элементов росписи. Яблоки дорисуйте красным цветом, оставляя желтый низ, с помощью приема тычка; листья – с помощью прикладывания кисти. У листоч­ков также не все закрашивайте зеленым. Будьте внимательны: желтые части надо расположить на одинаковом расстоянии от линии симмет­рии.

- Затем для того, чтобы узор был еще более нарядным, надо все элементы обвести черным цветом. Возьмите тонкие кисточки. У кого кисть недостаточно тонкая, можно обвести чер­ным фломастером (маркером). Для красоты сделаем несколько завитушек, которые тоже должны быть симметричными.

Если виден карандаш, аккуратно сотрите его. Рисунок закончен.
Закрепляю лист с помо­щью магни­тов на дос­ке. Показы­ваю и объяс­няю, как рисовать элементы. Прохожу между ряда­ми, показы­ваю, контро­лирую, объ­ясняю.

V. Подведение итогов.
- Какой промысел вы сегодня копировали? (Полхов-майданская роспись)
- Что интересного вы узнали об этом промыс­ле?
- Как называется линия, с помощью которой вы выполнили узоры? А сами фигуры? (Ось симметрии, симметричные фигуры)
- Что такое узор?
- Кто помнит, что такое ритм?
- Положите свои работы на край парты. Я пройду и оценю их.
- Полюбуйтесь «Веселыми узорами», выпол­ненными вами сегодня на уроке. Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.
- Спасибо. Урок закончен.
Показываю работы классу, от­мечаю луч­шие.

Список литературы
1) Житомирский В. Г. Путешествие по стране Геометрии / В. Г. Житомирский, Л. В. Шеврин. – М.: Педагогика, 1994. – 176 с.
2) Тарасов Л. В. Этот удивительно симметричный мир / Л. В. Тарасов. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
Электронные ресурсы
1) http://russia.rin.ru/guides/6762.html, 9.04.2012 г.
2) http://www.ooo-darina.ru/polhov_maidan.htm, 9.04.2012 г.

Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.