РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Творческая мастерская по окружающему миру "Лес и человек"

Творческая мастерская по окружающему миру "Лес и человек"
Лес и человек. Мастерская по окружающему миру.

Цели:
  • сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
  • познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникают по вине человека,
  • с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
  • развивать речь учащихся, воображение, познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование:
  • атласы (карта «Природные зоны»);
  • видеосюжет «Пожар в лесу»;
  • аудиозапись «Звуки леса»;
  • раздаточный материал: справочная литература «Слово о лесе»,
  • «Какие бывают пожары», памятка «Как разводить костёр».

Ход мастерской
Учащиеся сидят в группах по 5-6 человек.

I. Мы продолжаем открывать для себя нашу страну – Россию.
1. Послушайте слово: «Лес». Записываю его на доске. Запишите на своих листочках.
2. Попробуйте произнести в группах это слово с разной интонацией, разным чувством.
Какие ассоциации или образы возникают у вас? Запишите.
Прочитайте вслух. Дополните свои записи понравившимися словами.

II. Выберите самое главное, важное для вас слово, которое поможет озаглавить ваш
рассказ.


III. Составьте небольшой рассказ, стихотворение о лесе, используя данные слова.

Пишем, пока звучит аудиозапись: «Звуки леса».
Прочитайте друг другу, что у вас получилось.

IV. Закройте глаза: какой цвет вы представили, услышав слово «Лес»?

На листочках напишите название цвета. Вывешиваю слова на доске.

V. Работа с атласом.

Ребята, вот такой цвет возник в вашем представлении. Проверим по атласу.
Найдите «Лесную зону». Каким цветом она обозначена?
Рассмотрите на карте эту зону. Попробуйте, работая с картой, рассказать о ней.
Запишите на листочке. Прочитайте то, что записали.

VI. Работа со справочной литературой.
( Приложение 1)

Проверим свои открытия. Поработайте со справочной литературой «Слово о лесе».
Дополните свои записи материалом, который понравился. Запишите. Кто желает прочитать
вслух? Остальные листочки вывешиваю на доске.
А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

VII. Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

(2 час)

VIII. Выключается свет. Зажигается спичка.

Что представили, глядя на пламя? Запишите на листочках. Прочитайте вслух.

IX. Просмотр видеосюжета «Пожар в лесу».

Запишите слово «Пожар» на листочках.
Постарайтесь вспомнить все, что вы знаете о пожаре.
Пожар – это…
Изображаю на доске кластер.

X. Работа со справочной литературой: «Пожар в лесу», «Как разводить костер»,
«Что делать, если вы попали в зону пожара?»
(Приложение 2)

Давайте обратимся к справочной литературе. Возьмите по одному листу с текстом. Расскажите в группе о прочитанном. Дополните свои записи. А теперь прочитайте о том, как нужно действовать в подобных ситуациях.

XI. Итак, вы сделали для себя открытия. Что больше всего вам понравилось?

В заключении мастерской постарайтесь составить пословицу, поговорку, небольшое
стихотворение или рассказ.
Кто хочет прочитать?
Спасибо за работу

Слово о лесе. [3]

Более половины территории области занимает лес. Это бесценное богатство, о нем разговор особый.

Давайте не спеша пройдемся по лесу. Напоенный ароматом деревьев, кустарников и трав воздух в лесу содержит очень мало микробов, а в молодом хвойном лесу почти стерилен. Очищают его легколетучие вещества – фитонциды, выделяемые растениями и убивающие или угнетающие микробов, в том числе болезнетворных.

Воздух в лесу особенный еще и потому, что зеленые растения, производят процесс фотосинтеза, обогащают его кислородом и освобождают от избытка углекислого газа. В этом – глобальная роль леса. Его называют легкими планеты, подчеркивая тем его исключительную роль в снабжении атмосферы кислородом, необходимым для дыхания живым организмам.

Как легко дышится в лесу, как вливает он в нас силы и бодрость! Встреча с лесом, общение с ним необходимы нам, живущим в бурном темпе нашего времени. Шелест листьев в кроне могучих великанов приносит успокоение, мы обретаем здесь силы, равновесие и вдохновение.

Народная мудрость гласит: лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

Лес радует веселым звоном и песнями птиц, пышным буйным цветением растений, он защищает от зноя или ограждает от ветра. Лес щедро раскрывает свои богатые кладовые. Бери все, что хочешь: ягоды, грибы, целебные травы…

Велика роль леса в защите почвы: он предотвращает пыльные бури, образование оврагов. Сохраняет почву от водной и ветровой эрозии, лес способствует повышению урожая сельскохозяйственных растений.

Лес – хранитель и регулятор влаги в почве и воздухе, от него зависит полноводность рек, так как таяние снегов и испарение выпавших атмосферных осадков идет в лесах медленнее, чем в безлесных местах. Большая часть талых снегов и дождевых вод сохраняется благодаря лесу и в виде грунтовых вод стекает в реки. Лес прямо или косвенно (сохраняя влагу в почве, уровень грунтовых вод и т.д.) создает определенную влажность воздуха, необходимую для жизни организмов.

Закрывая путь леденящим ветрам с севера и иссушающим, пышущим жаром ветрам пустынь, воздействуя на силу ветра, влажность воздуха, почвы, уровень рек, лес оказывает огромное влияние на климат планеты.

Еще одна глобальная роль леса: он не только хранитель полноводности наших водоемов, но возвращает планете чистую воду. Лес останавливает, успокаивает дождевые потоки и заставляет воду просачиваться сквозь толстый основательный фильтр – почву и грунт. Вода выходит на поверхность уже родниковой, хрустально-чистой, она питает реки и озера.

Лес – родной дом животных и растений, многие из которых используются человеком.

В самых различных отраслях народного хозяйства используется дерево. Бумага, искусственный шелк, шерсть и многое другое – все это нам дает лес. В настоящее время из древесины изготавливают около 20 тысяч видов продукции. Дерево используется и как строительный материал, и как топливо.

Стремительное развитие науки и техники, успешное внедрение различных заменителей не вытеснило дерево из жизни человека. И сейчас, в эпоху научно технической революции, трудно назвать такую отрасль народного хозяйства, где бы не использовался лес.

Значение леса в жизни человека так велико и многогранно, что мы можем с полным основанием сказать: лес буквально кормит, согревает, одевает, лечит нас, дает нам жилье. Установлено, что при уменьшении озеленённости населенного пункта с 50 до 1-2% продолжительность жизни человека укорачивается примерно в два раза. За всю жизнь человек «расходует» примерно 200 деревьев.

В настоящее время 30% площади планеты покрыто лесом, но ежегодно в мире уничтожается без восстановления примерно 1% леса. На лес наступают города, поселки, промышленные предприятия, предприятия агропромышленного комплекса, сельскохозяйственные угодья, шоссейные и железные дороги. Идет широким фронтом рубка леса, заготовка древесины – сырья для многих отраслей хозяйства.

Наша страна – самая богатая лесная держава мира. В России 35,6% территории занято лесом.

Экологические проблемы в этой природой зоне связаны в основном с хищническим использованием лесов: с их вырубкой, с неумеренной охотой и браконьерством.

Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Нужно бережно относится к лесам, по-хозяйски их использовать, а вырубленные – обязательно восстанавливать.

Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона.

Лес в нашей стране охраняется законом как бесценное народное богатство. Забота о лесе отражена в постановлениях правительства, в Основах лесного законодательства, в статьях Конституции России.

Ленинградская область находится в таежной зоне, в двух ее подзонах – средней и южной тайги. В подзоне южной тайги, в хвойных лесах, есть незначительная примесь широколиственных пород.

В лесах области живут белки (обыкновенная летяга), горностаи и куницы, бурые медведи, волки, лисицы, зайцы, барсуки и росомахи, рыси, лоси, множество различных птиц – наших помощников в борьбе за урожай. В лесу произрастают ценные растения, которые дают нам лекарственное сырье и съедобные плоды, вкусные и полезные.

Леса области используются широко, но часть их остается неприкосновенной – примерно 35% всей площади лесов. Это леса возле водоемов (водоохранные), вокруг городов и поселков (зеленая зона), а также на территории курортов, заповедника, целого ряда заказников и памятников природы.

Охрана лесов – обязанность государства. Но не только. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.

Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён.

Справочная литература [4]
«Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одна спичка может сжечь миллион деревьев».
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека.
Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек.
Наука о лесных пожарах называется лесной пирологией.
Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.
Лесные пожары бывают трех видов:
1) низовой (90% всех случаев) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м;
2) верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени;
3) подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф. По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.
  • Слабые пожары – скорость 1 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.
  • Средние пожары – скорость до 3 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.
  • Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин и высота пламени более 1,5 м.
Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных в лесу: гибнет молодая поросль, выгорают семена трав, корни многолетних растений. Для уменьшения риска возникновения пожаров огромное значение имеет соблюдение установленных правил пожарной безопасности.
Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно – кострище. Оно не зарастает травой много лет.
Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

"Как разводить костер".
1. Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
2. Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
3. Нельзя разводить костер под деревьями.
4. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
5. Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дёрн и разводить костер в образовавшейся ямке.
6. Нельзя разжигать костер зажигалкой.
7. Обязательно наблюдайте за горящим костром!
8. Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать песком, а снятый дёрн положить на место.
Что делать, если вы попали в зону пожара?
  1. Сообщите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество.
  2. Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно в наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.
  3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой – полотенцем, подолом рубашки.
  4. Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.
  5. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.
  6. Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.
  7. Иногда переждать пожар можно на открытых участках – стадионах, площадях и др.
  8. В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.
  9. Детей к тушению пожара не допускают.

Используемая литература:

1. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Мир вокруг нас», Москва, «Просвещение», 2004г.
2. «Педагогические мастерские» из опыта работы учителей начальной школы , Санкт-Петербург 2001 г.
3. М.Д. Свидерская, В.М. Храбрый. «Сохраним для потомков»
4. Методический журнал для учителей «Начальная школа» № 47 2004 г. Изд. дом «1 сентября»

Ткачева Ирина Александровна
Ткачева Ирина Александровна01.08.2012 38540 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar