РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль эмоционального настроя в мотивации обучения, усвоении и восприятии новых знаний учащимися на уроках.

Роль эмоционального настроя в мотивации обучения, усвоении и восприятии новых знаний учащимися на уроках.
Роль эмоционального настроя в мотивации обучения, усвоении и восприятии новых знаний учащимися на уроках .

Муренко Любовь Григорьевна
учитель русского языка и литературы
Средняя школы №3 г Жезказгана
Республика Казахстан

Как известно, ребенок познает мир через эмоциональную память. Эмоции играют огромную роль в формировании личности. Учитель, как правило, играет роль источника эмоциональных сигналов, к сожалению, как положительных, так и отрицательных. В своей работе я попытаюсь доказать, что положительные эмоции – это созидательный двигатель, стимулирующий познавательную активность учащихся, помогает крепко усваивать новые знания.

Эмоции расцвечивают жизнь человека, определяют степень активности мышления. От них во многом зависит отношение учащихся к учителю, событиям, оценка действий и поступков. От эмоционального состояния учащегося зависит производительность его учебной деятельности. От пессимистически или агрессивно настроенных школьников трудно ожидать ярких, свежих, оригинальных мыслей и решений, позитивного настроя на мотивированное изучение той или иной темы.
Неспособность или нежелание учителя понять эмоциональное состояние своих учеников приводит к психологической несовместимости педагога и школьника. Это нередко является главной причиной нежелания учиться . Неумение понять и направить в нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в их обучении и воспитании. Чуткое отношение к настроению учащихся – свидетельство высокой культуры и профессионализма учителя.

Эмоциональным сигналом учителя может служить просто улыбка учителя, «добрый» вопрос , взгляд и т.д. (положительный), окрик, слишком строгое замечание, угрозы и др. (отрицательный) .Любой урок начинается с эмоционального сигнала, ведь дети, входя в учебный кабинет невольно вглядываются в лицо учителя. А какое у нее настроение? Чего сегодня ожидать? А будет ли на уроке интересно? И если первичный эмоциональный сигнал покажется детям отрицательным, то урок может или не состояться вообще, или учитель не добьется основной цели урока.

Все эти действия тормозят развитие личности или ведут к развитию негативных качеств личности. А значит, ребенок не позволит себя учить, т.к. он или не доверяет учителю, или просто боится его. Ни о каком уважении к учителю со стороны ученика, и о сотрудничестве не может быть и речи. Ведь давно известно, что любовь к предмету в подростковом возрасте зачастую определяется любовью и уважением к учителю. Учитель в свою очередь не имеет никакого морального права нести в класс свое настроение, личные проблемы, нездоровье. Все это должно остаться за пределами учебного кабинета и школьного звонка.
А теперь рассмотрим обратный случай, когда так или иначе учитель проявляет на уроках по отношения к учащимся положительный эмоциональный сигнал.

Действия, сформированные в результате положительных эмоций, ведут к развитию позитивных качеств личности, интеллектуальному, нравственному и социальному росту учащихся. Конечно, учителю очень трудно всегда держать себя на высоте, но это наш профессиональный долг. Каждый из нас должен стремиться к профессиональному совершенству. И никогда не отступать от правильной линии поведения на уроке – это высший педагогический пилотаж.
Знание человеческих эмоций и форм их проявления необходимо педагогу, ученому и воспитателю (в одном лице – это и есть учитель современной школы). Особенно большое действие на эмоциональную сферу наших детей оказывают именно учителя, так как третью часть всего времени в самые важные годы в жизни каждого человека ребенок проводит в школе, где в той или иной степени находится в зависимости от нас, педагогов. Каждый из нас желает, чтобы наши воспитанники выросли самодостаточными, целеустремленными, умеющими быть счастливыми. Этому способствуют тактичность, вежливость, дружелюбие, которые не исключают требовательность и ненавязчивый контроль со стороны учителя.

Используемая литература:
1.А.С Никифоров . Эмоции в нашей жизни. Москва 1974
2.Паничкина С.В. «Безопасность через образование: работа школьного психолога по сопровождению учебно-воспитательного процесса» Школьная психологическая служба Издание «1 сентября»
3.Рубинштейн С.Л. «Классика психологии» гл. «Эмоции» Развитие эмоций у детей.

4.Дэниел Гоулмэн Эмоциональный интеллект
Муренко Любовь Григорьевна24.06.2012 46691 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Хорошая статья, просто отличная
avatar