РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интегрированный урок по информатике и математике "Счет круглыми десятками. Кодирование. Декодирование"

Интегрированный урок по информатике и математике "Счет круглыми десятками. Кодирование. Декодирование"
Интегрированный урок по информатике и математике "Счет круглыми десятками. Кодирование. Декодирование"

Цели:
  1. Учить считать десятками. Познакомить с понятиями «кодирование» и «декодирование», с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования. Рассмотреть задания в математике, когда используют приемы кодирования и декодирования информации.
  2. Развивать умения выполнять действия сложения и вычитания, умение определять, различать и описывать способы кодирования информации; умение работать в группах.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру, чувство взаимопомощи, умение работать в группах.
Оборудование: набор знаков для артикуляции, набор цифр, предметные картинки, «ключ», семафорные флажки, кодированное письмо, Веселые человечки.
Используемая наглядность по информатике взята из учебника А. В. Горячева «Информатика в играх и задачах», 1 класс.


Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Использование знакомой детям системы кодирования звуков, чисел.
Артикуляционная зарядка, выполняемая с помощью условных обозначений. (Использовать мордочки животных.)
Дети произносят соответствующие показанной артикуляции
звуки: [а], [о], [ы], [ и], [э], [у].
- Произнесите звуки.
Игра «Молчанка».
  • Подберите цифры к данному количеству предметов.
  • Как вы узнали, что надо произнести звук [а] или [о], показать цифру 7 или 8? (Мы заранее договорились, что будет соответствовать звуку или числу.)
  • Когда человек произносит звуки, он кодирует информацию. Это звуковое кодирование информации. Люди кодируют информацию с древних времен.
Звуковое кодирование
- Знакомы ли вы с еще какими-нибудь условными обозначе¬ниями?
Перечисляют: дорожные знаки, азбука Морзе, стрелоч¬ки-указатели направления; цветовое обозначение гласных и со¬гласных, твердых и мягких согласных; обозначения звонких и глухих согласных.
3. Создание проблемной ситуации.

На доске:

- Назовите выражения, в которых выполняется вычитание:
4-3=1
5-2
6+3
8-7=1
4>3
- Докажите свой ответ.
- В данных выражения назовите вычитаемое:
6-5=1
3+1=4
2+2=4
3-3=0
- В данных выражениях назовите уменьшаемое:
7-2=5
3-0=3
1+4=5
8-8=0
- Какими условными обозначениями чаще всего пользуются в математике? (Цифрами, знаками арифметических действий; знаками >, <, =.)
- Можно ли выполнять вычисления, пользуясь не только цифрами, но и другими условными обозначениями?
Обучающиеся делают предположения.
- Попробуем доказать или опровергнуть ваши мнения. Как вы думаете, чему надо посвятить наш урок, чтобы добиться поставленной цели? (Сравнение разных способов обозначения чисел и действий с ними.)
IV. Совместное «открытие» нового. Введение необходимых терминов.

На доске два слова:
кодирование
декодирование
Дети читают слова вслух, делают предположения об их значении. Учитель уточняет и обобщает ответы детей:
Кодирование - это процесс присвоения предмету, явлению какого-либо знака.
Декодирование - это определение предмета, явления по данному знаку.
- Эти два слова пригодятся нам в путешествии, в которое мы сейчас отправляемся вместе с Веселыми человечками (показывает).
Физкультминутка
Работа по учебнику информатики.
Графический диктант.
- В нашем путешествии нам понадобится один предмет. Что это, мы узнаем, написав диктант по клеточкам:
3 клетки вниз; 2 клетки влево; 1 клетка вверх; 6 клеток вле¬во; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка в право; 1 клетка вниз; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка в право; 1 клетка вниз; 2 клетки вправо; 1 клетка вверх; 2 клетки в право.
в результате у детей клеточках появляется изображе¬ние старинного ключа. Затем учитель показывает детям подобный ключ, только большой, из цветного картона.
Декодирование маршрута по стрелкам.
- Мы вышли в открытое море. Знайка проложил курс корабля. Давайте посмотрим, где окажется наш корабль.
Дети работают самостоятельно, прокладывая маршрут по стрелочкам.
  • Как вы узнали, что двигаться надо именно так? (ПО стрелкам.)
  • О чем мы договорились заранее? (Каждой стрелке соответствует одна клетка.)
  • Получились бы у нас одинаковые маршруты, если бы об этом не договорились? (Нет.)
  • Незнайка не знал об этом. Посмотрите, какой маршрут у него получился. (Показать.) Делают вывод об условности кодирования.
  • Декодирование букв.
  • Матросы нашего корабля выловили таинствен¬ную бутылку, а в ней письма. Декодируйте их.
Учитель вывешивает на доску «записку»:

Дети работают в учебниках, у них получаются слова:
клад, яма.
- Теперь мы знаем, что клад будет спрятан в яме.
- Письменное кодирование информации обладает замечательным свойством: информацию модно передавать на большие расстояния и долго хранить.

Письменное кодирование


Физкультминутка
- Наша команда имеет маршрут, ключ, знает мес¬та, где спрятан клад. Поднимаем паруса. Какие разноцветные флажки! Но это не просто флажки. Это запись слов. Можем мы их прочитать ? (Нет.)
- Почему? (Не знаем, каким буквам соответствуют флажки.)
- Значит, чтобы декодировать, нам надо знать, какой был договор, или иметь ключ. Вот он.
Выявление относительности цифрового обозначения чисел.
- Вот мы и прибыли к тому месту, где в яме спрятан сундук. Здесь и находится клад. (Показывает сундук.)
- Как вы думаете, что может быть кладом на уроке математике?
Дети делают предположения.

В зависимости от ответов детей учитель по-разному преподносит то, что кладом являются интересные задания.

Работа по учебнику математики.
Задание вынесено на доску.
- Попробуем решить примеры и выполнить сравнение. Дети приходят к выводу, что это сделать невозможно, так как не знают, какому числу соответствует знак.
- Так вот зачем нам нужен был ключ.
Учитель переворачивает ключ другой стороной, и открыва¬ется шкала для «волшебных» цифр.
  • Какими знаками обозначены числа 0,3, 7, 9?
  • Какое число обозначено флажком, елочкой, рыбкой?
  • Какое число следует за грибком?
  • Насколько елочка больше, чем грибок?
  • Какое число предшествует цветку?
  • Можем ли мы теперь решить примеры и выполнить сравнение? Почему?
Д е т и . Да. Мы узнали, что соответствует каждому знаку.

5. Первичное закрепление.

Решение примеров. и выполнение сравнения. Выполняют с комментированием.

Самостоятельное составление неравенств.
- Что помогло выполнить сравнение? (Числовой отрезок.)
- Важен ли сам знак: рыбка, елочка? (Нет. Важно его место.)

6. Формулирование ИТОГОВЫХ ВЫВОДОВ.
- Можно ли пользоваться другими обозначениями для выполнения вычислений? (можно пользоваться другими знаками.)
- Что для этого нужно? Является ли это кодированием? (Надо знать, чему они соответствуют. Это один из вариантов кодирования.)
- Чем похожи все случаи кодирования? (Предмету, числу, букве соответствует знак.)

7.  Выполнение тренировочных упражнений.
Сообщение исторических сведений о возникновении цифр.
Дети записывают римские цифры.

у ч и т е ль. Мы должны отправиться в обратный путь. Необходимо успешно преодолеть все трудности. А поможет нам эта карта.

Дети выполняют шаги в учебнике, а один ученик работает на обратной стороне доски. Затем проверяют результаты.

8. Итог урока.
- Давайте про верим, не растеряли ли мы свой клад во время путешествия. Что мы узнали?

Д е т и . Для кодирования нужно иметь ключ.
- Цифровое обозначение чисел - это тоже кодирование.
- Возможны и другие обозначения чисел. Важно соотношение между ними, а не сам знак.
- Какие способы кодирования запомнили?
- Как эти знания помогают в решении заданий по математике?
Ерохина Елена Сергеевна14.08.2012 33050 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar