РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок-устный журнал "Многообразие культурных растений" 5 класс

Киселева Елена Ивановна
Учитель биологии
МОУ «МСОШ №2 п.Белоусово»
Калужская область.

Аннотация к Уроку – устный журнал «Многообразие культурных растений» 5 класс.

Разработка предназначена для проведения урока в 5 классе. Данный урок дает возможность расширить и систематизировать знания учащихся о многообразии культурных растений, так как первичные знания они получили в начальной школе. На уроке формируется развитие устной речи учащихся, умение слушать своих одноклассников.

Урок – Устный журнал «Многообразие культурных растений» 5 класс

Опережающее задание: нарисовать рисунки различных культурных растений, подготовить сообщения о растениях данных учителем.

Цель урока:
- изучить многообразие культурных растений,
- расширить и углубить знания учащихся о ценности культурных растений для человека,
- познакомить учащихся с родиной происхождения культурных растений,
- дать общее представление о культурных растениях тропических областей, ставших нашим изысканным лакомством,
- продолжить воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: муляжи культурных растений, рисунки учащихся, карточки для рефлексии, карточки – таблицы для заполнения, презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:
1. Оргмомент.

2. Рефлексия. В начале и в конце урока учащиеся в карточку ( в ней нарисованы три смайлика: веселый, не очень веселый и грустный) отмечают того смайлика, настроение которого им соответствует в данный момент. Проверка эмоционального настроения учащихся на уроке.
3. Выступления учащихся с сообщениями.
4. Подведение итогов урока.
5. Задание на дом.


Вступление учителя.
Еще в каменном веке началось бессознательное окультуривание различных видов диких растений. Поняв их пользу. Человек стал разводить растения вблизи своего жилища. Большинство современных зерновых, овощных, плодовых растений были окультурены за несколько тысячелетий до н.э. Наиболее древними культурами считаются пшеница, кукуруза, банан, ячмень, бобы, лук, рис, картофель, горох, их возделывают более 8 тысяч лет.
Выращивание (возделывание) культурных растений имеет одну особенность: человек создает им необходимые условия для жизни. Он научился использовать разные органы культурных растений. Одни из них снабжают нас продовольствием, другие дают волокно, краски, лаки.
В зависимости от продукции, которую получают от культурных растений, их разделили на различные группы, с некоторыми мы сегодня познакомимся прочитав устный журнал, подготовленный сами учащимися.
Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о разных культурных растениях, их происхождении и значении для человека.

На сегодняшнем уроке вы, ребята, должны не просто слушать, но и заполнить таблицу «Многообразие культурных растений».
Название растения; Родина растения; Время окультуривания; Значение для человека;

Страница 1. Овощные культурные растения.

«Источник бодрости Пифагора»
Крупные кочаны капусты напоминают голову. Название капуста от латинского «капут» - голова. Многие ошибочно считают, что кочан – это плод капусты. На самом деле, кочан – это разросшаяся почка.
Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.
В древнем мире капусту считали целебным средством от разных заболеваний. Известный математик Греции Пифагор писал, что капуста «представляет из себя овощ, который поддерживает постоянно бодрость и веселое. Спокойное настроение духа». Славяне выращивают капусту с 11 века. С тех пор она является основой русских национальных блюд. Иностранцы, посещавшие Московию, удивлялись изобилию в ней капусты. Квашеная, кислая капуста, пироги с капустой, щи подавались на стол не только в простых избах, но и в царских палатах. Об этом свидетельствует история. На свадьбе царя Алексея Михайловича подавали курицу «во щах богатых».
Капуста является одним из полезнейших овощных растений. В капусте содержится, много витамина С. Сок капусты влияет на улучшение пищеварения.
Родиной капусты является Средиземноморский центр.
«Сокровище Анд»
Анды – одни из самых высоких и длинных гор, они окаймляют Южную Америку с севера и запада. Издавна жили в Андах индейцы, они охотился на животных, и питались растениями. Они находили растения со съедобными клубнями – это был картофель. Впервые обнаружил его первобытный человек около 14 тысяч лет назад. Картофель рос повсюду: в вечнозеленых влажных лесах, в саваннах, на горных лугах, в степях и на высоких плоскогорьях. Индейцы стали разводить клубненосные растения.
Прошло почти 45 лет после открытия Христофором Колумбом Америки, прежде чем обратили внимание на то, что индейцы употребляют в пищу клубни неизвестного растения. И вот, наконец, в 60-хгг. 16 века в Европу были посланы первые клубни замечательного растения, которое назвали «трюфелями» .В Испании и в Италии, и в других государствах высаживали его вначале как заморскую диковину. Прошло почти 30 лет.… В 1697г. Царь Петр 1 прислал из Голландии в Россию первые клубни. Однако недостаточно было их прислать. Необходимо было убедить людей в том, какое это полезное растение. Однако крепостные крестьяне, неграмотные и незнакомые с картофелем, разводить его на своих огородах не хотели и зачастую называли его «чертовым яблоком». Не зная, что у картофеля съедобна лишь мякоть клубней, они по ошибке, из-за невежества, съедали картофельные плоды. Плоды эти очень ядовиты: в них содержится вещество, называемое соланином. Это вещество вызывает у людей отравление, и даже смерть. Есть ягоды картофеля нельзя. Крестьяне уничтожали посевы картофеля и привезенные из-за границы клубни. Но вот прошло много лет и после пшеницы, ржи и риса едва ли найдется еще растение, которое могло бы равняться своей пользой с картофелем, и его стали называть вторым хлебом. Картофель питателен, полезен, легко усваивается организмом человека. Картофель содержит кальций, железо, иод, фосфор.
Страница 2. Зерновые культуры.

Царевна Пшеница.
Прекрасная богиня плодородия Деметра, видя страдания людей, спустилась на Землю, взяла из рук воины копье и провела борозду. Затем сняла с головы венок из колосьев и бросила в почву несколько зерен. Вы видели цветок пшеницы? Он очень маленький и невзрачный, кажется, что растение стесняется даже показывать его солнышку. Но каждый знает, как щедр этот цветок, издревле дарящий людям хлеб насущный. Если бы можно было заглянуть в глубину веков, мы не увидели бы на полях ни кукурузы, ни картофеля, ни подсолнечника. А пшеница уже сеялась – родилась, кормила людей. В Азии она известна 8 тыс.лет, в Египте – более 4, на нашей земле – 3 тысячелетия. В Северной Америке пшеницу начали сеять в 1602 году. Название пшеница – от «пшена», крупы из зерен, а «пшено» - от «пашен» (толочь, молоть, пахать). Зерно пшеницы – это природная кладовая белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных солей, так необходимых организму человека. Они строят клетки, заставляют сердце радоваться жизни, глаза – зорче глядеть, мозг – интенсивно работать.
Сын воды и солнца.
Пять тысячелетий назад, как свидетельствуют китайские литературные памятники, на реке Хуанхэ жили земледельцы. Они сеяли рис и просо, обрабатывая ниву каменным орудием. А через тысячу лет возникла здесь держава, где земледелие достигло невиданных высот. Археологические находки в Таиланде показывают, что исчезнувшая цивилизация, процветавшая 7 тысяч лет до наших времен, уже умела выращивать рис и разнообразно употреблять его в пищу. Родиной риса справедливо считается Индия, ибо там и поныне еще встречается великое разнообразие диких сородичей этой культуры. По с своей природе рис – болотное растение, гигрофит, его зернышки прорастают под водой. «Под солнцем горячим, в воде по колено», - главная агротехника риса.
«Жемчужные зерна» кормят более миллиарда людей в Азии. Поэтому совсем не случайно санскритское название риса переводится как «основа питания» и символизирует жизнь, долголетие, счастье, богатство и достаток. «Рис» заимствовано у романских народов, где итальянское «рисо», французское «рис» происходит от Греко – латинского «ориксо» - рою, прорываю, прокапываю.
В Европе о рисе узнали во время походов Александра Македонского. В России рисом впервые заинтересовался, конечно, Петр I.Он послал купцов в Аравию за диковинными зернами. Привезенные семена стали высевать сначала под Астраханью, а затеи на Кубани.
По питательности рис- лидер среди злаков: 95,9% его веществ всасывается кишечником.

Страница 3. Технические культуры.

Маленькое солнце.
В ежовых сотах, семечками полных,
Щитами листьев жесткий стан прикрыв,
Над тыквами цветет король-подсолнух,
Зубцы короны к солнцу обратив…
В.Китаев

По преданию, подсолнечник появился самым первым из всех растений на Земле. Было это вроде так.
Спустились, однажды, с неба на землю юноша и девушка. Это были дети солнца. Они построили себе жилище и стали родоначальниками сильного и могущественного племени индейцев-ацтеков. Ацтеки поклонялись солнцу. А самым почитаемым растением у них был подсолнечник. Ведь его соцветие очень похоже на маленькое солнце. Ни одна ритуальная процессия не обходилась без золотого изображения этого цветка, и солнечные лучи, отражаясь от него, внушали суеверный страх, тем, кто его видел.
Когда на Землю ацтеков высадились испанские завоеватели, они были поражены обилием золота. А увидев на полях незнакомые им цветы подсолнечника, кинулись разгребать землю – они не сомневались, что такие золотые цветы, похожие на солнце, могут расти только на золотых россыпях. В 1510 году заокеанский цветок попал в Европу. Поначалу подсолнечник украшал клумбы и сады как декоративное растение. В начале 18 столетия, по приказу Петра 1, из Голландии в Санкт- Петербург привезли подсолнечные семена. Пользы в них видели мало, удивлялись лишь тому, что золотое, похожее на солнце соцветие поворачивалось вслед за солнечными лучами.
А тем временем в Европе на подсолнечник появилась своеобразная мода: его воспевали поэты, художники. Знаменитый Ван Дейк изобразил себя на портрете с «цветком солнца» в руках. Написал знаменитую картину «Подсолнухи» Ван Гог.
В 1829 г. Подсолнечник был, как бы заново открыт для всего мира. Смекалистый крепостной мужик Даниил Бокарев изобрел пресс и даже помог построить первый в мире маслозавод на конной тяге. Подсолнечное масло пришлось по вкусу в разных странах и уже тогда стало традиционным экспортным товаром России. По калорийности оно занимает одно из первых мест среди всех растительных масел. Подсолнечник- это сырье для кондитеров , прекрасный корм для скота.
Отходы подсолнечника – это топливо и строительный материал, из лузги и цветочных корзинок изготавливают оберточную бумагу, а из сердцевины стеблей - писчую бумагу. Из очищенного масла готовят различные мази, растворы, пластыри.
Лен.
Немного на свете культурных растений, которые имеют такую историю, как лен. В древности, когда охота и рыболовство еще не занимали главного места в деятельности человека, наши предки по достоинству оценили это волокнистое растение. Льняные ткани и веревки, мешковина и паруса, шпагат и рыболовные снасти – это лишь краткий перечень предметов, изготовлявшихся тогда изо льна. Находки археологов свидетельствуют, что человек эпохи неолита уже возделывал это растение. В Индии, Китае лен как прядильное и масличное растение был введен в культуру еще 8 тысяч лет назад. Еще до образования Киевской Руси льноводством занимались все славянские племена, населявшие Восточно-европейскую равнину. На территории России лен выращивают 2500 лет.
В начале 18 века Петр I издал указ о развитии льняного промысла во всех губерниях. В наше время, несмотря на бурный научно-технический прогресс и наличие массы синтетических тканей, интерес ко льну как масличной и прядильной культуре не падает, а, наоборот, растет.
Получаемое из семян техническое масло – одно из лучших, а льняной жмых (остатки семян) – корм для животных. Солома идет на изготовление высокосортной бумаги. Быстровысыхающее масло из льняных семян служит основой для приготовления лаков, красок, линолеума, клеенки, непромокаемой ткани. Оно давно известно в медицине и ветеринарии. Его применяют в кожевенной, электротехнической и других отраслях промышленности.
Страница 4.Плодово-ягодные культуры.

Древние, молодые, всеми любимые.
Вряд ли найдется человек, не любящий яблок. Огромное разнообразие сортов – около 10 тысяч – может удовлетворить любого, самого изысканного гурмана.
С яблоками и яблонями связано множество притч, легенд, сказаний, мифов. Это и «яблоко раздора» на конкурсе красоты Геры, Афины и Афродиты, и известная библейская легенда о яблоке, «запретном плоде», который вкусил Адам и Ева в «райских кущах», и миф о Геракле, похитившем яблоки, сорванные титаном Атласом в саду Гесперид.
В Ирландии, в средние века, под тенью яблонь, считавшихся священными деревьями, устраивали языческие празднества. Многие древние народы верили в магические свойства яблок Издревле существует поверье: врачу нечего делать в доме, где есть яблоки, ибо они источник здоровья, силы, молодости.
Родоначальница домашней яблони – яблоня дикая, или лесная ягодная яблоня. Плоды этой яблони напоминают по своим размерам и форме вишню: их диаметр 1 см, и сидят они на длинных веточках – плодоножках. Родина яблони – Китай и Дальний Восток. В яблоках содержатся различные сахара (до 13%), кислоты, пектиновые вещества (до12%), дубильные вещества, а также витамины.
Яблони – прекрасные медоносы, красивые деревья для скверов и парков; кору их используют для окраски тканей; крепкая и плотная древесина хорошо режется и полируется, поэтому идет на изготовление мебели и резных изделий.

Поэтическое название «смородиновка».

Если говорить о самых распространенных плодово-ягодных культурах наших садов, то, наряду с яблоней, грушей, сливой, обязательно вспомним смородину. Ее популярность объясняется высокой урожайностью, конечно, приятным вкусом ягод, также она обладает лечебными свойствами. Соки, сиропы и морсы из ягод смородины улучшают состояние при общем недомогании, снижают жар, повышают аппетит. Ягоды черной смородины содержат в больших количествах витамин С.
Среди других плодовых растений смородина – культура сравнительно молодая. Если яблоню, грушу, вишню человек не менее 4 тыс. лет, то смородину выращивают всего 400-500 лет. Она не была известна ни древним грекам, ни римлянам. Впервые на кустарник с красными кислыми ягодами обратили внимание лишь в 15 веке в Западной Европе.
На латыни «смородина» звучит как «рибес». Арабы называли так известное в Сирии растение, из плодов которого они получали кислый целебный напиток. После завоевания Испании арабы обнаружили здесь кустарник с кислыми ягодами и перенесли на него название своего любимого растения.
На Земле, особенно в Северном полушарии, существует много видов смородины. По берегам многих российских речек росла смородина так обильно, что получила поэтическое название – «смородиновка».

Страница 5 Тропические плодовые растения.

Ананас.
Ананас, который известен своими сочными и ароматными плодами, относится к многолетним травянистым растениям. Плоды используют в пищу в сыром и переработанном виде. Листья содержат волокна, применяемые для изготовления тонких тканей. Ананас разводят на плантациях в Малайзии, Мексике, Бразилии, на Гавайях, Филлипинах и Кубе. В Европе выращивают в теплицах с 17 века.

Бананы.
Бананы растут на многолетних травянистых растениях. Это высокие, до 15 метров травы с мощным корневищем. Из соцветия образуются кисти, содержащие до 300 плодов, весом 50-60 кг. Культивируется с 7-4 в. До нашей эры в субтропиках Азии и окультуренных в Индии. Сейчас их разводят в Австралии и других субтропических странах. Есть текстильный банан абака, из листьев которого получают волокно – манильскую пенку.

Чай.
Продукт чай, из которого получают напиток, производится из листьев чайного куста семейства чайных. Это небольшие вечнозеленые деревья, в культуре используются в виде кустарников. Кусты живут более 100 лет. Чай растет в предгорьях юго-восточной Азии. В культуру чай введен в 4 веке до нашей эры в Китае. Сейчас чайный куст культивируют в Японии, Корее, Индии, Индонезии. А так же в Африке, В Южной Америке, в странах Ближнего Востока. С 1901 г. Чай разводят Краснодарском крае. В Россию чай проник как подарок в 1638 г. Первому царю династии Романовых Михаилу Федоровичу от монгольского хана Алтына. Четыре пуда чая (64 кг.) хватило на 40 лет, после чего его стали закупать в Китае. Существует зеленый, черный, красный, белый и желтый чай.

Кофе.
Напиток кофе получают из семян кофейного дерева. В природе существует около 40 видов кофе. Культивируют кофе с 14 века, начиная с Аравийского полуострова. Сейчас половину мирового кофе производит Бразилия. Плод кофе – красная или фиолетово-синяя сочная ягода размером 1,5 см с двумя семенами. Зерна кофе используют также для получения кофеина в медицинских целях по технологии российского академика химика Несмеянова.

Страница 6. Декоративные растения.

Принцесса цветов.
У древних славян в пору язычества был праздник Русалии.
Русалии – это праздник расцветания роз. В Россию он пришел из Болгарии. О болгарских розах писал еще тысячу лет назад в Естественной истории» Плиний Старший. Он рассказывал, что жившие в Казанлыкской долине фракийцы выращивали самые ароматные цветы – дамасские розы, из которых получали розовое масло. Во время османского ига турецкий султан, омыв розовым маслом православный храм Святой Софии в Константинополе перед превращением его в мечеть, повелел выкорчевать все розовые кусты. Лишь чудом уцелели несколько растений: один болгарин укрывал их в посевах ячменя и ржи.
Римляне верили, что роза вселяет мужество, и потому надевали на воинов вместо шлема венки из роз, а на щитах выбивали изображение розы. Розами усыпали путь возвращавшихся с войны победителей. Этот цветок был как орден, вручавшийся за проявленное геройство.
Родиной розы считают Персию. Эта страна именовалась в древности Гюлистаном, « страной роз». Там цветок был символом беззаветной любви.
Гомер называл розу «богиней утренней зари», Плиний Старший «принцессою цветов».
«Благоухая, розы рассказывают сказки», - воскликнул А.Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу.
«Луч зари» - так называл М.Ю.Лермонтов увиденный на рассвете алый бутон.
«Пусть роза сорвана – она еще цветет…» - строки С.Я.Надсона.

Орхидеи.
Природа щедро одарила эти цветы необычайной красотой. Ботаники давали орхидным имена богинь, художники изображали их на полотнах, поэты посвящали стихи. Орхидные распространены повсеместно кроме полярных областей и пустынь. В России обитают 50 родов и 150 видов, из которых 35 попали в Красную Книгу. Для России обычными орхидными являются Любка, венерин башмачок, кокушник, офрис, ятрышник и другие.
В культуре Китая орхидные известны 1000 лет, а в Европе они появились в 16-17 веках. И только в 20 веке научились выращивать орхидеи в теплицах из семян, путем заражения их грибом.
Помимо эстетической ценности орхидные служат для получения плодов ванили в кулинарии, а из корневищ ятрышника и Любки двулистной получают салеп. Это высушенные клубни, которые содержат слизь (до 50%), крахмал (до 30%) и белок (до 15%) и применяют в медицине.

Страница 7. Лекарственные растения.

Рассказ учителя.
В растениях в процессе их жизнедеятельности образуются разнообразные вещества, многие из которых оказывают выраженное действие на организм человека и животных.
Благодаря широкому распространению, доступности и ценным свойствам лекарственные растения используются с древнейших времен. Уже 3 тыс. лет назад в Китае и Египте были известны многие из них.
В России лекарственные растения также применялись издавна. Жители Древней Руси широко использовали травы для лечения различных заболеваний. Лечением занимались ведуны и знахари. Ученые монахи также собирали растения и лечили ими больных. В городах начали открываться особые «зеленые лавки», в которых продавали травы и приготовленные из них лекарства. В 16в. В Москве было составлено общедоступное руководство по применению лекарственных растений – «Травник тамошних и здешних зелий»
На Востоке народная мудрость гласит, что «нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным, нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением».
Познакомимся с лечебными свойствами некоторых наиболее распространенных лекарственных растений.
Растения, богатые витаминами: облепиха крушиновидная, рябина обыкновенная, шиповник, смородина черная, яблоня лесная.
Растения, возбуждающие аппетит: одуванчик лекарственный, подсолнечник, полынь горькая, хрен обыкновенный.
Растения , применяемые при ангине: душица обыкновенная, календула, ромашка аптечная.
Растения, содержащие кровоостанавливающие вещества: барбарис обыкновенный, калина обыкновенная, пастушья сумка, тысячелистник обыкновенный.
Растения, применяемые при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: алоэ древовидное, календула, капуста огородная, картофель, черная смородина.
Растения, содержащие противоглистные вещества: пижма, тыква обыкновенная, полынь цитварная.
Но необходимо помнить, что многие лекарственные травы действуют на различные функции организма. В ряде случаев, излечивая одно заболевание, они могут обострить имеющееся другое заболевание.

Учитель: А сейчас ребята, отгадайте загадки. Страница 8. Игровая «Загадки с грядки».

1. Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (лук)

2. На грядке за амбаром,
Разросся стебель шаром. (капуста кольраби)

3. В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (помидор)

4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
Не одну нашли, а десять!
Как ее название дети? (картофель)

6. Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (редиска)

7. Летом - в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (огурцы)

Рефлексия.

Подведение итогов.
1. Проверка заполнения таблицы.
2. Изучили некоторые культурные растения.
3. Расширили знания о ценности культурных растений для человека.
4. Познакомились с важнейшими тропическими культурными растениями.

Учитель
Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве культурных растений, и наша с вами задача – не растерять данные знания, а приумножить и передать их потомкам.

Задание на дом: учебник стр. 170-172, стр. 173 задание 8 письменно.

Литература
1. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал, №1-М.: «Школа-Пресс»,1995.
2. Биология Справочник школьника. М.: Филологическое общество «СЛОВО»,1995.
3. Дронова О.Н. Хрестоматия по биологии: Бактерии.Грибы.Растения. – Саратов: Лицей,2002.
4. ИлларионовЭ.Ф. Биология 6(7) класс:Поурочные разработки. М.: Вако,2003.
5. Пакулова В.М., ИвановаН.В. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений – 8-е изд., стереотип.-М. :Дрофа, 2005.
6. Интернет - ресурсы - Фото Яндекс.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены