РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья на тему «Органы дыхания: строение и функции». 8 класс.

Статья на тему «Органы дыхания: строение и функции». 8 класс.

Выполнил: учитель биологии ГОУ СОШ № 252
Петряшова Ирина Александровна

Данная статья представляет собой рекомендации по построению и проведению урока по данной теме. Сегодня педагоги в основном пользуются ИКТ компоненты на уроке, я хочу предложить Вашему вниманию урок с минимальным применением данных технологий. К моему удивлению, традиционный тип урока дал более высокий результат усвоения материала, чем с применением мультимедиа компонентов. Мне кажется, это связано с привыканием детей к нему и вновь появившемуся интересу к макетам и таблицам.

Тема урока: Органы дыхания: строение и функции.
Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.
Цели и задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.
Демонстрационное оборудование: торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал "Дыхательная система”.
Методы: частично-поисковый, сравнительно-аналитический, творческий.
Формы работы: индивидуальная, общеклассная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку. Отметить отсутствующих.

2. Изучение нового материала
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка "Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне "Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?
(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

Значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.
Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки? Ответ: Через кровь.
Вопрос: А как кислород проникает в кровь? Ответ: Через лёгкие.
(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.) На экран выводится изображение.

Подробное определение:
Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.
Самое краткое определение:
Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.
Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.
Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.
Строение органов дыхания.

Воздухоносный путь начинается с носовой полости.
Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?
Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?
Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.
Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.
Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.
Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости.
На экране.
Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.
Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию. При простудных заболеваниях избыток слизи вызывает рефлекс чихания и вместе с находящимися там микроорганизмами сильным потоком воздуха удаляются их организма.
Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов? Ответ: Для согревания.
Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке? Ответ: Очищение от пыли.
Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.
Вопрос: Для чего нужна слизь? Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.
Рассказ с использованием торса человека с внутренними органами. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью. Строение гортани.
Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.
Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?
(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. Оно останавливается.
В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.
При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.
У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? Ответ: При выдохе.
Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками.
В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.
Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.
Из гортани воздух попадает в трахею.

Строение трахеи.
Задание на рис.49 найдите трахею. Ответьте на вопросы: как она выглядит? сколько хрящей входит в состав?
Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.
Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.
Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

ВЫВОДЫ

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.
3. Закрепление изученного материала. Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение
1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?
4. Оценки за активную работу на уроке. Домашнее задание: п. 24, заполнить таблицу на с.82.

Спасибо за урок!

Источники:
1. Учебник по биологии. Человек. Батуев А.С.
2. Анатомия человека. Сапин М.Р., Билич Г.Л.
3. http://www.poznovatelno.ru/child/man/arrangement/11857.html
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены